Константино-Еленинский собор

Константино-Еленинский собор

Акмолинская Константино-Еленинская церковь одной из первых появилась в степях Приишимья. 12 сентября 1940 года церкви Акмолинского укрепления священник походной
M. Никольский, писал пограничному начальнику сибирских киргизов (казахов), что в Акмолинском укреплении «жителей противу прежних лет поумножилось» и дом, в котором находится его церковь, мал для размещения народа во время божественных литургий. Озабоченный вероятностью падения набожности и нравственности среди прихожан, М. Никольский стал агитировать их подать прошение о строительстве храма. Сход жителей Акмолинской области решил своими силами бесплатно вывезти необходимый для строительства лес.
Этот жест доброй воли прихожан был, конечно, весьма кстати. Но положения не спасал: денег катастрофически не хватало. Станица к тому времени перенесла опустошительный набег ташкентцев и джут. В ход пускались деньги, неизрасходованные на строительство кокчетавской церкви, собирались добровольные пожертвования, использовался подневольный труд солдат и казаков. К строительству привлекли молодого способного гарни- зонного инженера-поручика Г. А. Воротникова. Он-то и внес в проект значительные изменения и упрощения, что в конечном итоге сберегло немало средств, собранных прихожанами.
Второго ноября 1852 года жители Акмолинской станицы казаки 2-го полка на своем сходе единогласно изъявили желание «воздвигнуть в Акмолинском селении храм Господний во имя св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла». Почему именно в честь св. Петра и Павла? Видимо, потому, что многие акмолинские казаки были выходцами из станицы Петропавловской, где очень почитали этих святых, и в местной казачьей Покровской церкви был придел в честь св. Петра и Павла. Всё лето они провели B заботах по заготовке материалов для строительства в Акмолинском укреплении церкви в честь св. апостолов Петра и Павла… Пока в адрес председателя строительного комитета майора Сизых не был доставлен срочный пакет с высочайшим повелением Государя Императора "построить церкву во имя Равноапостольных царей Константина и Елены». А так как вся жизнедеятельность в военных поселениях, каковым по сути являлась Акмола, всецело регламентировалась сверху: что сажать в поле и в огороде, как выращивать, в какой цвет выкрасить крышу своего дома, строго предписывалось начальством. Ослушание наказывалось. Видимо, поэтому, начав строительство храма во имя св. апостолов Петра и Павла, жители Акмолинского поселения безропотно продолжали строить храм во имя св. Равноапостольных царей Константина и Елены. Знаменитый православный колокольный звон потребовал дополнительных средств, так как первоначально по проекту предусматривалась постройка отдельно стоящей звонницы, а прихожане хотели иметь церковь со встроенной колокольней. Они обратились к генерал-губернатору с просьбой пристроить к Церкви чиновник деревянную колокольню. Высокопоставленный разрешил, но при условии, что средства на её строительство акмолинские поселенцы изыщут сами. И они собрали эти деньги - так велико было желание иметь у себя добротную удобную церковь. Подрядчиками выступили мастера Абдулгани Абдул- манов и Абдулсадык Сабитов. Взятые на себя обязательства они выполнили с честью. Иконостас для новой церкви заказали по специальному каталогу фабрики привилегированных тканей купца Старчикова в Санкт-Петербурге. После многочисленных напоминаний нерадивому купцу долгожданный иконостас 27 июня 1856 года был привезен в Акмолинское укрепление. 8 июля торжественно, в присутствии большого количества прихожан, петропавловский соборный протоиерей Иоанн Торопов освятил церковь во имя св. Равноапостольных царей Константина и Елены. Хотя отделочные работы не были доведены до конца, богослужения в храме с этого времени проводились регулярно. Первым настоятелем церкви стал священник М. Никольский.
Константино-Еленинская церковь была самым крупным и сложным по объемно-пространственному решению сооружением в Акмолинском укреплении. Её довольно гармоничные пропорции окончательно сформировали архитектурно-планировочный ансамбль застройки укрепления: светло-серые масляной краски стены, зелёная железная кровля, голубые главки и белое оформ- ление от наличников до пилястр. Особым украшение были позо- лоченные червонным золотом два креста с шарами, поднятые над главками, увенчивавшими колокольню, и главный барабан со шпицом церкви.
Вся духовная и общественная акмолинского поселения сосредоточилась вокруг новой церкви. На площади перед ней гулялась ярмарка, самая крупная в регионе, проводились народные празднества, объявлялись наиболее важные правительственные постановления и высочайшие указы. И, наконец, в храме св. Константина и Елены была проведена божественная литургия в честь возведения Акмолинского поселения в ранг окружного города.
Шли годы. Застройка вокруг церкви довольно сильно измени- лась. Казачья станица разрослась. Её окраины теперь находились далеко от церкви: зимние морозы и осенняя распутица порой служили серьёзным препятствием для прихожан. Пошли разговоры о строительстве новой церкви. Это означало разделение прихода, потерю большого количества прихожан, уменьшения доходов и, как следствие, потерю её главенства. Но казаки Акмолинской станицы, всегда считавшие эту церковь своей, спасти её. И когда началось строительство новой каменной Александро- Невской церкви, казаки стали требовать разрешения на перенос Константино-Еленинской в станицу на центральную площадь .
