ЖСЛ. Сын двух отцов. Цырендаши Цыдыпов

(Кавалер трёх орденов Трудовой Славы Цырендаши Цыдыпов и два его отца - Цымпилов Бата и Тумуров Цыдып)

В далёком детстве, когда взрослые заводили беседы о своей родословной и гадали: кем же мог быть на войне Цымпилов Бато из Ортуя, где живёт большинство родственников моего отца, я, не раздумывая, отвечал:
- Конечно, механиком-водителем!

Взрослые недоумевали, но я почему-то даже не предполагал, а знал ответ. Кем мог стать на войне человек из рода мастеров-ювелиров и механиков по призванию, работавший до призыва бригадиром первой в колхозе тракторной бригады? Даже сегодня не только мужчина, но и любая женщина нашего рода сможет разобрать и собрать двигатель внутреннего сгорания, не говоря о ходовой или рулевой части любой машины. Ведь пригнала же недавно наша хрупкая Рыгжидма через всю Россию громадный КАМАЗ? А её дедушка Бато Цымпилов, конечно, был на войне механиком-водителем - танка, тягача, автомобиля. Все дети, внуки и правнуки Бато Цымпилова – прирожденные механики. Живут в Забайкальском крае и Агинском округе, большинство – в селе Ортуй Могойтуйского района, откуда и ушёл на фронт Бато Цымпилов, человек из рода Шарайд.

Вообще, все люди нашего рода по отцу до революции были мастерами золотых и серебряных дел, имели собственную печать, в советское время стали первыми механиками, трактористами, шоферами. Кроме меня, неприкаянного.

Бато Цымпилов – мой двоюродный дед, погиб на фронте, где-то в Румынии. Упоминалось озеро Балатон. До недавнего времени мы знали о нём только эти скудные сведения. В моём представлении он был одним из членов экипажа младшего лейтенанта Малёшкина из бередящей душу повести Виктора Курочкина «На войне, как на войне». «Моторы пламенем пылают и башню лижут языки. Судьбы я вызов принимаю прямым пожатием руки…»

Возможно, так и было. Я нашёл о Бато Цымпилове сведения. В поисковой строке общего банка данных надо было набирать не Бато, а Бата Цымпилов. Он погиб в середине сентября 1944 года в Румынии, воевал в составе 6 самоходно-артиллерийской бригады 6 танковой армии. Это же САУ… Экипаж Малёшкина. «Нас извлекут из под обломков, поднимут на руки каркас. И залпы башенных орудий в последний путь проводят нас».

В донесении о безвозвратных потерях невозможно прочитать место гибели. Не то городской округ Эрьела, не то Эриза. Но есть сведения о месте жительства, – Читинская область, Агинский Бурят-монгольский НО, колхоз «Улан-Одон», о супруге – Цыденжапова Хандажаб, о звании – сержант, о специальности – шофер, механик-водитель. В следующей строке – тоже наш земляк, Притупов Иван (Алексеевич?) из Хапчеранги. Может быть, кто-нибудь из родных узнает… В этом скорбном донесении два наших земляка.

Вот более точные сведения (наградные листы) о Бато Цымпилове. Отправил Владимир Рыбин. Ошибка моя незначительная. Бато Цымпилов воевал с июля 1941 года, за несколько месяцев до гибели в сентябре 1944 года служил шофером санитарной машины, вывозил с поля боя раненных,  был представлен к медалям "За Отвагу" и "За Боевые Заслуги". Получается, что на машине с жестяной и деревянной обшивкой, под обстрелами и бомбёжками, он вывозил людей своей самоходно-артиллерийской бригады, то есть экипажи подбитых и горящих САУ... Может быть это было в Венгрии? В сентябре 1944 года 6 самоходно-артиллерийская бригада овладела городами Секешфехервар, Мор, Зирез, Веспрем, Эньинг. Недалеко от озера Балатон. В этом наступлении и погиб, наверное, Бато Цымпилов.  Где-то там должно быть захоронение. Буду искать...

