Сом

          Пьеса в 3-х действиях


     Лица:

     Учёный
     Король
     Принцесса
     Сом


     Действие 1.

Комната с двумя входами, один с каждой стороны. Ч/б телевизор работает без звука. Король сидит за столом. Он чем-то занят. Входит молодой человек. Это Учёный.

Учёный:
– Добрый вечер! Извините... Елена дома?

Король:
– Елена? Гм... Да, пожалуй, дома. Конечно, дома. Где же ей быть-то... Во всяком случае, сегодня ещё не выходила (смеётся).

Молчание.

Король:
– А ты? Кто будешь-то?

Учёный:
– Я учёный. А Вы?

Король:
– Я король карточной масти.

Учёный:
 – Да? А какой?

Король (задумался):
– Ну... об этом тебе, пожалуй, ещё рановато.

Молчание.

Учёный:
 – Я прошу прощения... я очень устал... Вы разрешите? Я бы присел.

Король:
– Да не вопрос. Вот только куда? Оглянись – в комнате ни одного стула. Почему?

Учёный:
– Да, почему?

Король:
– Здесь ждать не привыкли. Здесь всё получают быстро и хорошего качества. У тебя деньги есть?

Учёный (роется в карманах:
 – Немного...

Король:
 – Спроси меня – зачем деньги?

Учёный:
– Да мне всё равно.

Король:
 – Нет, спроси-спроси.

Учёный:
– Ну, хорошо. Зачем деньги?

Молчание.

Учёный:
– Зачем деньги?

Король:
– Нет. Спроси лучше, чем это я тут занимаюсь.

За сценой падает что-то тяжёлое. Мужские голоса: "Держи крепче её... Вырывается... Все вырываются в первый раз..."

Король:
– Дочь я замуж выдаю.

Учёный:
– Как?

Король:
– С твоей помощью.

Кричит за сцену:

– Полегче там... в первый раз, что ли?

Поворачивается к Учёному, который тем временем незаметно облокотился о телевизор, но быстро выпрямляется.

Король:
– А ты хорошо стоишь. Не устал?

Учёный:
– Собственно... Нет.

Король:
– Что-нибудь принял, наверное?

Учёный:
 – Что?

Король:
– Вообще, принимаешь что-нибудь?

Учёный (с улыбкой):
 – Нет. А Елена выйдет?

Король:
– Молодец. Выйдет. Значит, мысль о ней поддерживает, правда? Молодец. Значит, я в тебе не ошибся. Впрочем... я редко ошибаюсь.

Учёный (с улыбкой):
– Правда? А почему?

Король:
– Так глаза устроены.

После паузы:

– Значит, у вас любовь.

Учёный:
 – Ну... мы только один раз встречались... вчера. Потанцевали, даже не говорили почти...

За сценой начинает играть музыка.

Король:
– А для любви и не нужны слова. Любовь – она, как танец: важны телодвижения... Танцуешь хорошо?

Учёный (смущённо):
– О, да... то есть...

Король:
– Ну, чего тут смущаться... Все были молодыми когда-то. Бывало... "Да ну... вы обворожительны... да что тут вообще..." И все дела.

Смеётся грубо. Закончив работу, достаёт картонную корону. Надевает.

Король. – Идёт мне?

Учёный:
 – Не знаю... Идёт, наверное.

Король:
– Всё-таки... король масти.

Достаёт карманное зеркальце. Смотрится, оттопырив губы. Надувает щёки. Учёный незаметно опирается о телевизор.

Король:
– Слышь... Ты в телевизорах волокёшь?

Учёный быстро выпрямляется.

Король (оживившись):
– Какой брать? Плазму или трубку, а?

Учёный:
 – Чтобы SCART-вход... и компонентный.

Король:
– А коаксиальный?

Учёный:
– По-моему, это перепаивать придётся.

За сценой стихает музыка. Двое рабочих вносят на плечах большой ящик, похожий на футляр от контрабаса. Ставят. Открывают. Из футляра выходит Принцесса. Рабочие, посмеиваясь, уходят.

Принцесса:
– Приве-етики...

Король. – Ох, и собираться мы!.. Мы уж тут всю политику обсудили: и внешнюю, и (хихикает) внутреннюю...

Критически разглядывает Принцессу.

– А чего это? Ты как... Это чего у тебя тут, а?

Принцесса (Учёному):
 – Вам нравится?

Учёный:
– Ну... как я уже сказал выше, коаксиальный, по-видимому, придётся...

Принцесса:
– Вот это главное.

Учёный:
– Собственно, я...

Король:
– Ну, береги её. Мою девочку.

Задушевно:

– По совести – деньги есть?

Учёный:
– Девочку?! Да... берите.

Король:
 – А тебе мальчиков подавай?

Считает:

– Раз... два... Годится.