Указом от 27 апреля 1893 года Тобольская духовная консис- тория разрешила перенос Константино-Еленинской церкви в Акмолинскую станицу на площадь. Правда, процесс переноса был
растянут более чем на пять лет, и только 14 мая 1900 года состоялась закладка храма на новом месте, где он находится и сегодня. С начала 1902 года начался новый путь обновленного
храма Св. равноапостольных Константина и Елены. Храм стал пятиглавым, хотя и остался однопрестольным. В плане он выдер- жан в форме правильного креста - соответствовало официальному направлению зодчества тех лет.
И как водится, центральная площадь с переносом церкви стала местом крестных ходов, народных гуляний и торжественных проводов молодых казаков на действительную службу. Казаки площадку вокруг церкви засыпали щебнем, утрамбовали песком. По периметру соорудили капитальную ограду из столбов, выложенных из обожженного кирпича и толстых горизонтально закрепленных досок.
Константино-Еленинская церковь долгое время была центром благочинного округа степных церквей, куда входили многие села Акмолинского уезда и куда стекались все наиболее важные сведения из жизни приходов благочиния. Здесь настоятелями церкви на протяжении её существования, вплоть до революции, создавался уникальный исторический документ «Летопись Константино-Еленинской церкви». К сожалению, местонахождение его в настоящее время неизвестно, возможно он безвозвратно утрачен. Но, судя по выпискам, сделанным из него акмолинским краеведом Л. Ф. Семеновым, в нем были зафиксированы многие значительные события и интересные подробности из жизни города и уезда, включая стихийные бедствия, цены на основные продукты
и т. д.
Православное население города разделилось на два прихода: основная часть стала прихожанами новой просторной Александро- Невской церкви, а казаки-станичники и жители близлежащих улиц остались прихожанами обновленного, глубоко почитаемого храма св. Константина и Елены. Такое положение в принципе устраивало всех. Пока не наступил октябрь 1917 года. B 1921-1922 годах советская власть провела широкомасампанию по изъятию церковных ценностей. В Акмолинских церквях было реквизировано 1 пуд 9 фунтов и 7 золотников золота (19 кг 715,4 г). При этом зачастую обезображивалисьa то и попросту уничтожались предметы
церковной утвари
и книги, имевшие историческую и художественную ценность, снимались золотые оклады с икон, оправы с книг и прочее.
В начале 30-х годов борьба с «опиумом для народа» набирала обороты: изъяв ценности, власть решила лепить верующих воз- можности общения с богом. В Акмолинске закрыли Александро- Невскую церковь и каменную мечеть. В Константино-Еленинской церкви пока еще продолжались богослужения, но не долго: в 1938 году её тоже закрыли. С главок сняли кресты, с колокольни убрали колокола. Здание передали под историко-краеведческий музей.
Когда-то православные поднимались в бой за веру, царя и отечество. Вера в высшую справедливость, в своё правое дело, в победу вела в бой, порой абсолютно безнадёжный, миллионы солдат и офицеров. На фронтах Великой Отечественной верующие воевали наравне с коммунистами и наравне с ними первыми шли в атаку. B чудом уцелевших храмах огромной страны шли богослужения, поддерживающие крепость народного духа, воздавалась хвала великим предкам, отстоявшим свое Отечество в годы грозных испытаний. Кроме того, верующие собирали и направляли на оборону огромные средства. В 1941-1942 годах в здании Константино-Еленинской церкви размещался отдельный батальон связи 29 стрелковой дивизии, формировавшейся в Акмоле.
Понятно, что религия, как «пережиток суеверного средне- вековья», не вписывалась в модель нового, коммунистического общества, но руководство страны понимало, какую силу имели религиозные начала в народе, и пыталось использовать их в борьбе c фашистской Германией. Во время войны были сделаны некоторые «послабления»: разрешили восстановить старые приходы и открыть церкви. В 1942 году по многочисленным просьбам верующих в Акмолинске было разрешено возобновление богослужений в Константино-Еленинской церкви. Своды древнего храма вновь огласились торжественными звуками церковного пения.
B конце 60-х годов настоятелем храма стал архимандрит Кирилл. Его навсегда запомнят как человека много сделавшего для восстановления и реконструкции храма. При нем были устроены новые приделы: нижний
честь святого равноапос- тольного князя Владимира, и верхний - в честь святых равно- апостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. Храм, ранее обшитый тесом, был оштукатурен, а внутри расписан. Весной 1979 года рядом с Константино-Еленинским собором был построен новый храм в честь благоверного князя Александра Невского, в котором возносят свои молитвы сестры женской обители в честь иконы Божией Матери именуемой «Взыскание погибших».
Самое старое культовое сооружение в Астане спрятано в проспекта
глубине основной транспортной артерии города Республики. А когда-то оно находилось в самом центре Акмо- линска - там, где сейчас расположен стадион имени Мунайтпасова. Сегодня Константино-Еленинский собор имеет 3 престола и является кафедральным. Настоятель Константино-Еленинского собора - игумен Агафангел (Болдин)


Рецензии