Родители и дети - кто кого и как воспитывает?..

       "Воспитывая детей, воспитываем себя" - и тема замечательная, и мысли прекрасны в заметке Алины Корнеевой.
       Соглашаясь с каждым словом Алины, я захотел высказать и некоторые свои взгляды по теме. Тем более, что Алина закончила свою статью просто невероятно важным пожеланием родителям: "Желаю мамам и папам с Божьей помощью собрать добрый урожай своих трудов на огромном поле родительства".
       Вот это самое важное: собрать добрый урожай... Ведь любят своих детей все родители, но у одних в итоге из них получаются настоящие личности, живущие прежде всего интересами родины, а у других - моральные уроды, для которых личное обогащение и личное благополучие есть главная цель и мечта всей жизни... Хотя любили детей и те и другие...
       Так какой же тогда должна быть родительская любовь, чтобы потом можно было "собрать добрый урожай"?
       Да, верно пишет Алина, что воспитывая и обучая детей, мы продолжаем самовоспитываться и самообучаться. Об этом я тоже написал, в числе других тем, в своём произведении "Рождественская шутка, или Сказка для взрослых о счастье". Оно опубликовано на портале Стихи.ру и в ЛитРес (в электронном виде).
       Поскольку оно ну очень уж большое, да ещё и в стихотворной форме, я изначально понимал, что прочитают его буквально единицы людей, те, кто ну просто невероятно любознателен и терпелив. Но, тем не менее, написал, не мог не написать.
       Одна из тем этого произведения именно та, которой коснулась Алина Корнеева.
       Это очень важная тема, и тема даже не столько произведения, сколько самой жизни.
       Но главное внимание в своём произведении я обратил на то, что самое важное в воспитании детей, это развивать их самостоятельность, их изначальное желание познавать мир своим собственным умом и собственным, пусть пока и совсем маленьким, микроскопическим жизненным опытом.
       Именно такой подход к воспитанию детей, по моему убеждению, сделает из них личности, не только способные к саморазвитию, но и наделённые высокой нравственностью.
       И такое воспитание только кажется несложным: ребёнку-то даётся вроде бы много самостоятельности, вроде бы у воспитателя больше личного времени.
       Но на самом деле это как раз самое сложное в воспитании: давая ребёнку много свободы, тщательно следить за его поведением и вовремя и правильно направлять его на верный путь, чтобы в итоге из него получилась личность.
       Почитайте цитату из моей "Рождественской шутки..." Это речь гнома, одного из героев произведения.

К чему младенческим устам
Заботливый не верит предок
Так часто? Слушайте «Я сам!
Я сам!» настойчивое деток!
Не отвергайте малышей
Попытки, – пусть и неумело! –
Умом своим, рукой своей
Полезному учиться делу!
Они пришли в сей чудный мир,
На всё взирая восхищённо,
Ещё не зная, можно жир
Копить что в теле увлечённо,
И антикварным барахлом
Заваливать со страстью замки
Свои, завистникам назло,
Что мир мещанам и мещанкам
Уже почти принадлежит,
Когда всё менее мешает
Принюхаться к добыче стыд,
Пускай дерьмом она воняет
Разбоя, лжи или войны!
Они пришли, ещё не зная,
Что сами могут без вины
Стать виноватыми, лихая
Когда от них придёт беда
Ко многим, если их научат
С младенчества, что без труда,
Пожалуй, жить намного лучше…
Они не знают ничего…
И потому безмерно верят,
Что жизнь своею головой,
Без помощи чужой, измерят! –
В конфликте дети и отцы
От этого как раз бывают…
Потом… Потом себя мальцы
В мальцах своих лишь угадают…
Они не знают ни о чём…
Зачем же с жизнью столкновенье
Переносить их на потом?
Зачем так долго в заблужденьях
Своих умеете вы жить,
Наследника когда нередко
Способны походя родить,
И только? Чтобы, – как с конфеткой! –
С ребёнком вволю поиграть,
Не понимая, для чего же
Ему нужны отец и мать?
Чтоб увидать намного позже,
Озлобясь, как голодный тигр,
Что не для личности рожденья,
Но для веселия и игр
Неповторимые мгновенья
И скоротечные – увы! –
Его готовности учиться
Добру расходовали вы?..
Чтоб через годы удивиться,
К чему бы в чаде дорогом,
Любовью вашей отдалённом
От соучастия в простом, –
До примитива упрощённом! –
Труде с намереньем блюсти
Свою хотя бы чуть опрятность,
И совесть стала не в чести,
И дело стало неприятность
Любое тут же возбуждать,
Когда его плодами кто-то
Иной посмеет обладать?..
Чтоб убедиться, что без пота
И напряжения ума
Желает ваше чадо, чтобы
Его полна была сума?..
Что не любовию, но злобой
Душа бездельника полна,
Вы убедитесь слишком поздно,
Любви безумная волна
К нему когда лавиной грозной
Добытчика инстинкт сметёт,
И он привыкнет без усилий
Свой холить в сытости живот…
Когда увидите, немилой
Ему и скучной жизнь сама
Становится, не стоит тщиться
Уже от мёртвого ума
И слабых рук его добиться
Желания добро творить
Не для себя: ушло то время,
Когда возможно уронить
Ещё благое было семя
На поле сердца и души,
Готовое к его приёму…
Призыв к труду лишь рассмешит
Бездельника, поверьте гному!..
Но если первое «Я сам!»
Дитя вы не отвергли сразу,
Его позволили рукам
Неопытным на чистый разум,
В неведомый впервые мир
Вникающий насторожённо,
Влиять самим, один кумир,
Когда сумели убеждённо
В душе младой посеять весть,
Бывает только безопасен
Для разума, – благая честь! –
Младенца будет путь прекрасен
По жизни с первого его
И до последнего мгновенья!
Понять не сложно, отчего
К труду рождается почтенье
У тех, кем пройден этот путь,
Любая радость не сравнима
На коем с тем, что вашу грудь
Волнует то же, что любимо
Ещё душою не одной
В мечте о счастие всеобщем:
Не зря, – волною как взрывной! –
Передаётся душам прочим
Лишь одного из вас успех,
Не зря и горе одного лишь
Нередко огорчает всех!..
С чужою вряд ли заневолишь
Душою сопереживать
Дела её любую душу,
Где родовая есть печать
На право вечно бить баклуши,
Ни в чём не ведая нужды,
И сытости не зная цену,
И глада не познав беды!..
О, жизнь не битвы есть арена
За сытость личную за счёт
Трудов чужих, но вдохновенья
Души есть радостный полёт,
Рождён что самоутвержденьем
В полезных обществу делах!..
Себе безмерно сотворивший
Число невиданное благ,
Несчастнее бывает нищих:
В самолюбивой простоте
Несчастье главное он видит
В материальной нищете…
И если нищего обидит
В порыве грубости богач,
Не удивляется пусть нищий:
То несчастливого есть плач,
Что вещь поставить чести выше
Без нравственных всегда готов
К тому особых колебаний! –
Там счастья нету и следов,
С вещами сосуществованье
В тоске души одно где есть,
Где не своим трудом, но рентой
Благополучие обресть
Удобнее, с эквивалента
Его чужого взяв труда,
В морали нет ограничений
Где никаких, где нет суда
С его бесстрастным осужденьем
Деяний, ожидать добра
От коих в пору сумасшедшим!..
Когда прозрения пора
Придёт к неправедно обретшим
Благополучие своё?
Когда их окруженьем станут
На ближних подступах ворьё,
На дальних – только наркоманы?..