Учёному:

– Ну... совет да любовь, а к завтраку не ждите!

Уходит торопливо в одну из дверей. Из другой двери появляется плотный мужчина в чёрном костюме, с гладко выбритой головой.

Принцесса:
– Ах!

Лишается чувств.

Бритоголовый подходит к ней. Трёт ладонью лицо, как делают утром, просыпаясь. Громко зевает. Продолжая зевать, уходит.

Учёный (достаёт зазвонивший мобильник):
– Да... Нормально... Да так (смеётся)... Ничего особенного. Да. Ну, пока...

Прячет мобильник в карман.

Принцесса:
– Виктор!

Учёный. – Я не Виктор...

Принцесса начинает вставать на ноги. В этот момент на сцену снова выходит бритоголовый в костюме. Он курит сигару и говорит по мобильнику.

Принцесса:
– Ах...

Бритый (идёт через сцену, разговаривая на ходу):
– Как ощущения? А-а... Ну, это бывает. Случается это, я говорю...

Проходя мимо Учёного, окидывает его внимательным взглядом.

– Симпатичный парень... Да... Симпатичный парень, говорю... Да. Ну, пока...

Прячет мобильник в карман, уходит, попыхивая сигарой.

Король (появляется из другой двери):
– Ну, как? О-о... Что вы сделали с моей кошкой?

Учёный (сухо):
– Может быть, крошкой?

Король:
– Ну, мне лучше знать... Впрочем... это вам теперь лучше...

Учёный:
– Что нужно, то и сделал. Вопросы есть?

Король:
– Есть. Сколько? Как мужчина – мужчине? Сколько?

Учёный:
– Два раза.

Король:
– Молодец.

Принцесса (приходит в себя, медленно встаёт, опираясь в пол одной рукой, другой поправляя волосы):
 – И вот что я вам скажу! Там, в нижней части... образовалось маленькое болотце... сильно увлажнённая низменность, укрытая редкой и чахлой растительностью... Туда и запустил сома рыбовод. Жирный, отъевшийся, гладкий... сом разыскал в мягких берегах протоку и, не без усилий, втиснул в неё свою большую круглую голову!

Пронзительно вскрикнув, умолкает. Некоторое время стоит молча, неподвижно, опустив голову и руки.

Король (с удовольствием):
– Обожаю, как она это... Словно сам побывал. Как там дальше: "Владелица болотца вскрикнула..."

Принцесса (поднимает голову, говорит медленно и нараспев, делая руками плавательные движения):
– Владелица маленького болотца вскрикнула... Сом разжимал сильным, гладким телом тесные стеночки этой протоки, пока, наконец... не выпустил... обильные, густые молоки...

Умолкает. Отворачивается.

Учёный:
– Два раза. Заметьте.

Король:
– Записано.


     Конец 1-го действия.


     Действие 2.

Та же комната. В углу футляр от контрабаса. Принцесса сидит за столом. Она иначе одета и выглядит старше.

Принцесса (говорит по мобильному):
– "Паучок Ананси... скользящий по глади вод..." Записала? "И... девушка... с планеты, где выводят кошек..." Выводят... Да. "Они встречались в мокром сне... с четверга на пятницу..." Нет, сегодня не четверг. Перестань: деньги же капают... "Однажды... он решил, что... паучок и девушка... И тогда... водопад...

Продолжая говорить, достаёт сигарету из пачки, закуривает.

– ...низвергнулся в одной пещере под Рязанью..." Под Рязанью... "А планета поменяла свои полюса... и... была разорвана взбесившимися силами..." (Выдыхает дым.) Взбе-сив-ши-ми-ся. "Так закончилась история... девушки... и... маленького... паучка." Точка. Да я сама их ненавижу. Как думаешь: нельзя будет пристроить это в "Досуг"? В "Досуг". Попробуй... Ну, сколько дадут... Там? Ермолина. Да ты её сразу узнаешь. Вот, увидишь – и сразу узнаешь... Ну, приветики. Мой идёт. Пока, увидимся...

Быстро прячет мобильник. Входит Учёный. Он в костюме. Брит наголо.

Учёный:
– Так... Кто-то мне плёл час назад, что денег на счету ни копейки.

Принцесса:
– "Слышишь, товарищ: гроза на-двигается..."

Учёный:
– Что?

Подходит к футляру от контрабаса.

Принцесса:
– "С белыми наши отряды сражаются!"

Стряхивает пепел в пачку от сигарет.

– Ты не купил мне сигарет, милый?

Учёный (сухо):
– Ты же знаешь... Я не одобряю твоё курение. И никогда не одобрял.

Принцесса:
– Я знаю.

Учёный:
– Что-то мы не видим твоего папочку.

Принцесса:
– Ну, сквозь футляр вообще трудно что-либо увидеть.

