Поп и батрак. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

    Жил поп с попадьёю; у них было две дочери.
 Нанял себе поп работника; дождался весны, сам поехал на богомолье, а работнику приказывает:
   Смотри,
к моему приезду чтоб ты весь огород вскопал и гряды поделал – да до вечерней чтоб зари.
    Слушаю, батюшка! – работник всё наообещал.
Вот батрак кое-как вскопал огород колом, да всё оставшееся время и прогулял.
    Воротился поп, пошёл с попадьей на огород, видит – ничего не сделано.
Ах ты, свет! Ужели ты не знаешь, как огороды копают? Тебе что – ума не дано?
То-то и оно, что не знаю; коли б знал –
так бы и сделал, кабы кто показал.
    Ну, свет, ступай в горницу, спроси у дочерей, чтоб дали тебе железную лопатку,
а как копать-то - узнаешь мою хватку!
Я тебе покажу!
   Батрак побежал в горницу прямо к дочерям с улыбкою:
Барышни, я вхожу!
Батюшка приказал вам, чтобы вы обе мне срочно всё дали!
     Чего? – спрашивают барышни издали.
Сами знаете чего – обед приказал дать, время уже, аль заигрались?
     Поповны на него сразу же заругались.
Нечего тут ругаться-то! Батюшка велел, чтобы скорее меня отпустили:
надо гряды копать: коли не верите, сами у него спросите али что весна уже – забыли?
     Одна сестра тотчас же выбежала на крыльцо и кричит:
Батюшка, что вы приказали работнику дать?
   Что вы его там держите? Дайте ему поскорее, что просит, давно уж пора отдать!
Ну, сестрица, – говорит, воротившись, поповна, – нечего делать, надо давать,
батюшка приказал дать.
    Тут они обе быстро еду всю, что была, на стол поставили, думали и сами поесть,
а работник возьми, да и съешь всё, да так лихо, что нечего больше и есть.
   А поп кричит:
Ну, где тебя носит?
   Работник схватил в сенях лопату и побежал на огород.
Поп показал ему, как копать гряды, а сам с попадьей пошёл в горницу;
 смотрит, а дочери плачут, да громко так плачут - не закрывают рот!
    О чём вы плачете, что за беды?
    Как нам не плакать, батюшка! Сам же ты велел работнику дать еды,
а нам и есть ничего не осталось, голодные теперь будем, исхудаем,
никто смотреть не будет на тощих-то, в девках поумираем!
     А зачем вы ему еду отдали?
Да ведь ты велел, чтоб мы ему дали!
     Я велел ему лопату дать.
Какую лопату? Он нас голодными оставил,  сам успел всё  слопать.
    Поп, как услыхал, что без обеда остался – сильно рассердился; схватил кол
и прямо на огород – работника наказать.
Батрак видит, что поп с колом бежит к нему – не с добром, бросил лопату
и давай Бог ноги – от попа бежать.
    Поп за ним, а батрак шибче, так и укрылся с батькиных глаз, спрятался и молчок.
Пошёл поп отыскивать своего батрака, идёт, а навстречу ему мужичок.
     Здравствуй, свет!
Здравствуй, батюшка! – говорит мужичок в ответ.
    Не попадался ли тебе навстречу мой работник?
Не знаю, какой-то парень пробежал бойко – на миг возник.
   Это он сам и есть! Пойдём, мужичок, со мною, пособи мне его отыскать, я тебе заплачу за то.
     Вот пошли они вместе, прошли немного, повстречался им цыган явно не в своём пальто.
     Здравствуй, цыган! – говорит поп цыгану.
Здоров бул, батенька! Ищешь кого, а то я вот пальто купил для табора, иду к цыганскому стану.
    Что, не попадался ли тебе навстречу какой парень?
А, батенька, какой-то проскочил мимо, как вихрень.
    Это он самой и есть! Пособи нам отыскать его, я тебе заплачу за это.
 Изволь, батюшка, пособлю, пока полно света.
    Пошли они втроём. А батрак прибежал в деревню, надел на себя другую одёжу,
усы углём намазал  и сам идёт попу навстречу.
    Поп не узнал его и стал спрашивать:
Что, свет, ты какого-нибудь мужика по дороге не видал?  Ростом мне по плечу.
     Как не видать - видал,
в деревню соседнюю побежал.
    Ну, брат, пособи нам его найти.
    Извольте, батюшка, как на помощь не придти.
    Пошли все четверо искать попова батрака, пришли в соседнюю  деревню - батрака не видать,
ходили-ходили до самого вечера: нет толку. Стало темно: где бы переночевать?
   Вот приходят они к одной избе, в которой вдова жила, стали проситься на ночлег. Вдова отвечает:
    Добрые люди! У меня в эту ночь потоп будет! Пожалуй, ещё потонете, ветер вон крепчает.
Но сколько она ни отказывалась – не могла отказаться и впустила их на ночь.
А к ней обещался прийти жених в эту ночь.
   Вот взошли они в избу и легли спать.
    И думает поп:
Что, коли в самом деле будет потоп?
   Взял большое корыто,
поставил на полку и лёг в корыте, да чтоб всё видно было, для глаз всё открыто.
Рассуждает про себя: потопа тут спокойно дождусь.
Коли будет потоп, – думает себе, – так я стану в корыте по воде плавать и спасусь.
    Мужик лёг за столом на лавке, цыган лёг на шестке головой к золе;
а попов работник у самого окна на скамье.
  Улеглись они и уснули все крепким сном, один попов работник не спит и слышит,
что под окошко подошёл хозяйкин жених и стучится, и громко от счастья встречи дышит:
Отопри, душенька.
    Работник встал, отворил и тихонько говорит ему женским шёпотом:
Ах, миленький мой! Ты пришёл не вовремя, теперича у меня ночуют чужие люди в доме;
приходи на ту ночь, всё потом.
   Ну, прощай, миленькая! Не скучай себе!
Будь здорова, на ту ночь приду к тебе.
    А жарко ночью было, духота -  не выжить,
мужику крепко захотелось водицы испить,
зачерпнул он воды побольше, хотел черпак поставить, думал – напился,
да в потьмах о край печи и зацепился,
вода прямо цыгану в лицо и вылейся в рот, в самое горло.
   Как почуял цыган, что откуда-то вода льёт ему прямо в рот, подумал:  пришёл-де потоп
и стал кричать во всё горло:
    Ай, батюшки, потоп, потоп!
    Поп услышал голос цыгана и захотел спросонок прямо на корыте спуститься на воду,
да как шлёпнется об пол, все рёбра себе и переломал - накликал себе в корыте невзгоду.
    О, Боже мой! – кричит поп, – когда падает малой ребёнок, Бог подставляет под него подушку,
а как старому придётся упасть – так чёрт борону подставит да под самое ушко.
Вот теперича я разбил и голову, и все свои бока!
Не найти мне, верно, разбойника, моего батрака.
    А работник с больным попом стал разговаривать посмелее:
И не ищи лучше, батюшка, ступай-ка с Богом домой – будет здоровее!
    С тех пор там в сёлах пословица и живёт:
кому Бог ума не дал, тому кузнец не прикуёт.


Рецензии