10-я Гвардейская авиационная транспортная дивизия

10-я Гвардейская авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота.

(вч пп 40430)

(краткая историческая справка)

Приказом НКО №0361 от 5 ноября 1944 года на аэродроме Внуково 1-я авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота переименована в 10-ю Гвардейскую авиационную транспортную дивизию Гражданского Воздушного Флота.

ПРИ ПРИСВОЕНИИ ДИВИЗИИ ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ НИ ОДИН ИЗ ЕЁ ПОЛКОВ ГВАРДЕЙСКОГО ЗВАНИЯ НЕ УЛОСТОЕН, ХОТЯ ЛИЧНЫЙ СОСТАВ ЭТИХ ПОЛКОВ СТАЛ ГВАРДЕЙЦАМИ!!!

Нахождение в строю:

С 5 ноября 1944 года по 1946 год.

В составе действующей армии:

С 5 ноября 1944 года по 9 мая 1945 года (186 дней). Перечень №36.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 5 ноября 1944 года по 1946 год – в составе Гражданского Воздушного Флота.

Состав дивизии:

1-й авиационный транспортный «Херсонский полк ГВФ – с 5 ноября 1944 года до окончания войны.
2-й авиационный транспортный «Севастопольский» полк ГВФ – с 5 ноября 1944 года до окончания войны.
3-й авиационный транспортный «Виленский» полк ГВФ – с 5 ноября 1944 года до окончания войны.
Авиационная Ремонтная База 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ
899-й батальон аэродромного обеспечения

Командир дивизии.

Генерал-майор авиации Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич – с 5 ноября 1944 года по 1946 год.

Заместитель командира дивизии по политической части – начальник политического отдела дивизии:

Гвардии подполковник Гончарёнок Дмитрий Степанович – с 5 ноября 1944 года до окончания войны.

Начальник штаба дивизии:

Гвардии подполковник Илларионов Иван Иванович – с ноября 1944 года до окончания войны.

Участие в операциях и битвах:

УТОЧНЯЕТСЯ

Объявлены благодарности:

УТОЧНЯЕТСЯ

Герои Советского Союза:

18 августа 1945 года. Рышков Иван Иванович. Гвардии старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи 2-го отдельного авиационного транспортного полка ГВФ 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №7962.

Герой России.

26 января 1998 года. Семенков Алексей Иванович. Гвардии генерал-лейтенант авиации в отставке. Бывший командир 2-го авиационного транспортного полка ГВФ 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ  удостоен звания Герой России. Золотая Звезда №423.

Потери:

? декабря 1944 года. Агишев Алексей Павлович. Старший сержант. Воздушный стрелок 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Отечественной Войны II степени). Пропал без вести при вылете на самолёте С-47 к Югославским партизанам. Через много лет после окончания войны обломки самолёта найдены геологами в Южном Закарпатье.
? декабря 1944 года. Кашуба Павел Тарасович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (Герой Советского Союза, кавалер орденов Ленина и Красного Знамени). Пропал без вести при вылете на самолёте С-47 к Югославским партизанам. Через много лет после окончания войны обломки самолёта найдены геологами в Южном Закарпатье.
13 января 1945 года. Кирсанов Владимир Георгиевич. Гвардии лейтенант. Командир корабля 3-го авиационного транспортного авиационного полка ГВФ (кавалер двух орденов Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на Воскресенском кладбище города Саратов.
13 января 1945 года. Олехнович Евгений Михайлович. Гвардии старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб в авиационной катастрофе  в посёлке Ручьи Ленинградской области. Похоронен на Пискарёвском кладбище.
25 января 1945 года (не позднее). Афанасьев Илья Филиппович. Гвардии старший лейтенант. Командир корабля 2-го авиационного транспортного полка ГВФ (кавалер двух орденов Красного Знамени). Погиб при исполнении служебных обязанностей.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ командира 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ №03/н от 20 февраля 1945 года.

