Кровавый султан

Молодой султан Мурад сумел установить в стране тотальный контроль. Он запретил вино, табак и кофе, приказал закрыть все кофейни и питейные заведения. Причем, сам следил за исполнением своих указов и жестоко наказывал.

Как и его знаменитый прадед, султан Сулейман, он переодевался бродягой и выходил в город. Только в отличии от великого предка, которого прежде всего интересовала ситуация в стране и отношение к власти, занимался несколько иным. Например, просил торговцев продать ему табак. Если тот соглашался, Мурад собственноручно убивал его.

Рассказывают, что однажды он увидел, как садовник и его жена курят кальян. Султан тут же приказал отрубить им ноги и выставить на всеобщее обозрение, чтобы никому и повадно не было.Наказание было очень строгим, если не сказать жестоким. Выпил вина — пожалуй на кол. Закурил — остался без носа. Послушал «непристойные песни» - прощайся с ушами…

Постепенно султан Мурад IV от казней виновных перешел к открытом террору за что и получил имя «кровавого султана».

Однако, подобная тирания, как ни удивительно, положительно отразилась для империи. Чиновники очень боялись грозного правителя и перестали устраивать заговоры и подстрекать янычар к бунту. Улучилась ситуация в армии. Неплохо обстояли дела и на военном поприще.

В 1635 году султан Мурад IV отправился в военный поход против Ирана и завладел Тебризом, Ереваном, Нахичеванью. В 1638 году турецкая армия вновь захватила Багдад. После чего иранский шах Сефи I подписал мирный договор, положивший конец между Османской империей и Сефевидской державой, который начался еще в начале шестнадцатого века. Этот договор считается самым серьезным достижением султана Мурада IV.

Надо сказать, что в историю Османской империи султан Мурад вошел как довольно противоречивая фигура. С одной стороны, он довольно много полезного сделал для страны. К примеру, поощрял строительство мечетей и школ, покровительствовал ученым. Считается, что именно при его поддержке изобретатель Ахмед Челеби первым совершил полет на крыльях. Султан модернизировал флот, расширил границы державы.
С другой стороны, много казнил, устроил террор в стране и внушал своим современникам мистический ужас.

Не трудно представить, отношение поданных к его матери — Кёсем-султан, которую, как и Хюррем-султан, откровенно ненавидели и боялись. Что же до самой валиде, то перед ней стояла сложная задача — ей требовалось сохранить жизнь двух оставшихся в живых шехзаде.

Ранее на моей странице яростно обсуждалась тема: убил бы шехзаде Мустафа детей Хюррем, если бы стал султаном или же оставил бы в живых? Надеюсь, рассказанные мною истории о том, как поступали со своими братьями последующие правители, в том числе и султан Мурад, навсегда расставят точки в этом споре.


Рецензии