Ассирия наследие и судьба

«Мой привет да будет приятен твоему сердцу»
(Ашшурбанипал)
С Ассирией мы знакомимся прежде всего по картинкам в учебниках. Пленники на кольях. Ослепление пленных. Обрубание рук. Пирамиды из голов. Царь Ашшурбанипал с царицей Ашшуршарат пьют вино в саду, в беседке, заплетённой виноградом (два ложа у столика  с цветами и кувшином), а над ними – отрубленная голова эламского царя Теуммана. И запах им не мешает. И слетающиеся на сукровицу мухи...
Эти кошмарные картинки известны сравнительно недавно – с  XIX столетия, когда начались раскопки ассирийских дворцов, погребённых под 25-вековыми завалами ила и песка. Но и раньше об Ассирии знали то же самое – по библейским проклятиям «логову львов». Конечно, для Ветхого Завета хороши лишь Иисус Навин, под корень резавший хананеев, да царь Давид, отправлявший гоев «под железные молотилки, под железные топоры, в обжигательные печи» (2 Царств 12, 31). Про всех остальных – ассирийцев, египтян, греков, римлян и т.д. – можно сказать словами самой Библии: «На кого  не простиралась злоба твоя?». Однако и древние греки, так любившие рассказывать о мудрости других народов, от Ассирии оставили нам лишь образ Сарданапала. Когда этот царь жил – они не знали, поскольку прибыли в Двуречье через сто лет после гибели Ассирии  и клинопись читать не умели. Но сказки слушали жадно, как дети, и что слышали – непременно передавали последующим поколениям. Так и появился в их мифах наряду с ужасными ахейскими владыками сладострастный ассириец, упивающийся муками казнимых и видящий в том высшую радость жизни.
(Этот миф запустил в мировую культуру Диодор Сицилийский, во времена которого иудейский царь Яннай, заняв Иерусалим, приказал, как сообщает Иосиф Флавий, распять 800 своих врагов – скорее всего, на пресловутом Сионе. Под крестами же были расставлены пиршественные ложа, на которых царь и его приближённые, выпивая и закусывая, наслаждались на глазах у распятых сексом с их жёнами и убийством их детей. Вот где была радость! Но о ней говорят гораздо меньше, чем о человеческой коже на башнях Ниневии)
Между тем, Ассирия (как и всякая действительность вообще) далеко не так проста, как её расписывают мифотворцы.
Например: откуда взялись в культурологии такие древние понятия, как Азия и Европа? От греков? Да нет – греки заимствовали их на Востоке. А означают те слова по-ассирийски  «Восток» и «Запад». Совсем как сегодня!
Вторая культурологическая ось – Север-Юг – ассирийских названий не сохранила, но их следы – в Чёрном и Красном морях. Это ассирийские цвета севера и юга.
То есть: не только садисты, но и первооткрыватели осей, по которым и сегодня структурируется Мировая Цивилизация!
Конечно, в так называемой вавилоно-ассирийской культуре (восточном прообразе греко-римской) главное – Вавилон, в котором, как в колодце древнего бога мудрости, просматривается глубь тысячелетий вплоть до родников Мировой Цивилизации. Но почему же наука – вернее, целая совокупность наук, изучающих клинописные цивилизации, – называется ассириологией?
Потому что она зародилась в ХIX веке, когда европейцы, разыскав Ниневию, раскопали там потрясающую библиотеку Ашшурбанипала. Того самого, которого греки, наслушавшись персов (тоже не видевших живой Ассирии), назвали Сарданапалом.
По научной ценности эту библиотеку можно было бы сравнить с Александрийской – если бы последняя сохранилась. Однако в Александрийской наверняка не было табличек, заполненных рукой самого «библиотекаря»:
«Я, Ашшурбанипал, постиг мудрость Набу и всё искусство писцов. Я усвоил знания всех мастеров, сколько их есть. Я сам сделал свой лук, свою колесницу. Сам укрощал коней. Читал о небе и земных постройках и размышлял над ними...
Я решал сложные задачи с умножением и делением, которые не сразу даже понятны...
В то же время я изучал и то, что полагается знать господину, и шёл своим царским путём...»
