Жешь бабай

 
  Для старшего брата отца у нагайбаков есть почётное , надо думать, специальное  именование! В дословном переводе "Молодой дедушка"! Отец мой  и мама говорили о нём , Сергее Александровиче Ишимове с уважением и мы его племянники и племянницы- а нас было шестеро ждали его редких приездов и радовались ему! Он был необычайно скромным , добрющим человеком! Участник войны-он не любил говорить о ней , имел ранения и награды. Уважали мы и его детей-наших двоюродных братьев и сестёр КЛАВДИЮ , НЮСЮ , САШУ , ГЕНУ! Василия же и  и Сашу я знал заочно Клаву чуть помню, она была пчеловодом в Нагайбаке, кормила меня мёдом и ранетками-мне тогда было лет пять! Мне это очень понравилось и мёд и моя двоюродная сестра , которая всё время мне улыбалась тогда. (После отъезда в Тимертау редко мы виделись ,а потом их не стало... То ли Тимертауский воздух  им не подошёл .Не стало и их мамы Суфия-женгей из рода Танаевых. Долгое время  мы не знали что с ними.  Появилась возможность- стал искать в интернете- повезло! Вначале "встретились" с Катюшей, внучкой дяди Серёжи , дочерью Геннадия. Далее разузнали об остальных потомках расселившихся по
Казахстану  и Северному Кавказу! Дружим! Но  рассказ мой о Сергее Александровиче.
  Отец его (Александр- наш дедушка) тоже уважал старшего сына и советовался с ним.  В рассказе про бабушку "Бэльтый" я писал , как они помогли бедной бабушке перевезти сруб и не побрезговали её угощением в землянке ,несмотря на ворчание нашей бабушки.
 Овдовев дядя Сергей прожил лет десять один. И вот: К нам в посёлок в Башкирии  вернулся после ссылки бывший казачий есаул из Касселя родом Артемьев Дмитрий Семёнович с дочерью Ольгой и  женой Анисьей Ишимовой (Унищкэ-эбый как  мы называли), с которой они сбежали из Пермской ссылки . У обоих  супруги умерли на чужбине- вот они и держались друг-друга. Казак работал на конном дворе , казачка-готовила ему ,убиралась по дому и доила корову , пока  могли они её держать. Но  силы работать не стало, оба стали болеть. А мне суждено было стать...сводником, или сказать "свахой" как благословенной Розе Сябитовой!  Как только дядя Сергей приезжал-я бегом  к Артемьевым-сорокалетней Ольге сообщал о таковом факте. Она придумав причину , раскрасневшись приходила к нам, её усаживали за стол ...
 После нескольких таких встреч  Ольга Дмитриевна Артемьева  Стала ИШИМОВОЙ!
  Но случился с ними один случай ,о чем хочу  рассказать.  Вскоре и Дмитрий Семёнович и бабушка  Анися приболели , дедушка  перестал вставать.Сообщили зятю и дочери. Была зима. Дядя Сергей с женой на лошади  в санях , проехав  восемьдесят километров в мороз приехали к болящим ! Простодушный дядя Сергей первым ввалился в каморку, где ближе к переднему углу на койке лежал обессиливший есаул... В клубах морозного пара ,зять  в тулупе устремился весь в слезах к тестю...Но! Не дошёл! В открытом   подполе тёща набирала  картошку для супа, а поскольку лаз находился прямо по курсу-зять очутился в подполе верхом на тёще! Вместе с  тулупом и морозным воздухом. Бабушка , будучи очень спокойной  сказала :Тунынны салда , ана бащкыщка басып баздан щек!(Сними шубу и вылезай из подпола по лестнице) Новоиспечённый жених-таки выбрался и обнял тестя! В течение двух дней  больной встал на ноги.
  Старых людей забрали дети: Бабушку Анисью сын Леонтий из Краснодара. Дмитрия Семёновича-дочь Настя из Магнитогорска.
 Став постарше , после службы в Армии  я ездил на мотоцикле в Нагайбак- очень мне обрадовались,  угощали ... Думаю моё сводничество  не главная тому причина ,оба   очень добрые люди! Светлой им памяти!
   Вот и перелистнул ещё одну страницу  моей памяти . Может больше и некому напомнить о многострадальной истории народа нашего. Газета "Всходы" перестала публиковать мои рассказы. На очередной сессии администрации района неплохо бы поставить об этом вопрос главному  редактору! 


Рецензии
Прочла на едином дыхании!
Так понимаю, что мой сын по характеру - прадедушка! Очень скромный. немногословный. очень добрый человек. Геннадий был другой. Сам знаешь.

Спасибо тебе, Николай!

Светлана Феттер   20.05.2020 20:43     Заявить о нарушении
Пожалуйста. Рад исполнить твою просьбу!

Николай Ишимов   20.05.2020 20:45   Заявить о нарушении