Опыт


Конец 90-х. Лето.
- Ну вот,  куплю молоко и  конец  деньгам, снова придется искать, у кого можно одолжить до зарплаты – крутились в моей голове невеселые мысли,  пока спускалась во двор к приехавшему из ближайшего села молочнику Саше – мужчине в расцвете сил на новеньком Опеле.  Он периодически отвешивал в мою сторону комплименты, но я их относила к « работе с клиентом», хотя,  врала сама себе и понимала направленность его взглядов.  Дети и жены с банками задолго до  его приезда в наш двор, выстраивались в теньке двора, где все друг друга знали, как пять пальцев. Маленький военный городок жил по своим законам.
- Саша, а может, в следующий раз совершим натуральный обмен? Молоко на любую крупу для твоих кур или уток? Мы с мужем каждый месяц получаем паек. Крупа накапливается, а деньги все обещают, но не платят, - решаюсь я предложить бартер.   
Он с хитро-вопросительным выражением лица смотрит мне в глаза
- А почему ты, а не твой муж решает подобные вопросы,  – слышу в  ответ,  – почему не ставишь «вопрос ребром?»
- Потому что в нашей семье равноправие и все решения мы принимаем совместно
- Ой ли?  Да видно невооруженным глазом, что ты – командир в своей семье, не смеши..
Я  поднимаюсь на 4-й этаж, удивляясь услышанному.  В голове  уже   роятся, варианты выхода из безденежья.
- Вова, Лена, Юля – все идите на кухню. Есть мужской разговор, - вполне серьезно я созываю семейный совет. Мне интересно увидеть себя сейчас со стороны. Я кажусь сама себе очень убедительной, как глава семьи. – Сколько еще можно  одалживать деньги?  Мы взрослые люди с руками, ногами и головами. Нужно придумать, как по-другому возможно выйти из ситуации.
- Вова, ты с Леной идешь на лоджию и из хранящихся там брусков и реек сколачиваете лестницу (хотя бы на один раз), а потом  с Юлей  с этой лестницы  рвете  вишню, что у подъезда. Внизу ее всю обнесли, а повыше - огромные ягоды дразнят меня и скворцов своей спелостью.  Я делаю тесто. Лена – вынимает косточки. Будем печь пирожки с вишней. До недавнего времени я считала, что нет ничего вкуснее, чем домашняя выпечка с вишней. Будем продавать – выдаю я последнюю ключевую фразу своего плана выхода из кризиса.
К моему удивлению, ни у кого не появилось ни слова возражения. Все вошли в свои роли.
Я  вспоминаю сказку  Колобк, когда начинаю «по сусекам» собирать все для теста: в доме одно яйцо, маленький кусочек маргарина, много муки, стакан сахара, чуть – чуть дрожжей и молоко. « Для первого раза должно хватить» - думаю я. Опытный , так сказать, вариант.
Меньше, чем через час Лена вносит на кухню ведро вишни. Ого!!! Да этого с лихвой хватает! Можно еще и впрок запасти.  Работа кипит. У детей уже руки по локти в вишневом соку, языки и губы фиолетовые. Кажется, о «впрок» я погорячилась..
Через пару часов ставлю в духовку первую партию пирожков, облагораживая, смазываю  их тем единственным яйцом для придания товарного вида.
- Так, а как же мы их понесем? – возникают в голове  одна за другой  мысли. Быстро, через балкон,  одалживается по-соседски  корзинка до вечера, Не говоря, зачем и выстилаю ее полотенцем.
- А по какой цене мы их будем продавать?  Продавать – я «спотыкаюсь» на этом слове.
Воспитанная в традициях социализма, в голове слово «торговать» сопрягалось со словом «спекуляция», если только преследовалась цель личного заработка. «Торгаш» – это слово произносили в детстве родители с каким-то тяжелым оттенком. Казалось бы, все, что связано с понятием «совковости», осталось позади и высмеивалось, как пережиток, но почему в данный момент так насторожило это слово?
- Мама, твои пирожки уже подгорают! – прерывают мои размышления детские голоса из кухни
- Бегу,  кто со мной поедет? – а в голове вопрос: «А по какой цене предлагать?  60 коп – это я вначале решала, может 50?, ну ладно – 40 и точка»
- Мама, а куда мы с ними поедем? – вот,  самый главный вопрос был сформулирован «устами младенцев»
Мы жили совсем недалеко от моря. 20 минут ходьбы на «наше» море – почти дикий пляж, где все свои, их родственники и туристы  с машинами. Или на автобусе  за полчаса можно было попасть в центральную часть санаторного  побережья, именуемого местными «Чайка» в честь одного из крупных пансионатов.
Мой выбор пал на Чайку. Все- таки и народу  больше с городов и не все отдыхают с питанием, да и дети после купания всегда не прочь пожевать– так я мысленно выстраивала маркетинг продаж, хотя тогда вряд ли была  знакома с этими терминами. Одно я помнила хорошо. В начале 90-х дети офицеров из нашего городка могли спокойно «наторговать» на пляжах семечками, чипсами, кукурузными палочками денег себе на модные кроссовки и джинсы, в то время, как такого же уровня деньги, их отцы получали на службе.
С собой я взяла старшую Лену. Юле была предоставлена свобода до нашего возвращения.
- Мальчик, ты хочешь пирожок с вишней,  50 копеек? – решаюсь я на эксперимент сразу после выхода из автобуса, предлагая мальчику, который торгует мороженным, свое изделие  ( Глупо – проносится в голове). Мальчик  молчит с непонятным выражением лица. ( Надо по 40 – проносится в голове)
