Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги Верещаги

Бокал успеха. Заметка о главах 9-12 книги «Верещагин»


На главы 9-12 книги «Верещагин» (автор А.И. Кудря) можно посмотреть как на иллюстрации колючек (капканов, «мин») на пути успешного творческого человека.

Здесь и конфликты с властью, с официальными структурами, напряженные отношения с бывшими и действующими друзьями, опасности, подстерегающие путешественника в далекой, незнакомой стране, финансовые проблемы, массив трудностей, связанный со строительством на значительном удалении (художественной мастерской), судебный процесс…

Начинается конфликт с властями (немного вышел художник Верещагин за положенные границы… Особенное раздражение вызывала картина «Забытый»… Разве могут быть «забытые» в русской императорской армии?).

Конфликт с Академией художеств (Верещагин публично отказался от звания профессора).

Не очень ясная ситуация вокруг приобретения туркестанской коллекции (Император инициативы к приобретению коллекции, вроде бы, не проявил. Между Третьяковым и Боткиным идут напряженные переговоры…).

«Из Дарджилинга Верещагин отправил письмо Стасову с просьбой прислать ему часть вырученных за коллекцию туркестанских картин денег, 15 тысяч рублей, которые надо было забрать у Гейнса. Отсутствие писем от Гейнса серьезно тревожило художника, и он перестал доверять своему бывшему приятелю.» (Здесь и далее – цитаты из книги А.И. Кудря «Верещагин»).

Коллекция была продана за 92 тысячи рублей. «Во время путешествия Верещагин окончательно потерял веру в своего бывшего приятеля генерала Гейнса: тот не отвечал на письма, все просьбы художника игнорировал. Теперь наиболее близким ему человеком стал Владимир Васильевич Стасов. Он оказывал посредничество в финансовых вопросах. Верещагин писал ему: «Деньги, что присланы мне отцом моим, присылайте сюда. Здесь жизнь и поездки очень дороги».»

Таким образом, автор книги «Верещагин» А.И. Кудря перемещает внимание читателя с 92 тысяч рублей, за которые была продана (через генерала Гейнса?) коллекция, на деньги, получаемые художником от отца…

Начинается строительство художественной мастерской в Париже (Верещагин в это время в Индии). Всё большее количество поручений, адресуемых Верещагиным Стасову, перегружают и раздражают Стасова, накаляют их отношения…

Азарт путешественника, с одной стороны, и «добросовестные советы» информированных людей, с другой стороны, создавали некоторые дополнительные риски и порождали некоторые негативные эмоции во время путешествия по Индии.

Успех может стать самостоятельной проблемой.

Проблемы отступали перед энергией В.В. Верещагина. С кажущейся легкостью он направляется в Индию, устраивается в Индии, занимается в Индии творчеством.

Отдельная тема – путешествия Верещагиных по Индии…

«…Против последней части, т. е. подозрения меня в шпионстве, протестуйте самым энергичным образом. Выскажите, что уже одна моя независимость, как человека и художника, исключает всякую возможность подобных подозрений…»

«Первоначальный проект мастерской архитектора Купинского («в русском стиле») Верещагина не удовлетворил: слишком много излишеств. А предложивший свой проект французский архитектор и подрядчики, пользуясь хозяйственной неопытностью заказчика, бессовестно его обворовывали и затягивали строительство. Художник временно снял для работы студию на окраине Парижа, но она по своим малым размерам не годилась для исполнения задуманных им «колоссальных» картин. Деньги, когда-то полученные от продажи туркестанских картин Третьякову, закончились, а долги росли. «Я продал на 6000 рублей лесу, но эта помощь ничтожная», — сетует Верещагин в письме Стасову. Пришлось обратиться к П. М. Третьякову с просьбой — ссудить до лучших времен десять тысяч рублей. Момент для коллекционера не самый удобный. «В настоящее время при небывалом безденежье, повсеместном застое торговли, банкротствах — сделать эту ссуду… мне было не легко, но не невозможно», — писал Третьяков Крамскому. Несмотря на собственные стесненные обстоятельства, Павел Михайлович пошел навстречу высоко ценимому им художнику, и благодаря ссуде финансовые проблемы Верещагина были решены.»

«… пришлось заниматься в Париже судебной тяжбой. Некто Бруно Лорч, доверенное лицо Верещагина при покупке участка земли и постройке там мастерской, бессовестно обманывал его и обобрал на 25 тысяч франков. Когда же в письме близко знакомому с Лорчем художнику Громме Верещагин неосторожно рассказал о «канальской проделке» и назвал Лорча вором, то получатель письма посоветовал Лорчу обратиться в суд. Слушание этого дела состоялось в марте. Хотя Лорч и Громме заявляли на суде, что якобы заказчик задел их деловую репутацию обвинением их в мошенничестве, доводы истцов не были приняты во внимание. В ходе заседания, информировал Верещагин Стасова, «Громме и Лорч провалились самым позорным образом», и суд оставил дело, «как оно есть».»

Счастье сопутствовало В.В. Верещагину. Он возвратился из Индии живой, хотя его здоровье и ухудшилось. Многие творческие люди предпочитают путешествовать в обществе близкого человека – но не у всех это получается. В.В. Верещагин путешествовал в обществе жены. Мастерская в Париже построена. (Верещагин не умер и не разорился в ходе строительства – что часто бывает. Один из редких примеров успешного строительства дома творческим человеком). «Осенью того же года Верещагин наконец-то переселился в свой дом с мастерской в Мезон-Лаффите. Это дачное местечко находилось в получасе езды от Парижа, в двадцати километрах от города. Купленный художником земельный участок составлял площадь в полтора гектара. Его новый адрес — Мезон-Лаффит, авеню Клебер. 48.»

Охлаждение отношений между представителями управляющего слоя Российской империи и В.В. Верещагиным, возможно, было не случайным процессом. Верещагин многое мог наблюдать лично… О чём-то он, возможно, думал, имел свое мнение, но избегал говорить… Зрители картин В.В. Верещагина могли и могут сопоставить общую тональность «туркестанской» и «индийской» коллекций…

Выпив полный бокал успеха, и отпив из чаши проблем, В.В. Верещагин направляется в 1877 году на Балканы, где началась война двух империй – Российской и Османской…


20 мая 2020 г. 09:18


Рецензии