6-я легкая самоходно-артиллерийская Ясская ордена Кутузова бригада была преобразована из 94 танковой бригады, которая имела и САУ-76. Через полтора месяца, 30 октября 1944 года, после гибели Бато Цымпилова, 6 САБ была преобразована в 51-ю гвардейскую легкую самоходно-артиллерийскую бригаду. «По полю танки грохотали…» И отчаянно петляли под обстрелами и бомбёжками санитарные машины. Это наступала 6 танковая армия в сентябре 1944 года. По раскисшим румынским дорогам, посматривая в хмурое небо, ехал сержант Бато Цымпилов.

Я не только вижу это, но и слышу песню, чувствую дух и связь времён. И думаю о кавалере трёх орденов Трудовой Славы, непревзойдённом чабане ХХ века Цырендаши Цыдыпове, который покинул живых в середине декабря 2016 года и похоронен недалеко от села Ортуй. Дело в том, что Цырендаши Цыдыпов по рождению – сын Бато Цымпилова. Есть специфическая особенность бурятского народа – отдавать в дети бездетным своих детей. Впрочем, это бесконечная и запутанная история, связующая целые роды и семьи.

Так вот, перед войной Бутид Цымпилова из Ортуя, сестра тракториста Бато Цымпилова, вышла замуж за Цыдыпа Тумурова, жившего на правобережье Онона, в Новой Заре, что в Торейской степи. Детей у них не было, видимо, поэтому им отдали в сыновья Цырендаши-младшего, а старшего оставили себе. Отсюда и заголовок нашего повествования, который будет более понятным жителям сёл Ортуй Моготуйского района и Новая Заря Ононского района. Два отца Цырендаши Цыдыпова. Ни один из них не успел воспитать Цырендаши, поставить его на ноги. Оба погибли на фронте.

Долгое время родные и близкие не знали о судьбе второго отца – Цыдыпе Тумурове, имя которого всю жизнь прославлял Цырендаши. Но сегодня есть скупые сведения и о нём. Уроженец села Новая Заря, красноармеец Цыдып Тумуров 1912 года рождения, призванный в 1941 году Ононским РВК пропал без вести в декабре 1942 года. Точной даты призыва нет. Только год – 1941-й. (Кстати, мой рассказ "Как Цыпылма искала Базара" - о брате Цыдыпа Тумурова)

 Цымпилова Бато из Ортуя, возможно, в последний путь проводили залпы башенных орудий. А под какие звуки войны отправился в последний путь Цыдып Тумуров из Новой Зари? Или он остался жив, попал в плен? В в каких войсках и в какой части служил, где воевал, при каких обстоятельствах пропал без вести? Возможно, упал, сраженный пулей, да так и остался лежать в окопе или на обочине дороги, засыпанный землей и забытый? Может быть, он смотрит на нас из какой-нибудь фотографии, запечатлевшей советских военнопленных? Ведь таких фотографий, сделанных безвестными фотографами вермахта,  великое множество. Может быть, останки его среди неопознанных или ещё покоятся в местах боёв? Или он остался жив, не вернулся домой, а его потомки живут, не зная о своём родстве с нами, где-нибудь в Европе, Америке или Австралии? Всё может быть. В ОБД Меморил можно узнать, что брат его - ефрейтор Тумуров Базар умер от ран в полевом госпитале вблизи Берлина 27 апреля 1945 года. Но о Цыдыпе Тумурове до сих ничего не известно...

А сын его Цырендаши жил с матерью в Новой Заре до 1948 года. Всё надеялись и ждали мужа и отца. Не вернулся… Тогда десятилетний Цырендаши и его мать Бутид решили вернуться к своим, в село Ортуй на левом берегу Онона. Всё хозяйство –  одна овца…
Дальше можно не писать. Позаимствуем из энциклопедии «Герои страны». Пусть сухо, зато официально.

