Жизнь при султане Ибрагиме

Султан Мурад IV умер 8 февраля 1640 года. Поскольку сыновей у него не осталось, ему наследовал брат Ибрагим. Юноше во время его нахождения в Кафесе прислуживали лишь глухие и немые евнухи. Так что он не имел никакого опыта общения с людьми за пределами гарема и был совершенно не адаптирован к нормальной жизни.

Кроме того, он жил в постоянном страхе за свою жизнь, знал о казни своих братьев шехзаде Мехмеда, Баязида и Сулеймана, двух свержениях Мустафы, свержении страшном убийстве султана Османа, приказе брата убить его..

Поэтому, когда к нему пришли, чтобы объявить султаном, юноша сильно испугался и решил, за ним пришли палачи, посланные Мурадом. Не помогли даже уговоры матери Кёсем-султан. Ибрагим забаррикадировался в клетке и открыл, лишь когда ему показали тело умершего брата.

Вскоре выяснилось, что юноша не знает, как вести себя с женщинами, которых боялся и всячески избегал. Над Османской династией встала реальная угроза вымирания. И тогда Кёсем принимает довольно неординарное решение. Она приглашает во дворец авантюриста Джинжи-ходжу, настоящее имя его Карабашзаде Хюсейн-эфенди.

Джинжи-ходжа снабжал Ибрагима снадобьями, а Кёсем-султан — девушками. Вскоре совместные труды Джинджи и Кёсем начинают приносить плоды. Ибрагиму так все это понравилось, что он стал заниматься исключительно производством наследников, а потом и вовсе попал под влияние наложниц. Его гарем насчитывал более трехсот женщин и все свое время молодой султан проводил только там.

Дело заканчивается тем, что он выслал мать в летний домик за пределами Топкапы, а затем и вовсе в сады Искендера-челеби. К слову, последнее решение он принял не случайно. Молодой султан узнал, что Кёсем и великий визирь планируют устроить переворот. В итоге визирь был казнен, а мать впала в немилость. И все было бы ничего, да только его поступки все больше и больше противоречили общепринятым правилам.

Вот что о нем написал один из историков: «Ибрагим был слабым, безвольным человеком, унаследовавшим от своего отца только жестокость и ничего из его добродетелей. Безответственный, с неустойчивым нравом, корыстолюбивый по своей сути человек, он любил заниматься лишь своим гаремом, всячески ублажая свои фривольные настроения и желания. По его распоряжению бани города подвергались осмотрам, чтобы находить красавиц для его любовных утех. Лавки ювелиров и европейских купцов грабили, только бы удовлетворять внезапные причуды и увлечения султана»

Последней каплей терпения стала история с дочерью муфтия, случившаяся в 1648 году. Ибрагиму рассказали о том, что у шейха аль-ислама Муида Ахмеда-эфенди очень красивая наследница. Султан приказал доставить ему девушку, а потом, быстро наигравшись, отправил обратно к отцу. Естественно, такое поведение правителя мало кому понравилось. В итоге, против султана начинает объединяться оппозиция, куда вошли шейх аль-ислам, имамы, янычары, члены Дивана и сама Кёсем-султан.

7 августа 1648 года во дворец приходит толпа янычар и требует от султана немедленной отставки великого визиря Ахмед-паши. Ибрагиму ничего не остается, как принять условия и назначить ту кандидатуру, которую предлагают восставшие. Однако когда Софу Мехмед-паша приходит к султану, он вдруг набросился на него и вцепился в бороду, называя псом и обвиняя в заговоре и бунте. Охрана с трудом оттащила разъяренного султана от растерявшегося визиря.

Вскоре янычары и сипахи собрались на совет в мечети Ая-Софии. После того, как в адрес султана было высказано множество обвинений, где значились неудачные военные походы и беззаконие, царящее в стране, шейх аль-ислам предложили издать фетву с требованием - султану Ибрагиму следует предстать перед собравшимися и отчитаться.

Однако султан Ибрагим, получив документ, его разорвал и пригрозил убить шейх аль-ислама. В ответ командир янычар спокойно заявил, что жизнь султана в большей опасности, чем муфтия. Бедному правителю ничего не осталось, как броситься к матери Кёсем-султан за помощью. Благо, что бежать далеко не требовалось — буквально за несколько дней до случившегося он ее вернул из ссылки...

Главный муфтий пообещал валиде-султан, что позволит бывшему султану жить, и все те, кто способствовал свержению Ибрагима, тоже согласились с этим. Поначалу все так и было сделано. Свергнутого султана заточили в заранее подготовленную клетку, где было лишь одно отверстие для передачи еды. Затем объявили султаном шехзаде Мехмеда ... Через несколько дней, несмотря на данное Кёсем-султан обещание, шейх аль-ислам вновь издал фетву, согласно которой Ибрагима надо было казнить. 17 августа бывшего султана, который войдет в историю под именем Ибрагима Дели (безумного) задушили.

Итак, во главе огромной страны оказался шестилетний внук Кёсем, шехзаде Мехмед. С восшествием на престол Мехмеда его мать Турхан получила титул валиде, но все полагающиеся привилегии и права достались Кёсем, которая взяла титул «бююк валиде (старшая валиде)», никогда прежде не использованный.


Рецензии