Шоу Быкова. Любовь занятие для умных

Замечательную рекомендацию даёт Борис Подберезин одному из примечательных персонажей литературы и её окрестностей: «наш главный пародоксист, решительно перпендекулярный всему Дмитрий Быков» (http://www.proza.ru/2019/08/04/1075).

Перпендикулярен… на ум приходит ортогональная система координат. Да, Быков, со всем присущим ему темпераментом и остротой, активно помогает ориентироваться в реальной жизни, не возводя между реальностью и литературой барьеров. Жизнь реальна только в присутствии искусства. Без искусства не жизнь, а выживание, воспроизведение воспроизводства.

Мне кажется, иногда Дмитрий Львович впадает в крайности, увлекается, но это способствует вовлечению читателя (слушателя, зрителя) в тему. Он как шар, стремительно катящийся в лузу, даже когда стоит на сцене почти неподвижно.

Журнал "STORY", раздел "Love story", Дмитрий Быков о Бернарде Шоу, "Старик и звезда".
 
«Шоу (1856-1950) родился для старости, у него сразу было для этого всё необходимое, поэтому до своего оптимального возраста он дожил только к 1913 году, когда к нему пришла истинная драматургическая слава».
 
Начало статьи, начало прошлого века. Прелюбопытнейший материал, знаменательный год, тянет фрагменты извлекать. Поддаюсь.

«… любовь – вообще занятие для умных, она даже дураков развивает и просвещает. Тут серьезная битва полов, стратегическая задача, вопрос выживания – ведущему интеллектуалу и карты в руки».

Дураки, любовью занимаясь, вряд ли просвещаются, развивая бешенную энергию. Тут, конечно, имеем фигуру речи. Быков сосредоточен на Бернарде Шоу, человеке умнейшем, с ним рядом многие выглядят не бог весть какими умниками, развитие необходимо, образование, воспитание. Кстати, о воспитании и любви:

«… две пьесы содержат главную, заветную мысль Шоу: не любите тех, кого воспитали. Отпускайте их. Не связывайтесь с ними. Всякий мужчина стремится найти идеальную глину, из которой вылепит свой идеал; но мужчина устроен так, что может вылепить лишь второго себя – а жить с собой бессмысленно, неинтересно. Учитесь любить других.

<…> Хиггинс, один из бесчисленных протагонистов Шоу (Цезарь, кстати, в том же ряду), сам отлично понимает всю детскую глупость вечной мужской надежды «встретить идеал». Встретить можно, да и слепить не штука – штука в том, что жить с ним будет невозможно, потому что делать вместе уже нечего. Любовь есть путь – а если все дано с начала, куда двигаться?

Легенда о Пигмалионе обрывается не вовремя: вырезал он из мрамора свою Галатею, оживил, а дальше что? А дальше, подозреваю, окаменел со скуки. Любопытно, что эта же мысль – независимо от Шоу – изложена в другой комедии об ожившей статуе, а именно в издевательской повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро». Не со статуей жить, а с человеком.

<…> Большая часть советов и заветов Шоу сегодня лишилась всякой актуальности. Но один – думается, главный,– остался на века: не любите себя в других. Сотворите Галатею, кто же не велит – и пустите гулять по свету. Уподобьтесь Богу, создавшему Адама по образу и подобию своему – и выгнавшему его из рая, потому что Адаму так лучше.

Да и Богу, честно говоря».

На четвёртой странице статьи: «Идеальной любовью может быть только любовь по переписке». Шаг навстречу… замок из песка рушится. Да, похоже. Хотя… просвечивает сарказм.

Возможно, чтобы сохранить идеальное в любви, надёжнее всего переписываться с самим собой. Сам себя создаёшь, сам себя изгоняешь из рая – по образу и подобию Отца Небесного.

P.S.  Если наберёте в поисковой строке "Шоу маст гоу он: Дмитрий Быков о Бернарде Шоу", можете погрузиться в тему Шоу по полной программе. Нахожу у Быкова то, что продолжает тему любви, и автор здесь уже не Шоу, а сам Быков.

                На самом деле мне нравилась только ты,
                мой идеал и мое мерило.
                Во всех моих женщинах были твои черты,
                и это с ними меня мирило.
                Пока ты там, покорна своим страстям,
                летаешь между Орсе и Прадо, –
                я, можно сказать, собрал тебя по частям.
                Звучит ужасно, но это правда.
                Одна курноса, другая с родинкой на спине,
                третья умеет все принимать как данность.
                Одна не чает души в себе, другая – во мне
                (вместе больше не попадалось).
                Одна, как ты, со лба отдувает прядь,
                другая вечно ключи теряет,
                а что я ни разу не мог в одно все это собрать –
                так Бог ошибок не повторяет.
                И даже твоя душа, до которой ты
                допустила меня раза три через все препоны, –
                осталась тут, воплотившись во все живые цветы
                и все неисправные телефоны.
                А ты боялась, что я тут буду скучать,
                подачки сам себе предлагая.
                А ливни, а цены, а эти шахиды, а роспечать?
                Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.

Хорошо.

Дмитрий Львович женат трижды. Последняя жена на 28 лет младше своего супруга. Сейчас Быкову 52 года. Шоу маст гоу он.


Рецензии
Быков! Он один из апостолов этой страны, символизирует ))
Да, наивен, да, чист как кефирный поп - но до чего красив!
Несомненно символизирует!

Капитан Медуза   31.05.2020 03:01     Заявить о нарушении
Да, что-то там символизирует и выразителен чрезвычайно.
Иной раз сущую ерунду говорит, но ерунда эта выглядит симпатично, не вызывает раздражения.
Талант налицо.
Лучше Быков, чем какие-нибудь перевозбуждённые носители истины и последней правды.
С прозой его, впрочем, у меня дело не пошло, а биографическое и критическое - любопытно.

Владимир Каев   31.05.2020 16:35   Заявить о нарушении
Его всегда интересно послушать, когда он говорит о литературе - в этом Быков знает толк! Ну а когда его заносит, я просто не могу воспринимать это всерьёз ))

И вообще, люблю послушать оппозиционеров, они такие принципиальные, прям восторг. Вот только шендера терпеть не могу, да и от невроза меня с молодости выворачивает, ещё с его мерзких лживых репортажей из Риги в конце 1990-го.
Но остальные - всегда пожалуйста ))

Капитан Медуза   31.05.2020 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.