Учёный:
– Что?!

Принцесса:
– Меня больше беспокоит другой вопрос.

Учёный:
– Какой?

Садится за стол.

Принцесса:
– Почему мы его не слышим.

Учёный:
– Что ты хочешь сказать этим?

Принцесса:
– Ну... всё-таки, контрабас...

Смеётся грубым смехом, напоминающим смех Короля.

Молчание.

Учёный:
– Знаешь, давно хотел спросить тебя.

Принцесса:
– Да, милый?

Учёный:
– Сколько у тебя было мужчин?

Принцесса. – Тысяча.

Стряхивает пепел в пачку от сигарет.

– А почему тебя это волнует, милый? С тех пор, как мы вместе, я тебе верна...

Учёный:
– Да?

Принцесса:
– Да, милый.

Учёный:
– А я у тебя... который? По счёту?

Встаёт.

Принцесса:
– Ты у меня первый.

Учёный:
– Как это?

Принцесса (глубоко затягивается, выпускает дым):
– Да вот так. Вот так вот, милый.

Учёный:
– А тысяча?!

Принцесса:
– Ну... это же всё было до контрабаса, милый...

Смеётся грубым смехом.

Учёный:
– А он сейчас там?

Принцесса:
– Ты тоже там будешь.

Учёный:
– А ты?

Принцесса:
– А я уже была.

Достаёт картонную корону и надевает.

– Ну что – идёт мне эта шляпка?

Учёный:
– Это безумие.

Принцесса:
– Ну, что ты, милый... Безумие было раньше. Когда ты в футляре. Никого не видишь. Только голоса. Всегда. Голоса. Они обсуждают тебя. Взвешивают. Отнимают друг у друга и делят.  Говорят о тебе такими словами, что бумага съёжилась бы от стыда, вздумай они записать свои речи. А потом... потом...

Умолкает.

Учёный:
– Я знаю. Я... видел это.

Раздаётся стук в дверь.

Учёный:
– Войдите.

Входит бритоголовый в чёрном костюме. Теперь у него маленькие усики и бородка. В руке пакет.

Человек:
– Доставка.

Учёный:
– Проходите. Сюда, на этот стол.

Человек подходит к столу, достаёт из пакета бутылку водки, тоник "Швепс", хлеб, кильки и шоколадку. Сверяется со списком:

– Водка... "Швепс"... хлеб, вот...

Принцесса:
– Всё правильно. Спасибо.

Человек:
 – Простите, я должен сверить. А то, знаете, всякие бывают клиенты... Так. С вас 164 рубля 24 копейки.

Учёный:
– Получите. Сдачи не надо.

Человек:
– Благодарю.

Учёный:
– Скажите, мы не встречались?

Человек:
– Всё может быть. Приятного аппетита.

Уходит.

Учёный:
– Ты его не помнишь?

Принцесса:
– Тысяча первый.

Учёный:
– Что?!

Молчание. Он разливает водку.

– Ну... за что?

Принцесса:
– За нас, милый.

Пьют.

Учёный:
– Керосин...

Запивает "Швепсом".

Принцесса:
– Кильки прибалтийские...

Учёный:
– Какие-какие?

Принцесса:
– Ты закусывай.

Учёный:
– Нет, если прибалтийские, то... я, как патриот... не могу...

Разливает водку.

– За тебя!

Принцесса:
– Давай за нас, милый.

Учёный:
– Нет, за тебя...

Пьёт.

– Керосин...

Принцесса:
– Да, милый. Зачем ты так торопишься?

Учёный:
– Нужно успеть всё выпить, пока...

Принцесса:
– Пока что?

Учёный:
–  Пока бутылка не закончилась. Слушай, а мы разве заказывали шоколадку?

Пьёт в одиночестве.

– Я хотел тебя спросить... Ты больше меня не любишь?

Принцесса:
– Я скажу... Сними цепь. Я скажу.

Учёный приподнимает скатерть: тяжёлая цепь тянется от ноги принцессы к ножке стола.

Учёный:
– Не-ет...

Пьяно икает.

– "Сними цепь..." Ишь, хитрюля... Знаем ваши хитрости. Не дети. "Сними цепь..." Сначала... исполнишь свой супружеский долг, сука!

Принцесса:
– Ты что?! Виктор... давай не сейчас... Пожалуйста... Сейчас я... не надо сейчас... милый, не надо...

Учёный:
– "Виктор"... Какой я тебе, сука, Виктор... Я тебе покажу "Виктор"!

Поднимает её, валит лицом вниз на стол. Задирает платье. Недопитая бутылка падает со звоном на пол.

Принцесса:
– Помогите...

