Радуница

  Пасхальные воспоминания детства неизбежно перекликаются с "Радуницей', посещением кладбища. Тогда, только здесь можно было услышать пение "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ... " Некоторые бабушки пели тонкими вибрирующими голосами этот праздничный тропарь переходя от могилки к могилке - радовали усопших.
   Повсюду в оградках, на могилах и столиках лежали коричневые яица, карамельки и крупа.
  Нам детям было совсем не страшно на кладбище мы приходили и без взрослых.
Пестрое, яркое православное кладбище, кладбище это не старинное, хоронить здесь начали незадолго до войны поэтому древностей на нем нет, хотя и встречаются перенесенные от Успенской церкви литые чугунные кресты, несколько кованых, да один гранитный памятник, остальное все наследие советских лет.
  Здесь всегда приятно пахло свежей краской - кто-нибудь постоянно поновлял оградку или крестик. Вот мы и любили бродить среди этих разноформатных оград да крестов с завитушками.
   Кресты были щедро украшены всякими колечками да вензелями, но не соответствовали православному восьмиконечному кресту. Мастера что их делали знали, что на кресте есть прямые перекладины, и есть косые, а вот как их правильно разместить на крестике не знали. Вот и стоят эти крестики, машут перекладинами вразнобой.
  Отдельные люди спорили, который крест правильный, а который нет. Нас детей это не волновало, нас больше привлекали фотографии и инициалы на табличках что прикреплены на эти крестики. Лица старые и молодые, на кого-то из знакомых очень похожие.
   Из года в год ходим мы на "Радуницу" на кладбище. Хожу между тех же крестиков и лиц что и в детстве, но теперь уже встречаются лица людей которых я знал, общался, дружил. Вот, тетя Дуня из Литвинова, она мне рассказывала как девчонкой бегала на службы в Рачевскую церковь. Вот баба Маня из Ескина, мы у нее чай пили на Ильин день, после молебна, вот, тетя Маша из Крюкова, тетя Надя, дядя Витя...
К чему я это? Не знаю. Просто, бродил меж оград, и увидел рассыпающийся цементный столбик, с которого мне улыбается незнакомая и одновременно давно знакомая бабушка, так же как и много, много лет назад...


Рецензии