Высвобожденный из-под завалов клеветы, он оказался замечательным человеком –  «царь благоустроенного мира, справедливый пастырь, творящий добро, почитающий право... Широкое сердце, прощающее грехи». На чём, собственно, и споткнулась его держава: после разгрома сепаратистов Юга царь, прощающий грехи, не посмел уничтожить «Божьи ворота» («Баб-элон»), и в следующем поколении «новые вавилоняне» (халдеи Нововавилонского царства) залили кровью Ниневию. «Щит их героев красен»,- с восторгом писали евреи (которые, впрочем, тоже вскоре побрели в халдейский плен).
Как Ашшурбанипал, оказалась оклеветанной и Ассирия. Ибо была такой же, как все империи, первую из которых за два тысячелетия до Ромула основал в Двуречье Саргон («Царь истинный»), выловленный, как и Ромул, из реки («Мать моя, благородная женщина, положила меня в тростниковую корзину, запечатала смолой, бросила в воду. Акки-водонос меня увидел, поднял»). С тех пор империи Двуречья росли по оси Север (власть) – Юг (культурная база): после недолгого господства халдеев новая империя в лице Кира опять пришла с севера (хотя тут владычество перешло от семитов к арийцам, которые включили в нашу цивилизацию ось Запад-Восток). Но, как уже отмечалось, ассирийский след сохранился. Как и ассирийский завет перед Ашшуром (двойником римского Юпитера): «Охранять право и справедливость, руководить слабыми и не давать в обиду беззащитных».
Слов нет – в отношении зла («Зло – мерзость перед Ашшуром») Ассирия была очень жестокой. Рядом с библиотекой раскопки вскрыли и проклятое Библией «логово львов»- зверинец, где владыка развлекался «царским путём» – единоборствами с царями зверей. Рельефы, на которых изображены агонии львов, ужасны – на их фоне, скажем, египетские сцены ритуального убийства пленных выглядят как балет (правда, танцует только фараон – остальные надёжно связаны). А римляне, кажется, вообще не изображали казней – хотя распинали не меньше евреев и львов людьми кормили не меньше халдеев (в Вавилоне сохранились изваяния людоедствующих львов – довольно примитивные). Но и Ашшурбанипал никогда не изображал льва торжествующим над человеком. А пленных в основном заставлял работать. Голову упомянутого Теуммана сняли уже с трупа, на поле битвы, остальных же эламских «царей», участвовавших в набеге на сёла и нивы Двуречья, «я, Ашшурбанипал, не помнящий зла, помиловал и дал им жизнь у своей колесницы». Хотя – что тут скрывать – данная им жизнь состояла в том, что их запрягали вместо лошадей. А кого-то посадили в железную клетку у ворот Ниневии и приказали истолочь в ступке кости отца.
Что же касается ослепления пленных, то оно практиковалось и в Шумере (рельефы 3-го тысячелетия до н.э., ещё до Саргона Древнего), и в Византии (Василий Болгаробойца- 1018 г). Так что не следует читать мораль тем, кто жил раньше нас. У них была своя мораль.
К ассирийской морали нам, вообще-то, стоит и присмотреться. Ибо, во-первых, она до сих пор заметна у народов, находившихся (или находящихся теперь) в тех же краях. Во-вторых, сегодняшние нострадамусы называют Ассирией... Россию. И предрекают ей тот же конец. Разумеется, их мистике (как и всякой) грош цена (хотя ещё Нострадамус уверял, что у евреев дар пророчествовать – от Бога). Но всё же интересно сравнить.