Вишняков Александр Иванович. Гвардии старшина. Дежурный техник узла связи. Орден Красной Звезды.

Приказ командира 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ №04/н от 20 февраля 1945 года.

Янович Борис Александрович. Гвардии старшина. Начальник радиобюро узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Механизированными и Бронетанковыми Войсками 2-го Украинского Фронта №012/н от 23 марта 1945 года.

Гольдберг Александр Исаакович. Гвардии капитан. Заместитель начальника политического отдела дивизии. Орден Отечественной Войны II степени.
Ободзинский Иван Дмитриевич. Гвардии старший лейтенант. Старший инструктор политического отдела дивизии. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ командира 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота №015/н от 15 мая 1945 года.

Лазарев Виктор Владимирович. Гвардии старший сержант. Помощник начальника отдела кадров дивизии. Орден Красной Звезды.

Приказ командира 10-й Гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ №016/н от 5 июня 1945 года.

Аранин Сергей Александрович. Гвардии старшина. Начальник радиолаборатории. Орден Красной Звезды.
Бакастов Леонид Алексеевич. Гвардии сержант. Телеграфный механик узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.
Бублий Степан Сидорович. Гвардии старшина. Дежурный техник узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.
Кондратьев Иван Дмитриевич. Гвардии лейтенант. Начальник отделения специальной связи дивизии. Орден Красной Звезды.
Машарин Василий Иванович. Гвардии военный техник 2-го ранга. Дежурный техник узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.
Ситник Анатолий Хрисанфович. Гвардии лейтенант. Начальник управления слепой посадки узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.
Хонявко Георгий Иванович. Гвардии старшина. Техник по ремонту узла связи дивизии. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Военно-Воздушными Силами №056/н от 23 июня 1945 года. Москва.

Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич. Гвардии генерал-майор авиации. Командир дивизии. Орден Красного Знамени(3)
Илларионов Иван Иванович. Гвардии подполковник. Начальник штаба дивизии. Орден Отечественной Войны I степени.
Изотов Тимофей Яковлевич. Гвардии капитан. Заместитель начальника штаба дивизии. Орден Отечественной Войны II степени.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года. Москва.

Макаров Фёдор Тимофеевич. Гвардии старший лейтенант. Помощник начальника политического отдела дивизии. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Наградные приказы дивизии:

№01/н
№02/н от 13 февраля 1945 года. Чанкотадзе.
№03/н от 20 февраля 1945 года. Чанкотадзе.
№04/н от 20 февраля 1945 года. Чанкотадзе.
№05/н
№06/н
№07/н
№08/н
№09/н от 30 апреля 1945 года. Чанкотадзе.
№010/н
№011/н
№012/н
№013/н
№014/н от 14 мая 1945 года. Чанкотадзе.
№016/н от 5 июня 1945 года. Чанкотадзе.

Дислокация штаба дивизии:

Внуково

10-я Гвардейская авиационная транспортная дивизия Гражданского Воздушного Флота расформирована в 1946 году на аэродроме Внуково.

Источники информации:

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии.

Кашуба Павел Тарасович – с 5 ноября 1944 года по декабрь 1944 года. Не вернулся из боевого вылета.
Радугин Феофан Григорьевич – с.
Рышков Иван Иванович – с
Таран Григорий Алексеевич – с
Фроловский Семён Алексеевич – с

Герои России проходившие службу в дивизии.

Семенков Алексей Иванович – с 5 ноября 1944 года до окончания войны.

Личный состав управления дивизии

Аранин Сергей Александрович
Бакастов Леонид Алексеевич
Бублий Степан Сидорович
Вишняков Александр Иванович
Гольдберг Александр Исаакович
Гончарёнок Дмитрий Степанович
Заредченко Борис Иванович
Изотов Тимофей Яковлевич
Илларионов Иван Иванович
Кондратьев Иван Дмитриевич
Лазарев Виктор Владимирович
Лялин Сергей Васильевич
Макаров Фёдор Тимофеевич
Машарин Василий Иванович
Ободзинский Иван Дмитриевич
Самарский Дмитрий
Ситник Анатолий Хрисанфович
Хонявко Георгий Иванович
Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич
Янович Борис Александрович

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия 20 мая 2020 года.

