Беречь Христа в себе это беречь Христа в другом

Беречь Христа в себе — это всегда беречь Христа в другом

Из дневников

Одна из наиболее часто встречаемых ошибок общения в том, что мы не контролируем свои захватнические инстинкты и покушаемся на свободу другого. Тщательнее всего надо следить за тем, чтобы не оскорбить другого нарушением его священных внутренних границ. Ведь Сам Бог чтит их, уважая свободу человека. Бог чтит, а мы - не умеем, хотя всё настоящее в нас, возможно, начинается именно с такого уважения к другому. Мы - боги друг другу, когда чтим друг в друге бога.

* * *

При общении другому надо давать Бога, а не себя, т.е. ближнего надо любить, а не поучать, использовать и т.п. Любовь - единственно подходящий язык общения. И пока нет любви, надо помнить о своём преступном отношении к другому и сдерживать себя нелюбящего, себя ветхого, себя корыстного.

Так, давая Бога ближнему, мы и сами Его обретаем. Правда, не раз и навсегда, а снова и снова, потому что каждый миг мы умираем и должны вновь и вновь животворить себя любовью - к Богу и ближнему. Каждый миг утверждаться в Боге Богом снова и снова - выбирая Бога, выбирая любовь, а не ту или иную форму корысти.

* * *

Самомнение ветхого человека не понимает своей модульности, своей механистичности, своей декоративности, своей неподлинности. Оно слишком верит в себя, в своё существование, а меж тем его по-настоящему нет. Есть лишь набор функций, программ, штампов, стереотипов, влечений, отторжений и т.д. и т.п. Самомнение приносит всё в жертву своей глупой самости, которая ничего не стоит на самом деле, и судит обо всём из этой лгущей самости. А больше и нет ничего в арсенале у ветхого человека: до обретения Христа  единственное, чем можно оперировать - самость.

Биологи в своих трактовках человека демонстрируют зачастую ту же ошибку - непонимание разницы между ветхим и новым человеком, непонимание возможности нового человека во Христе, отрицание такой возможности в принципе. И тем губят человека, а с человеком и мир. Но если сами христиане не понимают разницы, то что взять с учёных, которыми движет, прежде всего, любопытство. Жаль, что учёных зачастую используют по своим хотениям не самые человечные из человеков...

Но как различить ветхого человека и нового, хотя бы в себе? Как мне ветхому не придумать себя ложного, не возомнить себя Христовым, когда я таковым ещё не стал? (Другая крайность - превратить Христа в недостижимого сказочного персонажа, которого невозможно достичь. Это отрицание христианства по сути; недостижимый Христос - выдумка, а не реальность, спасает лишь достижимый Христос).

Определить, если быть честным с собой, несложно. Достаточно пронаблюдать себя в какой-то затруднительной ситуации: за что хватается человек, что спасает из условного «пожара» в первую очередь, тем и дорожит более всего. Если самость свою бережёт и стережёт, то это ветхий человек, если Христа в себе спасает - то это Христов человек. Надо, конечно, внятно разобраться и с этим, но при желании это сделает каждый вменяемый человек.

Итак, Христов человек хранит не себя, а Христа в себе. Это очень разное поведение, которое, правда, очевидно только для тех, кто научился видеть и не лгать себе.

Может ли новый человек, человек во Христе, перестать быть таковым? Может. Во Христе пребывает тот, кто снова и снова выбирает Христа, кто действует Христом и во Христе. Быть во Христе и не действовать Христом - невозможно (если я не добродействую, Он мне как бы не нужен, не востребован). Христос это  единственная сила во мне, способная к доброделанию, но для этого я должен быть устремлён к добру, нацелен на добро. Добро, а не корысть или выгоду. Спасающий себя, а не Христа из «пожара» теряет Христа всякий раз, когда выбирает самость. Но он может покаяться и вновь вернуть Христа - если только захочет вернуться Сам Христос.

* * *

Жизненное пространство человека (социум) - каким оно должно быть, чтобы человек оставался человеком? Каким оно не должно становиться, ибо это губительно? Можно ли обесчеловечить человека до уровня, когда обезьяна, кошка, собака... будут человечнее человека? Кто в ответе за качественное состояния общества? Куда надо смотреть, чтобы видеть качественное состояние общества как вектор его движения? Пытаясь ответить на эти вопросы, люди приходят к разным выводам. Но, я думаю, если каждый хорошенько, не спеша, поразмышляет, непременно заметит главное: чтобы быть человеком, человека в себе надо охранять, иначе можно перестать быть человеком. Есть и другая, легко замечаемая истина: сам себя никто уберечь не может - человека - хранит Господь, потому чтобы сохранить себя человеком, надо хранить в себе Христа, позволять ему расти в себе, развиваться и приносить плоды богоугодной жизни: радость, мир душевный, счастье.
Более того, беречь Христа в себе — это всегда беречь Христа в другом, ибо только для другого мы можем осуществляться как бытие во Христе. Защищать Христа — это и охранять пути к Нему (для себя и для других), иначе может случиться такое большое горе, что пути эти окажутся в руках недобрых людей, которые приложат свои недобрые усилия к тому, что дорог к Богу не осталось в мире. Наше нерадение о мире может послужить причиной захвата мира врагами Христа. А если говорить о Всечеловеке, О Христе в нас, то нельзя забывать, что Он в нас, а не во мне. Нет отдельного Христа для меня, для тебя, для него...

