От римских легионеров - до бойцов Халифата

   Художественный фильм «Центурион» - совсем свежий, он вышел на экраны в 2009 году. Режиссер Нил Маршалл сам писал сценарий в жанре исторического триллера и, должно быть, поэтому картина получилась цельной, стройной, впечатляющей. Практически действие происходит в одних и тех же исторических декорациях: на севере Британии жестоко бьются римляне, воины легендарного Девятого легиона, и восставшие против оккупантов местные жители пикты.
   И те, и другие в своем праве. Легионеры добросовестно и мужественно исполняют свой долг, их историческая роль состоит в том, чтобы за счет присоединения новых земель расширять могущество империи! Их так учили, воспитывали, девизом всей жизни стал лозунг чести: «Сражайся или умри!» Поэтому, бряцая доспехами и мечами, они идут по чужой земле с необыкновенной жесткостью и к покоренным, и к самим себе, действительно погибая до последнего. 
   Пикты тоже в своем праве, защищая свои земли от агрессора, который устанавливает владычество кровавой рукой. Образ девушки-волчицы Этейн, ее страшная история - тому особое доказательство. Римляне с жесткостью и цинизмом надругались над ее соплеменниками, семьей, изуродовали ее саму – и сотворили тем самым из нее "Сосуд мести, гремящий пустотой, пока он до краев не наполнится кровью!" И для нее, женщины, девиз «Сражайся или умри!» тоже дело чести и всей жизни.
   Впрочем, жизни при таких лозунгах у героев фильма остается совсем немного. В погоне по заснеженным безлюдным горам, на глазах у потрясенного зрителя в течение 1,5 часов происходит взаимное истребление: сначала погибает воинское подразделение, потом и его остатки, семь легионеров, которые намеревались освободить своего плененного генерала, но погибли сами, убив и своих преследователей. При этом и в стане героев есть настоящие товарищи, которые не бросят друга в беде, а есть подлецы, готовые раненого кинуть на съедение волкам,  броситься с мечом на своего центуриона, чтобы завладеть конем для бегства. Все, как в реальной жизни.
   Так же реальны и узнаваемы политики, которые ради поставленной цели бросают полчища воинов на погибель, но, не добившись нужного результата, готовы эту героическую смерть и память о погибших вообще стереть, дабы не нести никакой ответственности ни в этой жизни, ни в истории. Таков в фильме Агрикола, римский наместник Британии, и его «штабные» сподвижники. Потеряв мятежную провинцию, они не остановятся перед убийством своего героя!
   Так что главному герою – а это центурион Квинт Дий, единственный выживший после противоборства с пиктами, -  приходится противостоять невероятным испытаниям. Его роль блестяще исполняет ирландец Майкл Фассбендер, да и другие актеры отлично вжились в свои роли, благо, особой психологической тонкости тут и не требуется, картина рисуется широкими яркими мазками! Действие – динамичное, держит зрителя до конца, пока главный герой не свалится с коня на руки колдунье, девушке из пиктов, которую также предали и смертельно обидели свои же. Два изгоя нашли друг друга и свое счастье!
   Когда смотришь фильм с его кровавой резней, отсеченными головами, жуткими зверствами и непрерывными погонями с целью убить, во что бы то ни стало, может возникнуть вопрос: зачем надо было транслировать эту жестокость из глубины античных времен нынешнему зрителю? Что она дает таким потрясением нервов?
   А потом вспомнишь совсем недавно прошедшую Вторую мировую войну с многомиллионными человеческими потерями, газовыми печами и убийствами мирных жителей, творимых тоже во имя … имперских амбиций; увидишь руины некогда процветавшей древней Сирии, которую тоже рушат и продолжают терзать во имя создания Халифата, и поймешь, что ничего в жизни человечества не изменилось за два тысячелетия. Имперские амбиции политиков не иссякли, они готовы кидать в огонь войны тысячи, миллионы безумцев, а те считают «делом чести» сражаться и умирать, быть забытыми и преданными.
   Очень грустное послевкусие после этого исторического триллера, несомненно,  талантливо сделанного. И даже возможное счастье главного героя центуриона Квинта Гия с колдуньей Арианой где-нибудь в заповедной глуши не добавляет оптимизма. А, может быть, это прозрачный намек сценариста, что пора, пора бежать из этих каменных джунглей в заповедные леса? Если они еще где-то остались...


Рецензии
Людмила, Здравствуйте!

Я бы не говорил о коварстве политиков. Политиками становятся те, кому доверяет народ, те кто обещает свему народу то, что он хочет.
Однако народ не понимает, к чему может привести попытка исполнения его желаний.

Пример: многострадальная Украина. Это же сами украинцы захотели, чтобы в стране была державна мова. Они сами Выбрали Ляшко, Ющенко, Порошенко... Это они погибают в войне с мятежными регионами.

То же в Израиле. Ведь, никто не заставлял евреев ехать в Палестину, строить там синагоги и израильские поселения.

Владимир Иноземцев   31.05.2020 12:18     Заявить о нарушении
Вы правы. Отчасти. На самом деле никогда ни у какого народа не было возможности выбора - так как потенциальные возможности и намерения политиков всегда скрыты от широкой публики. Обещают всё и всем одно и то же, правильно, то, что люди хотят услышать и получить. На самом деле политиками управляют глобальные тенденции: на экспансию или изоляцию, поощрение рождаемости - или сдерживание... Много всяких факторов, чаще всего вовсе не просчитываемых. Спасибо, что откликнулись.
Кстати, умные евреи не едут в Израиль, они все либо в Америке, либо в Германии. А уж в эту каменную пустыню, обстреливаемую, взрывоопасную, с расистскими законами (еврей может жениться только на еврейке) и работой в кибуца - только дураки и едут. Хоть их и не заставляли. Феномен человеческой психологии!

Людмила Перцевая   31.05.2020 12:59   Заявить о нарушении
Насчёт евреев вы не правы.
Израиль высокоразвитое. высокотехнологичное государство. Там много талантливых ученых.
Однако страна эта заразилась религиозной идеей. От этого у израильтян и проблемы.

Владимир Иноземцев   31.05.2020 13:11   Заявить о нарушении