Кашуба Павел Тарасович

Родился 3 ноября 1913 года в селе Киевка (ныне — Апанасенковский район Ставропольского края). В 1933 году Кашуба окончил Краснодарский кооперативный техникум, затем некоторое время учился в Московском планово-экономическом институте. В 1935—1937 годах он проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии, окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. После увольнения в запас Кашуба работал в Пятигорском аэроклубе, затем лётчиком в Северном подразделении № 2 Всесоюзного треста лесной авиации Наркомлеса в городе Красноборске Архангельской области.
В 1941 году Кашуба был повторно призван в армию. С июня того же года — на фронтах Великой Отечественной войны, был пилотом 2-й авиагруппы особого назначения Генерального штаба РККА. Выполнял специальные задания командования во вражеском тылу. 13 октября 1941 года, несмотря на исключительно тяжёлые условия на земле и в воздухе, Кашуба успешно эвакуировал из окружения получившего ранение командующего Брянским фронтом генерал-лейтенанта Ерёменко.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1941 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Павел Кашуба был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 521.
В дальнейшем Кашуба летал к партизанам, действовавшим в немецком тылу, эвакуировал больных и раненых, сбрасывал грузы и парашютистов-диверсантов. В ночь с 14 на 15 марта 1943 года Кашуба был сбит над оккупированной территорией в Крыму в районе станция Владиславовка, но сумел посадить самолёт и вместе с экипажем и группой парашютистов выйти к старокрымским партизанам под командованием И. С. Мокроуса, сумевшим обеспечить им возвращение за линию фронта воздушным путём.
Всего совершил более 200 боевых вылетов. В сентябре 1944 года Кашуба вылетел на специальное задание к партизанам Югославии, однако пропал без вести, не вернувшись с задания. Лишь через много лет после войны самолёт «СИ-47», на котором летал Кашуба, был обнаружен в буковых зарослях на юге Закарпатья.
Был также награждён орденом Красного Знамени (21.04.1944) и медалями.
В честь Кашубы названа улица в Дивном селе, установлен обелиск на месте его гибели.

Радугин Феофан Григорьевич

Радугин родился в деревне Камакануры ныне Еласовского сельского совета Горномарийского района республики Марий Эл в крестьянской семье. Мариец.
Окончил лесотехнический техникум (Мариинский Посад) и Тамбовскую школу лётчиков ГВФ. С 1940 года член КПСС.
В Великую Отечественную войну с июня 1941 года. Командир корабля 1-го транспортного авиационного полка (1-я транспортная авиационная дивизия, ГК ВВС Красной Армии). За время войны совершил 247 вылетов в глубокий тыл противника, доставлял партизанам оружие, боеприпасы и медикаменты. Он совершал ночные рейсы в партизанские отряды Ковпака, Фёдорова, Сабурова, Пономаренко. Вывозил раненых. Всего за годы войны доставил 120 тонн грузов и вывез 380 человек. Забрасывал во вражеский тыл диверсантов и разведчиков.
Звание Героя Советского Союза присвоено 23 февраля 1948 года.
По окончании войны в 1946 году демобилизовался. Работал в Аэрофлоте. Проживал в Москве. Скончался в 1993 году.