Моя решительность начинает таять, как кусок рафинада в чашке чая. Хорошо, что взяла с собой дочку. Ей-то я не покажу свою неуверенность!
На пляже «рафинад» окончательно растаял.  За последние 5-6 лет отдыхающие явно разбаловались.  Их уже «охватили»  пахлавой, креветками, пивом.  Чтобы продать  47 поместившихся в корзинку пирожков, нужно было хорошенько поприставать и побегать. Насчет побегать – у меня все в норме, а вот поприставать –  оказалось огромной трудностью. Какой-то внутренний стыд  сжимал плотным кольцом горло, не давая произнести кодовую фразу «Пирожки печеные с вишней, только что из духовки, теплые, сладкие и т.д…»  Вот, где мне предстояло преодолеть  себя из СССР!
- Лена, пойдем отсюда – зову дочь с пляжа, абсолютно не представляя, что я дальше буду делать.
- Давай посидим на лавочке в теньке. Хочешь пирожок? – «Какая же я трусиха!» – в голове.
- Мама, не хочешь ли ты сказать, что нам нужно съесть их все? –  Лена вопросительно смотрит  в глаза. « Думай, мать …» – у меня  в голове.
- Лена, Эврика! Мы их сейчас продадим на рыночке, что через дорогу, – приходит спасение откуда-то. Рынок небольшой. Все для санаторской публики.
Подходим к первой палатке с пляжными принадлежностями. Заглядываю внутрь. Мужчина. Пусть, думаю, он будет первым испытываемым покупателем.
- Пирожки печеные с вишней – едва раскрывая «сжатый» рот, произношу я, чувствуя жар в горле
- А почему только с вишней. А где с картошкой, с мясом? – дружелюбно улыбаясь мне, спрашивает торгаш.
- А вы что, купите, если я предложу? – вырывается у меня бесконтрольная фраза.
- Конечно! Нам уже ВО КАК надоела вонючая колбаса из гастронома. Только раньше приносите. Давайте парочку на закуску. По сколько? По 40? Хорошо!
Всего 2 пирожка, а такой груз начинает уходить с моих плеч! Следующая палатка была уже смелее охвачена  моим предложением – в горле чуть меньше давит. Тоже результативно. Прошлись с Леной по рядам с фруктами. Я уже начинаю игру с ценой, понимая, что на сегодня испытания  скоро закончатся. Успешно. Последние печеные с вишней «ушли» на заправке, куда я тоже решилась заглянуть. Правда, купили их не из желания кушать, а в результате моей рекламы. Но мне уже был важен РЕЗУЛЬТАТ.  Через полчаса борьбы с моим комплексом у меня появились деньги. Просто чудо. На душе легко и весело. Я планирую покупки «с мясом и с картошкой» на завтра.  Мой план выживания без долгов работает!
Последующие дни насыщены  трудом, который приносил деньги и удовольствие от своего личного творческого подхода. В ход шла картошка и капуста со своего огорода, изюм, мак, творог. Булочки, плюшки, ватрушки, пирожки.  Утром вставала почти с солнцем, чтобы успеть к первому пику аппетита на Чайке.
В голову сами собой пришли мысли и в вечернее время охватывать уже почти моих клиентов.  Жареные пирожки – красавцы готовятся  быстрее и я использую это преимущество.
Сама жизнь  дает подсказки. Однажды я решила поехать «на разведку спроса» ближе к вечеру. Уже свою собственную корзинку с»  теплыми жаренными с картошкой и капустой» упаковала, как опытный продавец . Села в автобус на нашей конечной остановке, корзинку спрятала под сиденьем и сделала скучное выражение лица, как и у других пассажиров.
- Пахнет пирожками – не то вопросительно, не то утвердительно изрекает женщина-кондуктор, просматривая всех пассажиров. Я делаю еще более скучное выражение лица, смотрю в окно…
- Пассажиры! Кто везет пирожки? – спрашивает громко она, как будто бы собирается дальше угрожать обыском
- Ну я, а что такое? Нельзя? Или Вы хотите перекусить?  С картошкой и с капустой. Кондуктор о чем-то шепчется с водителем,  подходит ко мне с пакетиком: «По два тех и других. Сколько с меня за вычетом стоимости проезда?». Мое лицо растягивает улыбка, а в голове: «Следующая остановка – дачи и там уйма желающих найдется, можно даже из автобуса не выходить» Смех просто душит меня, когда представляю «чавкающий» салон.
Муж приносит домой палку колбасы, объясняя мне, что ему кто-то вернул деньги. Хорошо, думаю я, вот мы все вместе решаем проблему. Кажется, что еще и на спиртное хватило, судя по всему…
Разговор о предстоящей покупке билетов в отпуск,  вдруг выявил отсутствие паспорта Вовы.  Не понимаю.
- Его нужно выкупить у жены одного офицера из другой части, - скороговоркой говорит муж.  Внутри меня пробежал холодок.
- Сколько?
- 100 долларов,  я ж колбасу приносил и печенье с колой детям……..
В тот день у меня не поднялось тесто. Пирожки получились плоскими и твердыми
- Валя, а твой  Жефрик пирожки ест? – Спрашиваю я у подруги по телефону про ее  взрослого добермана.
- Конечно, ест, а что такое? – еще бодрым голосом весело интересуется она
- Я принесу. У меня целое ведро  пирожков, булочек, ватрушек…
Это был последний день моего «пирожкового» бизнеса.
2017г.


Рецензии
Здорово написано,люблю такой стиль и юмор и ирония, а главное поучительно.Желаю успеха!

Александр Твердохлебов   28.06.2020 09:54     Заявить о нарушении
Спасибо Александр! Мне приятно, что Вы это увидели и дали важную мне обратную связь.
С благодарностью)

Кора Сон   28.06.2020 10:46   Заявить о нарушении