Так вот: на ассирийцев мы, конечно же, не похожи. Царь Пётр, например, усваивая «знания всех мастеров», про «я» говорил лишь: «Я – ученик» («Аз есмь в чину учимых»- старинный русский девиз). Ибо наша культура развивалась, как-никак, на базе греческой, в которой гордыня считалась пороком ещё за тысячу лет до христианства (Одиссей тоже был «то мореплаватель, то плотник», но на вопрос «Ты кто?» отвечал: «Странник, к несчастьям привыкший»). И когда эллины столкнулись с преемниками Ассирийской империи – персами, то в первую очередь отметили у них «ибрис» – странную заносчивость, с которой человек считает себя в силах вычерпать реки, наказать море, хотя бы перепить всех смертных, как заявлял о себе некий персидский царевич в «Анабасисе» (сын библейского Соломона рекомендовался ещё  красочней: «У меня мизинец толще чресел отца моего» ). Библия возводит эту сверхчеловеческую гордыню к сказочному Нимроду – «сильному зверолову перед Господом». Но такие супермэны характерны для всего восточного Средиземноморья: в Двуречье – Гильгамеш, «на две трети бог», рождённый храмовой пророчицей «от духа»; в Элладе – Геракл, тоже зачатый от божьего посещения; в Египте – каждый фараон, сын солнца, который после смерти «восходит на небеса, пожирает Ра, пожирает Осириса, сам становится Ра-Осирисом, повелителем богов». Возникали эти полубоги в эпохе бронзы, когда вскормленный мясом великан в медной броне мог безнаказанно гонять орды «человечков». Однако железные технологии породили целые вооружённые народы, перед которыми герои сразу отлетели в поэмы и сказки. К тому же ещё при Гильгамеше выяснилось, что могущество не вечно: поцветёшь и увянешь («В охах и ахах провожу я последние дни»,- писал Ашшурбанипал в старости),
Ассирия выросла на железе и жила, пока был жив её вооружённый народ. Однако, в отличие от должностных лиц Запада, её цари в полной мере сохранили облик бронзовых полубогов: все они – быкоподобные красавцы-гиганты, хозяева невероятных гаремов, которые они оплодотворяют, как племенные быки вверенных им коров. Гильгамеши на отведённый Ашшуром срок. Ни Ликург, ни Ромул такими качествами не блистали.
За этой разницей – разность культур. На Западе человек, осознавший свою бренность и временность, «становился в строй» – родной общины (res publica), отечественных заветов, долга перед родителями, детьми, Богом (осознание Верховного Сверхсущества было не только в Библии: «Юпитер» означает «Бог-Отец»). На Востоке временность понималась прежде всего как одноразовость личной жизни: вчера жили иные люди, завтра тоже будет неизвестно кто. А моя жизнь – как раз посередине. Сегодня моя очередь есть халву. И я постараюсь познать всю её сладость, все дары и возможности бытия.
Надо заметить, что и на Востоке такой экзистенциализм наблюдается далеко не везде (Ближний Восток вообще замечателен пестротой народов и культур, особенно на протяжении истории). Арабы, например, со времён Пророка растворены в исламе. Даже нынешние ассирийцы (судя по их публицистике) – всё же христиане, видящие свой путь в стойкости души и верности заветам (которые у них есть). И всё же стремление жить «на зависть соседям» в бывшем ассирийском пространстве ощущается постоянно. Не только в Библии, но и у наших «лиц кавказской национальности».
Исчезла ассирийская империя так же, как исчезает всякий человек, - внезапно и навсегда. Особенно тот, чья жизнь полностью связана с текущим днём, без мыслей о прошлом и будущем. Наш прекрасный историк Б.А.Тураев, сам попавший в катастрофу империи (скончался в 1920 году, в Петрограде), усматривал причины гибели в национальной политике Ассирии: встречая «оскорбление справедливости» со стороны какого-нибудь народа, ассирийцы уничтожали его государство, а трудовое население депортировали «на реки вавилонские», рассчитывая на его растворение в едином народе Ашшура. В результате таких перемещений коренной, государствообразующий народ почти полностью растворился в массе переселенцев, которые и не понимали задач ассирийского государства, и попросту ненавидели его, как о том свидетельствует Библия. Похоже, что и Тураев видел тут аналогию с нашей катастрофой-1917. Как видят её нынешние нострадамусы, которые при любом ненастье машут шапками в нашу сторону, изображая власть над стихиями.
Империи то и дело возрождаются в самых разных народах- так что их подчас называют высшей ступенью национального бытия. А то и столбовой дорогой человечества- как многонациональные сообщества, где все защищены справедливостью и равны перед Богом.


Рецензии