       Родительская любовь - это такая сложная и трудно оцениваемая в своих последствиях штука! Все любят своих детей. Но последствия этой любви бывают просто кардинально различны!..
       Едва ли не самая главная ошибка в воспитании ребёнка, это непрерывное одаривание его материальными ценностями и развлечениями: я же его люблю, значит, у него даже птичье молоко должно быть, пусть его в природе и не существует!..
       Люблю, значит, нужно буквально задарить, причём желательно тем, чего нет или очень мало у других! Значит, надо заразвлекать до потери пульса, пусть потом, когда вырастет, он и не сможет жить без непрерывных тусовок в молодёжных клубах...
       Люблю, значит, надо оправдывать любые его прегрешения и даже закононепослушность!..
       Все видели в теленовостях видеоролики о безуспешных погонях полицейских за мажорами прямо по тротуарам городских парков и скверов, о столь же безуспешных попытках судебной фемиды хоть как-то их запугать ответственностью за такие деяния...
       В своей драме "Отец", опубликованной бесплатно в электронном виде в ЛитРес, я показал просто жуткие последствия любви отца к сыну, выражавшейся в том, что он постоянно уводил его от ответа перед обществом за разные противоправные поступки, которые сначала были такими, что, получив сразу же наказание, сын наверняка задумался бы над своим поведением и, скорее всего, не шёл бы далее по неверному жизненному пути.
       Но отец каждый раз оберегал его от даже самых малых наказаний, в результате чего сын, став взрослым человеком, наделал в жизни таких дел, что сам уже понял: жизнь его фактически закончилась...
       Странная эта штука, любовь... В чём она реализуется и проявляется?..
       Знаменитый певец Сосо Павлиашвили как-то озвучил грузинскую поговорку, точный текст которой я, честно говоря, забыл, но смысл её такой: если в младенчестве отец враг, то в зрелости - друг... И наоборот...
       Наша замечательная фигуристка Елена Водорезова однажды призналась, что в детстве очень обижалась на маму и была ею, мягко говоря, недовольна, из-за того, что она упорно заставляла её заниматься в секции фигурного катания, а теперь очень ей благодарна за это...
       Страшнейшие ошибки в воспитании: выражение любви к ребёнку материальными подарками, развлечениями и защита его от наказания за нехорошие поступки.
       Расплачиваться потом за эти ошибки воспитателя будет как раз воспитуемый. И часто, когда уже воспитатель ушёл в мир иной, а потому задаривать, развлекать и оправдывать перед законом его будет просто некому...
       В то же время, есть много примеров, когда, живя в материально неблагополучных семьях и начиная работать чуть ли не с четырнадцати лет, молодые люди становились потом очень успешными бизнесменами и творческими личностями.
       И что-то никому не известны своими личными успехами и достижениями те, кто вырос под тёплым крылом метериального благополучия, в непрерывных развлечениях и сытости...
       Так что, совершенно верна поговорка: от любви до ненависти один шаг... И чтоб этот шаг не был сделан ребёнком, когда он перестанет быть ребёнком, не надо подменять истинную любовь подарками и развлечениями: он их оценит совсем не так, как кажется, пока ребёнок ещё не стал взрослым, родителю...
       Детям изначально свойственно желание всё попробовать и испытать самим. Они всегда говорят: я сам!
       Но мы чаще всего думаем: да что он может сам, я же для него лучше сделаю!
       Вот это и есть главная ошибка родителя: ребёнок сделает хуже, чем родитель, но он при этом узнает, что такое что-то сделать самому, а главное, какое это удовольствие сказать потом, я сделал это сам!..
       А уж каким прекрасным человеком и замечательным работником станет выросший ребёнок, будет главным удовольствием всей жизни родителя...


Рецензии