Рышков Иван Иванович

Родился 25 августа 1914 года в селе Малиновка ныне Чугуевского района Харьковской области. В 1937 году окончил Батайскую авиационную школу Гражданского воздушного флота. Работал на линиях гражданской авиации в Узбекистане.
В 1941 году был призван в Красную Армию. Сначала служил в Московской авиагруппе особого назначения. Вывозил детей из Таллина. Позже доставлял продовольствие в осажденный Ленинград, снабжал оружием и боеприпасами партизан, вывозил раненых. Совершил несколько сотен вылетов. В 1943 году окончил Курсы высшей летной подготовки, стал пилотом, а затем командиром корабля Ли-2.
В 1944 году выполнил важное правительственное задание. В глубокий тыл врага в Чехословакию он доставил руководителей Словацкого Народного восстания во главе с Густавом Гусаком, впоследствии ставшим руководителем Чехословакии.
К декабрю 1944 года гвардии старший лейтенант Рышков произвёл 358 боевых вылетов в глубокий тыл противника. 18 августа 1945 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии старшему лейтенанту Рышкову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны продолжал службу в ВВС. С 1961 года подполковник Рышков в запасе. Летал на линиях «Аэрофлота» командиром кораблей Ту-104, Ту-114, Ил-62. Заслуженный пилот СССР.
Жил в Москве. Скончался 13 октября 1976 года.

Семенков Алексей Иванович

Родился 29 марта 1915 года (село Тесалы, сейчас посёлок Гурки Меховского района Витебской области Республики Беларусь.
В 1929 году окончил семь классов школы, вскоре переехал в Ленинград. После окончания рабфака трудился на заводе «Красный Октябрь».
Начал учёбу в авиационной школе Гражданского воздушного флота СССР в Тамбове, окончил её в 1936 году Остался работать в школе лётчиком-инструктором. В 1938 году стал командиром корабля (Московское управление ГВФ СССР), был в составе экипажей санитарных и пассажирских самолетов.
Участник советско-финляндской войны в составе санитарно-транспортной авиации, проявлял мужество, был награждён орденом Красного Знамени.
В РККА с 1941 года, участник Великой Отечественной войны с июня. Вошёл в состав Московской группы особого назначения Гражданского воздушного флота.
В сентябре 1941 года стал заместителем командира эскадрильи спецотряда по снабжению блокадного Ленинграда. К концу года совершил около 120 рейсов в осаждённый город. Лейтенант Семенков отлично справлялся с заданиями — за время работы группы доставил в Ленинград 81 тонну груза и вывез из него около 650 человек.
По данным на 16 января 1942 года Семенков совершил 223 боевых вылета, 12 боевых вылетов на выброску десанта.
25 мая 1942 года начальником ГУГВФ генерал-лейтенантом Астаховым, старший лейтенант Семенков представлен к присвоению звания Герой Советского Союза, однако был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Был командиром эскадрильи, полка. Участвовал в операции по форсированию Днепра, битве на Курской дуге. Всего за всё время войны совершил более 500 боевых вылетов.
Семенкову было поручено в ночь на 9 мая 1945 года доставить в Москву советский экземпляр Акта о безоговорочной капитуляции Германии.
После победы — вновь в ГВФ СССР, был назначен на должность командира отдельной авиагруппы Международных воздушных сообщений, затем занимал другие должности.
В 1953 году стал начальником одного из управлений ГВФ СССР, вскоре стал начальником Госавианадзора там же.
В 1957 году на самолете Ту-104 первым в СССР совершил трансатлантический перелет Москва — Нью-Йорк.
С 1970 года — первый заместитель Министра Гражданской авиации.
В 1975 году ушёл в отставку в звании генерал-лейтенанта. Жил в Москве, работал в одном из московских военкоматов.
Указом Президента Российской Федерации № 83 от 26 января 1998 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Семенкову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Умер 16 ноября 2000 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Таран Григорий Алексеевич

