Сказка о том, как поп родил телёнка. Сказка

Русская народная сказка. Переложение: Серж Пьетро.

   Был-жил поп да попадья. У них был Ванька-казак, то есть батрак,
только житьё у их казака было не очень-то хорошее, больно скупа попадья. Было так. 
    Вот однажды поехал поп с казаком по сено вёрст за десять.
Приехали, наклали воза два. Вдруг пришло к сену стадо коров.
   Поп схватил хворостинку и давай за ними бегать, чтоб сено не жевали - прогнал коров
и воротился к казаку весь в поту, но зато показал свой хозяйский норов.
   Тотчас вместе докончили работу и поехали домой.
Было темно. Уж слышен волчий вой.
   Ванька, – сказал поп, – не лучше ли нам ночевать в деревне, хоть у Гвоздя,
там и  конь будет от волков укрытый,
он мужик доброй, да у него и двор-то крытой.
    Хорошо, батюшка, – отвечал Ванька.
Приехали в деревню, выпросились у того мужика  ночевать.
Казак вошёл в избу, помолился Богу, поклонился хозяину и сказал до того, как почевать:
    Смотри, хозяин, когда станешь садиться ужинать,
то скажи: «Садитесь все крещёные»,
 а если скажешь попу: «Садись, отец духовный, рядом будь!»,
то он рассердится на тебя и не сядет ужинать:
он не любит, когда его так называют - жуть.
   Поп выпряг лошадей и пришёл в избу, тут хозяин велел жене на стол собрать
и, когда всё было готово, сказал:     «Садитесь все крещёные, ужинать!»
   Все сели, кроме попа. Он сидел на лавочке, да подумывал,
что его хозяин особенно просить станет, «отцом духовным» называть,
ан то не сбылось - не случайно, видать.
Отужинали. Хозяин и спросил попа:   «Что, отец Михаил, не садился с нами ужинать?»
А поп отвечал: «Мне не хочется есть. Лучше буду почевать.»
   Стали ложиться спать, месяц уж вовсю на небе.
Хозяин отвёл попа и его казака в скотницу, потому что в ней было теплее, чем в избе,
поп лёг на печи,
а казак на полати.
    Ванька тотчас уснул, а поп всё думает, как бы найти что-нибудь поесть.
А в скотной ничего не было, окромя квашни с раствором. Поп стал будить казака – хочет есть.
    Что, батюшка, надобно? Что неймётся?
Казак, мне есть хочется.
    Ну, так что не едите, в квашне тот же хлеб, что и на столе, - сказал Ванька и сошёл с полатей,
наклонил квашню и говорит: «Будет вам! Возьмите, нате!»
   Поп начал лакать из квашни, а Ванька как будто невзначай толкнул её рукой
и облил попа квашнёй.
   Поп, налакавшись досыта, лёг и скоро заснул вчистую опять.
В это время отелилась на дворе корова и стала мычать,
хозяйка услыхала, вышла на двор, взяла телёнка, принесла в скотную,
пихнула его на печь, не зная, что там поп, а сама ушла спать.
   Поп проснулся ночью, слышит: кто-то лижет квашню на нём языком - слегка,
схватил рукою телёнка и стал будить казака.
    Что опять понадобилось? – сказал Ванька. А поп:
Ванька, ведь у меня на печи телёнок и не знаю, откуда он явился –
с неба, что ли, свалился?
     Вот ещё что выдумал! Сам родил телёнка, да и говорит: не знаю, откуда взялся.
     Да как же это так могло статься? – спрашивает поп. Чего ж он раньше с неба не появлялся?
   А вот как: помнишь, батюшка, как мы сено клали, мало ли ты бегал за коровами?
Вот теперь и родил телёнка.
    Ванька, как бы сделать, чтобы попадья не узнала,
что я от коровы родил коровьего ребёнка?
    Давай триста рублей, всё сделаю: никто не узнает!
Поп согласился - Ванька договорное дело знает.
   Смотри же, – говорит казак попу, – ступай теперь тихонько домой,
да надень вместо сапогов мои липовки и уйди ночной порой.
   Только что ушёл поп, казак тотчас к хозяину:
Ах, вы ослы, ведь не знаете того, что телёнок попа съел,
оставил только одни сапоги: ступайте – посмотрите, нет теперь важней дел!
    Напуганный мужик обещал казаку триста рублей, чтобы обделал дело так,
чтобы никто про это не узнал никак.
   Ванька всё обещал сделать, взял деньги, сел на лошадь и поскакал за попом.
Нагнал его и говорит, но уже не шёпотом:
   Батюшка! Телёнка-то хозяин хочет привезти к попадье, да сказать, что ты его родил!
   Поп ещё больше испугался и набавил Ваньке сотнягу:
Только обделай все тихонько, как говорил.
   Ступай себе, всё сделаю, – сказал казак и поехал разговаривать опять к мужику:
 Ведь попадья сойдет с ума без попа, тебе худо будет, пока лежишь тут на боку!
    Этот простофиля дал казаку ещё сотнягу:
Только обмани попадью, да никому не сказывай, а я успокаиваться прилягу!
   Хорошо, хорошо, – сказал казак, приехал на свой сельский погост,
содрал с попа денежки за то, что мужик  был ой как не прост,
ушёл от попа, женился и стал себе поживать,
да добра наживать.
   С тех пор и ходит в тех местах пословица - по разным чинам да иным лицам:
не тот хорош, кто молитвы знает,
а тот, кто людям помогает!
______
Погост - небольшой населённый пункт в в допетровской Руси с церковью, кладбищем и одним или несколькими домами, в которых жил священнослужитель со своей семьёй и  лица, служащие при каком-либо одном храме (приходе).


Рецензии