Петров Алексей Виссарионович. Скульптор

Петров Алексей Виссарионович (1897 – 1953)

Скульптор, живописец. Ветеран Великой Отечественной войны. Муж художницы Ломакиной Марии Владимировны.

Родился 19 марта 1897 в Москве, в семье рабочего. Алексей с детства проявлял незаурядную художественную одарённость, удивляя окружающих композициями из снега на Гоголевском бульваре.

По желанию матери, уроженки Сергиевского посада, семья переезжает на постоянное местожительство в её родной город.

Сергиевский посад поразил Алексея красотой архитектуры Троице-Сергиевой лавры и наполнил его любовью к самобытному искусству народных умельцев. 

Удивляло обилие и разнообразие красочных изделий народного промысла на городском рынке. С каким  удовольствием рассматривал он игрушки из дерева и папье-маше, деревянные ложки, резные и расписные шкатулки!

В 1910 году Алексей поступил в Сергиево-посадское мужское четырёхклассное реальное училище (1910 — 1913).

Интересный исторический факт: здание училища было построено благодаря городским руководителям Амфитеатрову и Каптереву специально для него, и было открыто в 1897 году вопреки желанию уездных властей.

Историческая статистика, которой можно гордиться: в уездном Дмитрове в конце XIX века было 13 учителей, а в Сергиевском посаде — 52.

Алексей Петров был романтичным и любознательным. Мечты о путешествиях и приключениях уживались в нём с интересом к технике и любовью к искусству.

Но в первую очередь нужно было получить хорошее образование, профессию. Поэтому Алексей Петров отправился в Архангельск — поступать в техническое училище.

Во время учёбы в Архангельском техническом училище (1913 — 1915) Алексей Петров совершал каботажные рейсы по Белому морю (1913 — 1915).

После окончания училища Алексей Виссарионович поступил на службу в Добровольный флот — это подконтрольное правительству российское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в 1878 году. Согласно уставу первой задачей Добровольного флота являлась организация регулярных товаро-пассажирских рейсов.

На корабле добровольного флота «Иртыш» А.В. Петров совершил заграничное плавание в должности ассистента-механика.

В 1916 году Алексей Петров поступил в Машинную школу Балтийского флота в Кронштадте (1916 — 1917).

Машинная школа была создана в 1885 году. Это был целый комплекс учебных зданий для профессионально-технического обучения.

Здесь, помимо разнообразных мастерских, светлых просторных классов и богатой технической библиотеки, была в деталях воссоздана действующая модель кочегарки большого военного корабля, с гудящими топками, блестящими медью форсунками и дрожащими стрелками бесчисленных приборов.

Окончившие Школу матросы уходили в учебное плавание в конце которого сдавали придирчивый экзамен.

Машинная школа действовала и в советское время, а после Великой Отечественной войны её преобразовали в Морской техникум.

После окончания Машинной школы механик Алексей Петров стал грамотным техническим специалистом, знал инженерное дело.

Но в душе он был художником.

***

«Вокруг была зелёная зыбь, простор океана, и солнце, и далёкие полосы тумана» — это цитата из книги Виктора Конецкого, капитана дальнего плавания, известного всем талантливого писателя. Вот что писал он о море и моряках: «Море не дает ничего духовно бедным людям ... Но одну вещь оно дарит всем: это жестокие удары. И когда нас бьет море, ничего не остается, как сопротивляться ему. И в эти моменты мы, люди, ощущаем свою силу. Их мы вспоминаем, когда оказываемся на земле, потому что в них есть главный смысл борьбы человека со стихией».

Алексею Петрову нравилась его работа на корабле — романтика, морские просторы...

В советское время он служил в боевом ядре Балтийского флота на эсминце «Свобода», затем на минном заградителе «Волга», (1917 — 1921).

Некоторое время Алексей Петров работал в клубном отделе политического управления  Балтийского флота, потом его направили в Ленинград на Военно-политические курсы (1921 — 1923).

По окончании курсов у него была бы возможность стремительно продвигаться вверх по карьерной лестнице ... Но он выбрал другой путь.

Во время обучения на Военно-политических курсах он параллельно постигал основы творческой профессии в Военно-морской художественной школе, которую успешно окончил в 1923 году.

И в том же 1923 году Алексей Петров поступил в знаменитую Всероссийскую академию художеств (1923 — 1927), учился у А.Т. Матвеева, дипломная работа — «Фонтан народов», руководитель А.Т. Матвеев. Дипломная научная работа — «Сергиевский кустарный художественный район». Вот так отозвались интерес Алексея Петрова к народным промыслам, любовь к  декоративно-прикладному искусству.

Член Ассоциации художников революционной России (1925 — 1932), секретарь её Сергиевского филиала (1927), руководитель художественной студии для молодёжи.
А. В. Петров работал в Сергиевской школе кустарного ученичества (1928), а затем был назначен заведующим Богородской профтехшколой (1929).

В том же 1929 году Алексей Виссарионович женился, и молодая жена Мария Владимировна Ломакина приехала к нему в село Богородское.

