Крюков канал и его окрестности. Часть 3

        Старо-Никольский мост

        Старо-Никольский мост расположен по линии Садовой улицы в месте пересечения Крюкова канала с каналом Грибоедова. Соединяет Покровский и Спасский острова в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.  Деревянная переправа в этом месте существовала с момента прорытия Крюкова канала в 1718 году. Согласно некоторым источникам, первый мост называли Перешивкин.
        Своему нынешнему названию Старо-Никольский мост обязан расположенному рядом Никольскому морскому собору.   Долгое время мост  назывался Никольским. С 1849 года, после того как расположенный рядом мост через Екатерининский канал (канал Грибоедова) стали называть Ново-Никольским, мост через Крюков канал получил название Старый Никольский или Старо-Никольский.
        Старо-Никольский мост, вместе с расположенными рядом Ново-Никольским и Красногвардейским мостами, образует красивый ансамбль, в полной мере подтверждая славу Петербурга как Северной Венеции. Это место не зря считается одним из самых живописных в Санкт-Петербурге. С него открывается удивительный вид на Никольский собор и на стройную четырёхъярусную колокольню, стоящую в непосредственной близости к Крюкову каналу.
        Ветхие деревянные мосты Коломны, в том числе Старо-Никольский мост, были заменены на постоянные переправы в 1784-1786 годах. Новый мост, построенный по типовому проекту, не являлся каким-то оригинальным сооружением. Он представлял собой трёхпролётный  деревянный балочный мост на облицованных гранитом опорах бутовой кладки с разводным центральным пролётом. Однако  укрепление конструкций Старо-Никольского моста позволило решить много транспортных задач в условиях активной застройки района. 
         В течение  XIX века мост регулярно реставрировали. Конструкция и внешний вид переправы менялись в соответствии с требованиями времени. В результате подъёмную часть убрали в 1810 году. В 1842 году на Старо-Никольском мосту вместо старого перильного ограждения была установлена сохранившаяся до наших дней  кованая решётка несложного узора, придающая всему сооружению красоту и изящество. В 1887 году были отремонтированы опоры моста.
        Вокруг Старо-Никольского моста в XIX столетии было шумно и оживлённо. В Никольский собор на богомолье съезжались люди со всей округи, по выходным прихожане и праздная публика заполняли сквер и церковный сад. От моста по Садовой улице и вдоль левого берега Крюкова канала простирался Никольский рынок (Никольские ряды), построенный в 1789 году по проекту неизвестного архитектора, где торговали преимущественно снедью. Здание Никольского рынка сохранилось в историческом виде.  После реконструкции, которая завершилась в 2018 году, там было решено разместить трехзвёздочный отель.
        Старо-Никольский мост и часть набережной возле Никольского рынка в своё время являлись своеобразной биржей труда. Там можно было нанять прислугу для дома, плотника или каменщика. Строительство в Петербурге шло полным ходом: возводились частные особняки, доходные дома, административные здания. Спрос на строителей был высок.  Мастеровой народ толпился возле Старо-Никольского моста с утра до наступления темноты. В 1880-ых годах с Сенного  рынка сюда перекочевал «Обжорный ряд» (10-12 столов под навесом стояли вдоль канала), где обедали в ожидании найма или только что нанятые на стройку работники.
        В 1906-1908 годах Старо-Никольский мост полностью реконструировали по проекту инженеров А. П. Пшеницкого, К. Б. Ефимова и В.А. Берса, так как этого потребовала прокладка по нему трамвайных путей.  После реконструкции пролётное строение моста стало состоять из металлических клепаных трехпролетных неразрезных балок переменного сечения. Мост стал шире в 1,5 раза, для чего тротуары вынесли на чугунные консоли. Именно в такой «редакции» он дошёл до наших дней.
        Почти сто лет мост Старо-Никольский мост простоял без изменений. Его закрыли на реконструкцию в 2003-2004 гг.  Внешний облик моста было решено  сохранить. В ходе работ укрепили металлоконструкции моста, усилили его устои и опоры, заменили гидроизоляцию. Тогда же было забетонировано пролетное строение, переложены инженерные сети и заменены трамвайные пути. Заказчиком последней реконструкции выступил Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Санкт-Петербурга, генподрядчиком  –  ООО «Ризалит».
        Современный Старо-Никольский мост имеет длину 31,6 метров, ширину 20,4 метров. Мост предназначен для движения трамваев, автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 4 полосы для движения автотранспорта (в том числе 2 трамвайных пути). Покрытие проезжей части и тротуаров  –  асфальтобетон. Тротуары отделены от проезжей части высоким гранитным поребриком.
        Мост принадлежит к числу объектов культурного наследия России, охраняемых государством. Это единственный мост, стоя на котором можно увидеть все остальные мосты Семимостья: Кашин, Ново-Никольский, Красногвардейский, Смежный, Могилёвский, Пикалов. Из-за этого он очень популярен у многочисленных туристов и жителей города.
        Неподалёку от Старо-Никольского моста есть небольшой старинный двухэтажный дом (набережная Крюкова канала, 23). В 1780-е и 1790-е годы здесь останавливался,  приезжая  в  Петербург,  великий  русский  полководец  А. В. Суворов. Здесь же он и скончался 6 мая 1800 года. Пять майских дней гигантские толпы народа шли к дому на Крюковом канале, чтобы проститься с Суворовым.
        Старо-Никольский мост часто «снимается» в кино. Так, для съёмок известной комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» на мосту были установлены две скульптуры  львов,  которых там никогда не было.  Вероятно, режиссёр Эльдар Рязанов очень хотел показать в кадре Никольский  морской собор.  Пролёты  Старо-Никольского моста  можно увидеть в советском художественном фильме  «Ларец  Марии  Медичи». Виды Крюкова канала и Старо-Никольский мост  иногда появляются в современных российских сериалах (например, в сериале «Тайны следствия»). Почти круглый год на набережных канала и на Старо-Никольском мосту встречаются   художники, которые стремятся запечатлеть местные достопримечательности.


Фото с сайта Palmernw.ru


Рецензии