Мирись с соперником твоим скорее

 "Блаженны миротворцы ибо они сынами Божьими нарекутся".


Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Евангелие от Матфея. Гл.5 )


В этой притче, как мне кажется, несколько смыслов. Первый, что лежит на поверхности, житейский, практический. Ясно, что путь- это наша жизнь. А как говорит русская пословица: "Жизнь прожить не поле перейти". Единомышленники встречаются в жизни очень редко.В основном приходится жить с теми, кто тебя окружает. И не всегда удается избежать открытых конфликтов, потому что люди думают только о своих интересах, и  совершенно не хотят понимать противоположную сторону. 

Вот на этот случай и говорится, что, если случился с кем-либо конфликт, лучше всего уладить всё миром, а не лезть в бутылку. Нужно мириться пока ещё можно уладить дело мирным путем, а не доводить до крайности. Пока ты на свободе, даже если тебе чем-то придется поступиться, пойди на уступки и реши проблему полюбовно. Потому что если тебя лишат свободы, тебе придется выполнять то, что тебе прикажут. И тогда придется заплатить сполна, а порой и в несколько раз больше того, что требовалось.

На каком же основании можно сделать такой вывод?  На Евангелии. С ним христианин должен сверять все свои поступки. А в нём устами Иисуса Христа и его апостолов говорится :

-Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
-Не воздавайте злом за зло.

-И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду.
а кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.( Ев.от Матф.)

-И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не потерпеть обиду? И понести ущерб ? (1-е посл.к Коринф.)

Кто-то скажет- для чего такие унижения, особенно если ты прав? Наверное, потому что не всегда в суде выигрывает тот, кто прав. Во- вторых, человек уступивший, всегда вызывает большее уважение, чем тот, который ради малой выгоды идёт до последнего, иногда в разрез с совестью. И ещё одно. Бойтесь, чтобы неприязнь, не перешла в злобу, а злоба - в ненависть.  Лучше уступить, потому что зло, поселившееся однажды в вашем сердце, не уходит оттуда без борьбы и  может разрастаться до небывалых размеров. Сегодня оно направлено на соперника, а завтра на своего близкого.
Читала в интернете и знаю одного человека лично, который, доверившись своему заимодавцу, вернул большую сумму денег и не попросил расписку, а тот подал на него в суд и суд обязал выплатить долг. Так пришлось отдать двойную сумму. Скажите, кого Господь поставит справа от себя в день суда, а кого пошлет в геенну огненную?

А вот что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам :

-Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.
-Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.
-Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его
-Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Теперь о смыслах, которые не так явно просматриваются, подспудные.

Авва Дорофей считает, что под соперником здесь нужно понимать нашу совесть.
Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет ее соперником и заповедует нам, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним. 

И так потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от (пренебрежения) сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: “что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?” от этого: “что за важность в том, что за важность в другом” впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом, закосневая (во зле), находится в опасности придти и в совершенное нечувствие.

 Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его, как малое и ничтожное; оно не малое, ибо чрез него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру или злу. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть, и как бы особенно увещевает (каждого из нас), говоря: “посмотри, что ты делаешь, несчастный! опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним”.

Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения сей заповеди: да не когда предаст тя судии, а судия слугам и всадят тя в темницу. А за тем что? – Аминь глаголю тебе, не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант. Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре и в зле, и показывает нам, что делать и чего не делать; и опять она же осудит нас в будущем веке (после смерти); поэтому и сказано: да не когда предаст тя судии, и прочее.

И, наконец, последнее.

Господь торопит нас, чтобы мы поспешили примириться со своими врагами, пока еще живем в сей жизни (ведь общая для всех жизнь - это жизнь во плоти, которую проходят все люди, и хорошие, и дурные), ибо Он знает, сколь опасно, если один из враждующих умрет, не примирившись: ведь потом, даже если они захотят примириться, то не смогут, потому что будут разделены.
 И если ты, пока еще на пути сей жизни, не заключишь мир со своим соперником, которого обидел, но вы во вражде предстанете после смерти пред Судией Христом, то он предаст тебя Христу, обвинив на Его суде, и Судия отдаст тебя слуге, то есть жестокому ангелу наказаний, и тот ввергнет тебя в темницу геенны. И если бы ты заключил мир в сем веке, то мог бы получить прощение даже за тяжелейшее согрешение, как написано: Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4:8).

 Если же единожды будешь осужден и ввергнут в темницу, тогда уже не только за тягчайшие грехи, но даже за сказанное тобою праздное слово, то есть, если скажешь кому-нибудь «рака» (пустой человек), неизбежно взыщется с тебя наказание за это. Твой соперник отдаст тебя судье, даже если он раньше попросил тебя о примирении.

Вспоминается один случай, который произошел в монастыре между двумя братьями монахами Титом и Евагрием. Жили они дружно, но потом пробежала между ними черная кошка. И стали они врагами. Вот пришло время умирать одному из них. И начал Тит просить и умолать своего бывшего друга Евагрия простить его, а тот ни в какую. Тогда припал он к его ногам и в который раз со слезами стал говорить: "Прости меня, Отец".  Он же, немилостивый и лютый, отказался перед всеми: «Никогда не хочу примириться с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И упал замертво. А больной встал здоровёхонек. И рассказал, что видел он Ангела, который, после этих слов,  ударил копьем его бывшего друга, а его поднял с одра здоровым.


Рецензии