Шоу Быкова. Любовь занятие для умных
Перпендикулярен… на ум приходит ортогональная система координат. Да, Быков, со всем присущим ему темпераментом и остротой, активно помогает ориентироваться в реальной жизни, не возводя между реальностью и литературой барьеров. Жизнь реальна только в присутствии искусства. Без искусства не жизнь, а выживание, воспроизведение воспроизводства.
Мне кажется, иногда Дмитрий Львович впадает в крайности, увлекается, но это способствует вовлечению читателя (слушателя, зрителя) в тему. Он как шар, стремительно катящийся в лузу, даже когда стоит на сцене почти неподвижно.
Журнал "STORY", раздел "Love story", Дмитрий Быков о Бернарде Шоу, "Старик и звезда".
«Шоу (1856-1950) родился для старости, у него сразу было для этого всё необходимое, поэтому до своего оптимального возраста он дожил только к 1913 году, когда к нему пришла истинная драматургическая слава».
Начало статьи, начало прошлого века. Прелюбопытнейший материал, знаменательный год, тянет фрагменты извлекать. Поддаюсь.
«… любовь – вообще занятие для умных, она даже дураков развивает и просвещает. Тут серьезная битва полов, стратегическая задача, вопрос выживания – ведущему интеллектуалу и карты в руки».
Дураки, любовью занимаясь, вряд ли просвещаются, развивая бешенную энергию. Тут, конечно, имеем фигуру речи. Быков сосредоточен на Бернарде Шоу, человеке умнейшем, с ним рядом многие выглядят не бог весть какими умниками, развитие необходимо, образование, воспитание. Кстати, о воспитании и любви:
«… две пьесы содержат главную, заветную мысль Шоу: не любите тех, кого воспитали. Отпускайте их. Не связывайтесь с ними. Всякий мужчина стремится найти идеальную глину, из которой вылепит свой идеал; но мужчина устроен так, что может вылепить лишь второго себя – а жить с собой бессмысленно, неинтересно. Учитесь любить других.
<…> Хиггинс, один из бесчисленных протагонистов Шоу (Цезарь, кстати, в том же ряду), сам отлично понимает всю детскую глупость вечной мужской надежды «встретить идеал». Встретить можно, да и слепить не штука – штука в том, что жить с ним будет невозможно, потому что делать вместе уже нечего. Любовь есть путь – а если все дано с начала, куда двигаться?
Легенда о Пигмалионе обрывается не вовремя: вырезал он из мрамора свою Галатею, оживил, а дальше что? А дальше, подозреваю, окаменел со скуки. Любопытно, что эта же мысль – независимо от Шоу – изложена в другой комедии об ожившей статуе, а именно в издевательской повести А.Н. Толстого «Граф Калиостро». Не со статуей жить, а с человеком.
<…> Большая часть советов и заветов Шоу сегодня лишилась всякой актуальности. Но один – думается, главный,– остался на века: не любите себя в других. Сотворите Галатею, кто же не велит – и пустите гулять по свету. Уподобьтесь Богу, создавшему Адама по образу и подобию своему – и выгнавшему его из рая, потому что Адаму так лучше.
Да и Богу, честно говоря».
На четвёртой странице статьи: «Идеальной любовью может быть только любовь по переписке». Шаг навстречу… замок из песка рушится. Да, похоже. Хотя… просвечивает сарказм.
Возможно, чтобы сохранить идеальное в любви, надёжнее всего переписываться с самим собой. Сам себя создаёшь, сам себя изгоняешь из рая – по образу и подобию Отца Небесного.
P.S. Если наберёте в поисковой строке "Шоу маст гоу он: Дмитрий Быков о Бернарде Шоу", можете погрузиться в тему Шоу по полной программе. Нахожу у Быкова то, что продолжает тему любви, и автор здесь уже не Шоу, а сам Быков.
На самом деле мне нравилась только ты,
мой идеал и мое мерило.
Во всех моих женщинах были твои черты,
и это с ними меня мирило.
Пока ты там, покорна своим страстям,
летаешь между Орсе и Прадо, –
я, можно сказать, собрал тебя по частям.
Звучит ужасно, но это правда.
Одна курноса, другая с родинкой на спине,
третья умеет все принимать как данность.
Одна не чает души в себе, другая – во мне
(вместе больше не попадалось).
Одна, как ты, со лба отдувает прядь,
другая вечно ключи теряет,
а что я ни разу не мог в одно все это собрать –
так Бог ошибок не повторяет.
И даже твоя душа, до которой ты
допустила меня раза три через все препоны, –
осталась тут, воплотившись во все живые цветы
и все неисправные телефоны.
А ты боялась, что я тут буду скучать,
подачки сам себе предлагая.
А ливни, а цены, а эти шахиды, а роспечать?
Бог с тобой, ты со мной, моя дорогая.
Хорошо.
Дмитрий Львович женат трижды. Последняя жена на 28 лет младше своего супруга. Сейчас Быкову 52 года. Шоу маст гоу он.
Свидетельство о публикации №220052002167
Да, наивен, да, чист как кефирный поп - но до чего красив!
Несомненно символизирует!
Капитан Медуза 31.05.2020 03:01 Заявить о нарушении
Иной раз сущую ерунду говорит, но ерунда эта выглядит симпатично, не вызывает раздражения.
Талант налицо.
Лучше Быков, чем какие-нибудь перевозбуждённые носители истины и последней правды.
С прозой его, впрочем, у меня дело не пошло, а биографическое и критическое - любопытно.
Владимир Каев 31.05.2020 16:35 Заявить о нарушении
И вообще, люблю послушать оппозиционеров, они такие принципиальные, прям восторг. Вот только шендера терпеть не могу, да и от невроза меня с молодости выворачивает, ещё с его мерзких лживых репортажей из Риги в конце 1990-го.
Но остальные - всегда пожалуйста ))
Капитан Медуза 31.05.2020 17:06 Заявить о нарушении