Случайная квартира

В стародавние времена, называемые теперь «советским прошлым», квартиры в нашей стране давали бесплатно. Не всем, конечно. «Нуждающимся», отстоявшим в очереди, кто пять, а кто и двадцать пять лет. Мне повезло, я получила через четыре года. Причем роль здесь сыграли три обстоятельства: случайность, везение и благороднейший человек, оказавшийся рядом.
Организация была строительная, трестом называлась. Люди шли туда работать ради получения жилплощади. При устройстве все сразу же писали заявление и вставали в очередь. Я попала туда случайно, совсем не ради квартиры и расчитывала через пару-тройку лет уйти. Ждать квартиру целых пять лет мне совсем не хотелось. Вот такая я в молодости была непрактичная и беспечная! Сама себе теперь удивляюсь.
Моя начальница Клара Павловна говорила мне не раз:
- Люда, напиши заявление. Чем просто сидеть, бумажки перебирать, хоть польза будет – квартиру будешь ждать.
- Я столько не продержусь!
Кларе Павловне было под шестьдесят, мне она казалась очень пожилой. В то время женщины не стремились изо всех сил выглядеть моложе своих лет. Видно было, что в молодости она была очень хороша собой. Главным же её украшением было огромное чувство юмора. Рядом с ней всегда было легко и весело. А по праздникам она брала гитару, и мы пели.
У неё была непростая судьба. Родившись в Москве, в восемнадцать лет по доносу за анекдот про Ленина она оказалась в лагере, работала на лесоповале. Судьба свела нас в Хабаровске, куда она приехала поближе к детям, отработав в селе много лет, кажется, агрономом и, чтобы получить квартиру, устроилась в этот самый строительный трест. 
В общем, жила я в то время как Стрекоза из всем известной басни, не задумываясь о будущем.
Но тут случился пожар в том самом помещении, где все эти заявления хранились. Причем ночью. Сгорело все, ничего не спасли. Как восстанавливать очередь на квартиры? Правильно, - по дате устройства на работу.
Видимо, никому в голову не пришло, что кто-то мог в эту очередь добровольно не встать. А поскольку меня в ней быть не должно, я и не ходила, ничего не узнавала. Хотя к тому времени, став матерью уже второго ребенка, я очень об этой очереди сожалела. Вернее, об отсутствии себя в ней. В декрете предстояло просидеть полтора года и получилось бы как у солдата – ты спишь, а служба идет, в смысле, очередь движется.
И тут Клара Павловна мне сообщает, что я этой очереди стою, и уже совсем близко, вот-вот.
- Как же так? Я ведь не…
- Молчи!
И я молчала. И Клара Павловна тоже, хотя в этом списке она оказалась после меня и квартиру получила на год позже.
Но на этом моя эпопея с квартирой не закончилась.
Это был 1990 год, на дворе перестройка. Никто тогда не знал, что ждет нас всех в скором «светлом будущем», но предполагалось, что квартиры бесплатно давать не будут, и все хотели успеть заскочить в последний вагон. В том числе наше самое высокостоящее начальство, которому очень хотелось продвинуть в очереди себя, своих родных и знакомых, которые стояли в конце. Поэтому очередь стали прореживать, список подчищать всеми способами. Я тогда была уже вторая или третья, но в декретном отпуске и сократить меня не имели права. Дом скоро должен быть сдан. Представляю, как там, наверху, затаились и ждали, когда же я выйду на работу. Как только я вышла на работу, мою должность стали готовить к сокращению. Я подумала – ну, все! Финита ля комедия! Не твое, не лезь. Но тут выходит постановление или указ, не помню, как это называлось, нашего правительства об увеличении декретного отпуска до трех лет. И я снова ухожу в декрет!
Квартиру я получила. Просторную, трехкомнатную. Правда, мы в ней почти не жили, переехали в Новороссийск.
А с Кларой Павловной переписывались до самой её смерти. Царство ей небесное. Помним.
20.05.2020год.



Рецензии