Родился в деревне Мамаевка (ныне Подгайцы Кропивницкого района Кировоградской области) в крестьянской семье. Украинец. В 1933 году окончил Батайскую школу пилотов гражданского воздушного флота (ГВФ). Работал в ней лётчиком-инструктором, работал лётчиком в Средней Азии, совершал полёты в сложных погодных условиях в горных районах. в 1938 году переехал в Новосибирск, где так же работал лётчиком-инструктором в аэроклубе. В 1941 году был призван в Красную армию.
На фронтах Великой Отечественной войны с июля 1941 года в составе Московской Авиационной группы Особого назначения (МАГОН) .За время службы совершил 660 вылетов на фронт и в тыл противника к партизанам. За время службы прошёл путь от лётчика до командира 3-го авиационного транспортного полка 1-й авиационной транспортной дивизии. Он был инициатором полётов на предельно малых высотах, что снижало риск подвергнуться зенитному обстрелу. Такой приём, в частности, он использовал при доставке груза продовольствия и боеприпасов частям 1-й ударной и 11-й армий Северо-Западного фронта, которые были отрезаны противником.
В 1942 году, при вывозе из осаждённого Ленинграда важного груза, самолёт Г. Тарана попал под обстрел противника, сам пилот был ранен в ноги, но все же сумел дотянуть до своего аэродрома.
В 1943 году эскадрилья, которой командовал Г. Таран, совершила 126 вылетов к партизанам Крыма, доставив 120 тонн продовольствия и вывезя более 600 раненых партизан и детей. Сам Г. Таран был командирован в Великобританию, где провёл испытания нового транспортного самолёта «Альбемарль» и перегнал его в СССР. После назначения командиром полка Г. Таран совершил 225 вылетов, из них 61 с посадкой в тылу противника.
Звание Героя Советского Союза Г. Тарану было присвоено 5 ноября 1944 года.
В мае 1945 года Г. Таран доставил в Сан-Франциско группу советских дипломатов, которые принимали участие в создании ООН.
В 1946 году после демобилизации Г. Таран стал работать заместителем командира отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений МГА СССР. Участвовал в испытаниях новых транспортных самолётов и освоении новых международных маршрутов.
15 ноября 1948 года трагически погиб. Случайно застрелился на охоте.

Фроловский Семён Алексеевич

Родился 2 февраля 1906 года в селе Назарьево (ныне — Сараевский район Рязанской области). После окончания семи классов школы работал в лесничестве. В 1928—1930 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, работал в гражданской авиации. В 1935 году Фроловский окончил Тамбовскую школу лётчиков Гражданского воздушного флота. В июне 1941 года он повторно был призван в армию. С июля того же года — на фронтах Великой Отечественной войны.
К июню 1943 года старший лейтенант Семён Фроловский командовал воздушным кораблём «Ли-2» 1-го авиаполка 1-й авиатранспортной дивизии ГК ВВС. К тому времени он совершил 500 боевых вылетов за линию фронта на доставку грузов для партизан и разведгрупп, перевёз более тысячи разведчиков и десантников, эвакуировал более трёхсот раненных. В составе группы сбил 2 немецких самолёта.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 августа 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Семён Фроловский был удостоен высокого звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1065[1].
В 1946 году в звании капитана Фроловский был уволен в запас. Проживал в Москве, работал пилотом на международных авиарейсах. Умер 16 апреля 1998 года, похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Чанкотадзе Шалва Лаврентьевич

В начале Великой Отечественной войны (1941—1942) командовал Киевской группой ГВФ и 7-м отдельным авиационным полком ГВФ на Юго-Западном фронте, который вёл оборонительные бои на территории Украины. Затем участвовал в Сталинградской битве, Таганрогской, Донбасской, Никопольской наступательных операциях. В конце войны (1944—1945) командовал 10-й гвардейской дивизией ГВФ и принял участие в Белорусской, Львовско-Сандомирской, Яссо-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях, обеспечивая эвакуацию раненных и переброску оружия и боеприпасов.
После войны продолжил работать в авиации. Возглавлял Закавказское, а затем Грузинское управление гражданской авиации (ГУГА). Жил в Тбилиси. Имел награды, в том числе польский Крест Грюнвальда.


Рецензии