«Цыдыпов Цырендаши – чабан колхоза «Улан-­Одон» Могойтуйского района, Агинский Бурятский автономный округ.
Родился 1 июля 1938 года в селе Ортуй Агинского аймака Бурят­Монгольской АССР, ныне Могойтуйского района Агинского Бурятского округа Забайкальского края, в крестьянской семье. Бурят. Окончил среднюю школу №1 в селе Агинское. Работал в колхозе «Улан­-Одон».
В 1958 году принял свою первую отару овец из рук матери. Приложил немало труда, чтобы достичь высоких результатов, стал признанным мастером-­овцеводом, чемпионом округа по получению приплода овец. В течение нескольких пятилеток Цырендаши Цыдыпов выходил победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании. По итогам девятой пятилетки на его счету числилось сверхплановых 600 кг шерсти и 300 ягнят.
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1975 года и 16 декабря 1980 года Цыдыпов Цырендаши награжден орденами Трудовой Славы 3-­й и 2­-й степеней.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1986 года Цыдыпов Цырендаши награжден орденом Трудовой Славы 1-­й степени. Стал полным кавалером ордена Трудовой Славы.
Награжден орденами Трудовой Славы 1-­й (29.08.1986), 2-­й (16.12.1980) и 3­-й (14.02.1975) степеней, медалями, в том числе золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. Почетный гражданин Читинской области (1997). В посёлке Агинское установлен бюст знатного овцевода».

В этом повествовании нет многого. Нет судьбы и души человека. Нет матери Цырендаши Цыдыпова - Цымпиловой Бутид, нет двух его отцов, нет его брата (старшего Цырендаши), сестры (Лыгжимы), нет его верных слов и поступков... В энциклопедиях не ставят задачу – рассказывать о поражениях и победах, радостях и печалях героя повествования. Восполнить этот пробел может газета.
Какими они были. Бато Цымпилов и Цыдып Тумуров? Посмотрите в Ортуе на Батоевых, их очень много. Наверное, каждый из них чем-то похож на Бато Цымпилова, как были похожи его сыновья - Цырендаши-старший, Цырендаши-младший, здравствующая дочь - Лыгжима Гончикова (Батоева). Посмотрите в Новой Заре на Базаровых, потомков брата Цыдыпа Тумурова. Все они должны быть чем-то похожи и на Цыдыпа Тумурова. Сколько сегодня потомков Бато Цымпилова и Цыдыпа Тумурова? Даже не буду считать. У каждого Батоева и Цыдыпова не менее 10 детей, а у каждого из них - столько же, если не больше...

1 июля 2017 года Цырендаши Цыдыпову исполнится (исполнилось бы!) 79 лет. Он умер в декабре 2016 года. Его отцы Цымпилов Бато и Тумуров Цыдып не вернулись с полей Великой Отечественной войны. Сын их стал героем в мирное время. И помнил о них. Почитал всех родственников со стороны своих отцов. Живя на Ононе, в Ортуе, каждый год приезжал в Новую Зарю, навещал родную степь и берега торейских озёр, всех своих друзей и близких.
Надеюсь, что мои родственники и земляки сохранят это повествование.

На снимке: Цырендаши Цыдыпов.

* * *

Моим братьям и сёстрам Ортуя посвящаю


Далекое детство над синей рекой,
Где овцы бегут по долине проворно,
Мне смуглая бабушка машет рукой
И пальцем грозит, и смеется задорно.

Я птенчик ее, и отрада ее…
Мне ведом триумф и печальная тризна.
Вы знаете степь? Здесь не быт – бытие,
Когда здесь очаг, то повсюду – Отчизна.

И память мою посещает родня.
Дядья, как крутые и черные скалы.
Сняв белые дохи, сидят у огня,
Беседуют громко, смеются же мало.

И вся родословная в этих речах,
Где каждый дархан от природы и Бога!
Четыре войны пронесли на плечах.
Какая еще ожидает дорога,

Какую готовят судьбу для детей
Какие-то люди в далекой столице?
Но память глубинна. И в злате полей
Смеются родные, знакомые лица.

Сгорают поля от идей и огня.
Ортуйская степь в испареньях мороза!
Земля молодеет. Седеет родня…
А сам Намсарай – председатель колхоза.

«Ушедшие люди великой страны
Какие просторы вам отдали даром…
Горит ли очаг? Что за речи слышны?
И что там опять полыхает пожаром?

Ты вырос, созрел. Твои братья давно
На этих полях урожаи не брали…
Ты знал бы (писатель, тебе все равно?)
Какие хлеба с ними мы собирали!»

Далекое детство над синей рекой,
Где овцы бегут по долине проворно,
Мне смуглая бабушка машет рукой
И пальцем грозит, и смеется задорно…

(Стихи посвящены матери Цырендаши Цыдыпова Бутид-абжа, самому Цырендаши Цыдыпову и всем моим дядям, тётям, братьям и сёстрам из Ортуя).


Рецензии