В комнате начинает звучать контрабас. Под его, то резкие, щёлкающие, то певучие звуки свет медленно гаснет...
Когда он, спустя пару минут, загорается снова, мы видим одну Принцессу. Она сидит за столом, подол платья завёрнут, оставляя полностью обнажёнными длинные ноги.

Принцесса:
– Итак... "Обильные, густые молоки. Их оказалось так много, что, когда пресыщенный сом потянулся в обратный путь, вытаскивая своё утомлённое величество из внутренней протоки, они послушно потянулись следом, длинной, блестящей..."

(Зазвонил мобильник. Подносит его к уху, продолжая говорить нараспев.)

– "...серой соплёй повиснув на голом бедре девушки..."

Не открывая глаз, проводит ладонью по бедру, снизу вверх.

Принцесса:
 – Думается, это конец второго действия.


     Конец 2-го действия.


     Действие 3-е.

Та же комната. Мебели нет. Несколько бумажных листков, приколотых к стенам. Принцесса стоит с мобильным телефоном в руке. Вся в чёрном, но в ярко-красных туфлях. Начинает набирать номер. Останавливается. Сбрасывает набранное.

Входит Учёный. У него длинные волосы. Несёт дипломат.

Учёный:
– Привет... А где всё?

Принцесса:
– Здравствуй. А вывезли. Переезжаю.

Учёный:
– Куда?

Принцесса:
– Тут... недалече. Вчера увезли мебель. Сегодня собак.

Учёный:
 – У тебя ведь не было собак.

Принцесса:
– Появились. Собаки. И морщины, и головные боли утром и вечером. И многое другое. Как сам?

Учёный:
– А это что?

Подходит к стене, срывает один из листков.

– "Пух задержался на ветке... Птица вспорхнула с неё ещё утром..." Это твоё?

Бросает листок на пол.

– Как выражается одна моя знакомая, "уж точно не Басё"...

Молчание.

Учёный:
– Ты извини... я тогда...

Принцесса:
– Ты не выполнишь одну мою просьбу?

Учёный. – Выполню...

Срывает со стены другой листок.

– "Чёрную воду ветка рябины... Не пойму, то ли гладит, то ли рябит..." Уж точно не Басё... А что сделать?

Принцесса:
– Вызови мне машину, пожалуйста.

Учёный:
– А сама... В смысле: машину? Не понял...

Принцесса:
– У меня деньги кончились.

Учёный:
 – Ну ладно. Давай номер... номерок, номерочек...

Принцесса:
– Дай мне твой телефон, пожалуйста...

Набирает номер и передаёт ему.

– Говори...

Учёный:
– Алё-ё? Да, я... Что? Я звонил... Что? Ну, как (оглядывается на Принцессу)... Надо женщину забрать... да... Елена Леонидовна... Лет полных? Тридцать семь, по-моему... Бывший муж... Да... Ситуация? (Оглядывается на неё.) Да, пожалуй, серьёзная... Да... Спасибо...

Поворачивается к Принцессе.

– Будет машина.

Принцесса:
 – Спасибо, Виктор.

Учёный:
– Я не Виктор... Слушай, а я думал – мы посидим, вспомним старое... У меня тут...

Открывает дипломат. Вынимает бутылку коньяка. Помедлив, ставит на пол.

Принцесса:
– А ты выпей. Не бойся. Я сейчас уеду, а ты можешь остаться... Выпьешь, посидишь...

Учёный:
– Я думал, мы с тобой...

Принцесса:
– Знаешь... Я ведь тогда летала. Все смеялись. А теперь... Даже странно: так горело... и ничего не осталось. Ни любви, ни жалости, ни воспоминаний. Всё отгорело. И даже золы... в смысле, даже зла...

Учёный:
– Так это же хорошо. Что зла.

В дверь входят санитары. Это бритоголовый мужчина и Король. Сейчас оба в белом.

Принцесса:
– Ну... прощай. Мне пора.

Король:
– К нам, к нам.

Принцесса:
– Прощай.

Идёт к двери.

Бритый:
– Документы все взяли?

Король:
– А кто вызывал? Вы?

Учёный:
– Я.

Король:
– Знаешь, взял плазму. Плоский экран... картинка...

Учёный:
– Что?

Все четверо стоят молча. Потом Принцесса выходит, за ней Король и Бритоголовый. Дверь закрывается.

Учёный (себе под нос):
– В мире голодных богов... родиться единственной нотой...

Поднимает с пола бутылку с коньяком. Открывает. Начинает пить прямо из горлышка.

– Керосин.

Садится на пол. Снова подносит бутылку к губам, и в этот момент замечает на стене ещё один листок бумаги.
Ставит на пол бутылку. Поднимается, слегка пошатываясь, подходит, срывает листок...
Читает вслух:

– "А иди ты на фиг".

С листком в руке садится на пол. Через некоторое время начинает смеяться.


     Занавес.


2008, 2020


Рецензии