«Не знающий людей убежден, что благоговение перед оазисом взращено в оазисе. Нет, живущие в нем не задумываются, где живут. Благоговеет перед оазисом иссушенное песками сердце бродяги» (Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель). Эти слова Экзюпери не просто точны, они нужны сегодня каждому сердцу, как актуальные, насущные: если ты не бродяга, то вряд ли знаешь цену тому благу, которое имеешь. Ты его начнёшь ценить только, когда его отнимут. А чтобы не отняли, надо быть как неимеющий, надо быть внутренним скитальцем, не успокаиваться на достигнутом, а жадно искать Бога снова и снова, чтобы иметь право приобщаться к Богу, чтобы не потерять ощущение нужды в Нём. Надо чувствовать себя нищим, а не богатым - ибо это правда о человеке, которую нельзя забывать, чтобы не омертветь.

Мы ведь многое несправедливо принимаем как должное, не задумываясь, что многие блага, которые у нас сейчас есть, в том числе духовные, - это чей-то подарок нам, чьё-то завоевание. Кто-то до нас положил жизнь свою за то, чтобы мы имели то, что имеем, то, к чему привыкли и потому считаем это само собой разумеющимся - чья-то заслуга, плод трудов.
Нет ничего само собой разумеющегося в этом мире: он становится таким, каким его сделали люди. Может ли мир стать раем? Нет, не может, но заботиться о том, чтобы он не превратился в ад - наш долг, в том числе перед нашими детьми и внуками, перед будущими поколениями. Наши предки оставили нам вполне сносный, пригодный для жизни мир. А каким он станет при  нас всецело зависит от того, как живём мы, о чём заботимся или, наоборот, не заботимся, если не утруждаем себя заботами о мире.

Мир всегда таков, каким его делают люди. А создают они мир устремлениями своих сердец. Куда стремимся, там и оказываемся.
Если в нас не будет чувства ответственности ни за себя, ни за мир, ни перед собой, ни перед Богом, ни друг перед другом, то в каком мире мы окажемся? Вероятно, в таком, в каком уже оказались.

* * *

Всякий человек, чтобы быть, должен войти в Бытие, и в Бытии мы все встречаемся и с ним, и друг с другом. Бытие одно на всех. Отсюда тревожность - чувство нехватки Бытия, происходящее от разрозненности и разобщённости людей, пребывающих в иллюзии бытия, а не в Бытии (т.е. не в Боге).

Социум никогда не был просветлённым, но он был в динамике движения к просветлению. А кто встал на правильный путь, тот уже влечётся Истиной. Когда же социум развернули политтехнологиями в противоположную (противоестественную) сторону, нехватка Бытия в непростветлённых людях резко обострилась, ибо они не ощущают в себе должных энергий влечения к истине. Но и просветлённые Христом души чувствуют во Христе (не могут не чувствовать) тревогу за общность, ведомую не туда - любовь к ближнему болит в них этой тревогой.

Острая нехватка Бытия, переживаемая как тревожность - это, возможно, граница перехода в небытие. За этой границей тревожность, вероятно, перестанет беспокоить.

Про это у меня есть стихи 2012 года:

Когда слова, свои утратив смыслы,
сравняются с землёй, —
словами станем мы.
Иль чернозёмом...
Всё равно — траве,
трава равна сама себе,
и только.
Вонзится боль копьем
в траву и небо,
и в слово, что срослось
с забытым завтра.
Не вспомнить:
не рыдать,
не рыть нам землю,
вонзая пальцы в тело.
Нет, не вспомнить!
Забыто всё,
печаль теряет слёзы.
Утрата эта —
худшее из зол.

Всякий человек, чтобы быть, должен войти в Бытие, и в Бытии мы все встречаемся и с ним, и друг с другом. Бытие одно на всех. Отсюда тревожность - чувство нехватки Бытия.

* * *
Верно ли мы понимаем слова прп. Серафима «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся»? Спасись сам - про то ли он, про что и мы?  Христос - В НАС, а не во мне, это социальный феномен. Христос во мне, Христос в другом - это ОДИН ХРИСТОС. Нельзя спасать себя, не спасая других. Думаю, мы недопонимаем сути слов прп. Серафима. Наше толкование святых иногда слишком упрощается, а потом забывается в чём было упрощение. Упрощение становится уплощением, а в итоге недалеко и до заблуждения.

Господь Сам открывается — и тем Он спасает (и меня, и ближнего моего — его через меня и меня через него).  Светить другим — это не светить, а светиться навстречу Свету — т.е. Христу (Христу в себе и Христу в другом, ибо это один Господь).

Впоследнее время часто можно наблюдать перекосы в мышлении суть которых душевное толкование духовного. Люди склонны к заблуждениям, все люди. И даже себя никто из нас не может спасти. НИКТО И НИКОГО! Кроме как Христос, никто никого не спасает. Но при этом спасается спасающий. Спасающий и спасающийся - одно.

* * *

Разным людям в разных обстоятельствах нужно говорить разные слова - по их нуждам. Главное - духовное следует толковать духовно, а не душевно.

* * *

С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс.17:26-27)
А если на месте преподобного окажется компьютерная сеть, например, в которую включены разные люди и машины? Каким будет человек, физически встроенный в такую сеть с помощью технических ухищрений? Одно очевидно, лишение человека права управлять своим мышлением - это лишение его права отдаваться Богу.

Апрель - май, 2020


Рецензии
Человек уже от рождения встроен в сеть Бога. Эта сеть называется "Духовный мир".

http://proza.ru/2019/03/07/320

Пока у нас есть физ.тело, мы развиваемся, обретаем зрелость сердца, чувств, эмоций, интеллекта и воли. Закончив жизнь в физ. теле на Земле, мы полностью переходим в духовный мир и живём там вечно. Качество жизни там определяется качеством жизни на Земле...

Джей Коннор   11.06.2020 05:58     Заявить о нарушении