Они познакомились во время учёбы в Ленинградской Академии художеств. Известны два портрета Алексея Петрова, которые Мария Ломакина выполнила в этот период.

В Богородской профтехшколе до назначения А.В. Петрова на должность заведующего  изучали столярное дело. С его приходом началось возрождение богородского направления  искусства резьбы по дереву — деревянная скульптура и традиционная деревянная игрушка.

В своей методике Петров огромное значение уделял лепке. Лепили из серой привозной глины или пластилина, который сами готовили.

Ломакина окончила монументальное отделение живописного факультета и была ученицей К.С. Петрова-Водкина.

Петров учился на скульптурном отделении у А.Т. Матвеева, но посещал мастерскую К.С. Петрова-Водкина. Пользователи интернета могут посмотреть рисунок А.В. Петрова:   «Натурщица. Мастерская К.С. Петрова-Водкина. Размер 70,5 x 55,5». Этот незавершённый рисунок позволяет понять, что Алексей Виссарионович был превосходным рисовальщиком.

После окончания Академии художеств Алексей Петров уехал в Загорск, а его будущая жена осталась в Ленинграде, и преподавала рисунок в школе (1928 — 1929).

В 1929 году Мария Ломакина приехала в подмосковное село «Богородское» и стала женой Алексея Виссарионовича. Она не только преподавала в Богородской профтехшколе, но и реализовывала себя как художница. Богородский цикл — один из лучших в ее художественном наследии. Вдохновляла не только природа, но и те, кто жил на богородской земле, занимаясь удивительным делом.

Деревянные игрушки резали даже девушки. Одна из них, в красной косынке с ножичком в руке, на акварели «Девушка — резчица игрушек».

Несколько работ М.В. Ломакиной из цикла «Богородское» находятся теперь в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея.

В 1931 году Мария Ломакина побывала в Крыму — её отправили в творческую командировку от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над тематической композицией.

С 1932 года жизнь и творчество супругов Марии Ломакиной и скульптора Алексея Петрова было неразрывно связано с Загорском (ныне Сергиев Посад).

Некоторое время А.В. Петров работал в Загорске инструктором по токарным и резным изделиям НИИХП (1932).

Начиная с 1932 года А.В. Петров работал в в Загорском научно-экспериментальном институте игрушек: заведующим экспериментальными мастерскими, руководителем лаборатории деревянной игрушки, руководителем мастерской по рельефной миниатюрной резьбе по дереву и кости.

Кроме того, он преподавал скульптуру на Курсах повышения квалификации членов художественных артелей (1932 — 1941 … 1943 — 1944).

В 1944 году Алексей Виссарионович был назначен Главным художником Загорска (1944 — 1949)

Кроме того, А.В. Петров активно участвовал в общественной жизни:

* Член Всекохудожника, горкома художников-живописцев и скульпторов Москвы.

* Член горкома художников-живописцев и скульпторов Москвы.

* Член секции научных работников при обкоме Московского областного союза мастеров искусств.

Мария Ломакина также работала в Загорском научно-экспериментальном институте игрушек.

В 1933 — 1936 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.

В 1959 — 1962 годах (после смерти мужа) Мария Владимировна преподавала рисунок и композицию в Богородской профтехшколе, а в Абрамцевском художественно-промышленном училище — теорию рисунка.

Скульптор Алексей Виссарионович Петров также реализовал себя в живописи — он создавал  замечательные натюрморты.

Алексей Петров и Мария Ломакина были авторами фигурок в национальных костюмах.
Мария Владимировна ездила в Москву в музеи, делала зарисовки. По ее эскизам резали фигурки в материале, а она потом раскрашивала образцы.

Алексей Виссарионович Петров — автор игрушек:

«Курица» — папье-маше, роспись — 1948

«Утка на пищике» — папье-маше, дерево, ткань, роспись — 1948

«Петух-каталка», «Гусь-каталка», и других...

Автор проекта, участник и руководитель коллектива исполнителей и художественному оформлению уникальной многофигурной игрушечной композиции-диорамы «Народный праздник в Москве» — 1947

Создал многофигурные композиции:

«Против голода, нищеты и безработицы. Положение детей в буржуазных странах» — 1932,

«Против эксплуатации, голода и нищеты детей в капиталистических странах и колониях» — (1933 — 1934)

«Революционное движение детей на Западе» — (1934).

Участвовал в создании скульптурных композиций для ЦПКО им. Горького в Москве и для ВСХВ (1938)

Выполнил рельефы:

«В. И. Ленин» — (1936) на фасаде павильона Киргизии для ВСХВ (1938)

«Александр Невский» — (1942)

Участник многочисленных выставок.

Произведения Алексея Петрова хранятся в собрании ХПМИ РАО.

Участник Великой Отечественной войны, служил в рядовом составе Красной Армии (1941), освобождён бессрочно от воинской службы ввиду тяжёлой болезни.

Награждён медалью «За оборону Москвы»

При работе над статьёй была использована информация из интернета, а также статья из альбома: «Художники Сергиева Посада. Энциклопедия художественной жизни», издательство «Художник России», 2007


Рецензии