Отражение в зеркале. 49. Пока он спал
Анна все сидела у высокого окна, наблюдая за изменчивыми картинами осенней ночи, и думала о том, что вся ее жизнь похожа на эти бегущие облака - цепочка событий перетекающих одно в другое. И если бы можно было проследить их все от самого истока, быть может поняла бы тогда она, что не было в ее жизни ничего случайного - каждое событие таило в себе ростки следующего. Прорастали они одно из другого, и всю жизнь двигалась она сквозь их череду от места и часа своего рождения, задавшего импульс этому движению, к нынешнему дню.
Теперь она знала - день этот с неизбежностью повлечет ее дальше, по заданному ею же самою маршруту. Заданному ее поступками и ее собственным выбором в бесчисленных неоднозначных ситуациях.
- Кто же он, - раздумывала Анна, - тот великий диспетчер ведущий нас по жизни от события к событию, закрывающий перед нами одни двери, повергая тем самым в отчаяние, и открывающий другие, которые мы часто так долго и упорно не желаем замечать.
Вот и она мучилась и тосковала перед закрытой дверью, не находя в себе сил смириться с тем, что никогда не выйти ей больше на сцену, никогда не наполнить зал звуками своего голоса. Что осталось от ее пения, от ролей сыгранных в спектаклях? Их сменили воспоминания да горькие стихи...
Вы шли испить из родника души,
и он вам открывался вдохновенно.
Звук голоса взлетал самозабвенно,
притихший зал безмолвия лишив...
Мелодий россыпь, словно конфетти,
кружила лихорадкою вокзальной,
и связывала тайною сакральной
разрозненные души и пути...
Чужие проживая судьбы, чувства,
сжигала жизнь свою я в них дотла
их возрождая волшебством искусства.
В Любаше и Кармен* я умерла.
Лишь голос в зале замершем кружил,
вплетаясь в хор взволнованных дыханий.
Он, трепеща от страсти, плакал, жил,
причастный к творчества невыразимой тайне.
Отзвучал голос, растворился в эфире, будто и не было его никогда. Не озаботилась она запечатлеть свое искусство для потомков, или хотя бы для себя. Разве что пылятся невостребованно где-нибудь в архивах радио и телевидения старые записи нескольких концертов и спектаклей с ее участием. А может быть и нет их давно. “Ты все пела? Это дело: так пойди же попляши”, – с горечью повторяла она себе в укор строки Крыловской басни.
Не давала ей окончательно погрузиться в бездну отчаяния лишь слабая надежда, что не кануло все без следа в небытие.
- Возможно каждый, кто побывал на моем концерте или спектакле, - говорила она себе, - смог унести нечто важное в своей душе. То, чему суждено было незримо изменить ее, возвысить над суетностью бытия. Что ж, возможно...
- Каждое событие таит в себе ростки следующего... - вновь повторила она. - Но в каком же из них мог зародиться импульс, заставивший меня так внезапно сорваться с места? Что побудило меня отправиться в родной городок именно в тот день, когда произошла эта странная встреча с Петром? Ведь днем раньше - днем позже, и вся моя жизнь потекла бы совсем по иному руслу... Да чтобы встретиться с ним! - вдруг осенило ее. - Чтобы смогла я выбраться наконец из болота едва не поглотившего меня.
При мысли о Петре, о нескольких днях проведенных с ним, ее охватило смятение, и даже стыд. Почему прожив уже довольно долгую жизнь, она вновь могла так ошибиться? Невозможно вернуть прошлое в его первозданном виде. Иллюзия очень быстро рассеялась. И она рассеялась у них обоих, оба они одинаково сокрушались оттого, что столь неосмотрительно и с таким азартом поддались ей.
- И все же, в эти несколько дней оба мы были искренни и пережили пусть короткие, но счастливые мгновения, - ностальгически вздохнула Анна. – Жаль, что оказались они такими же быстротечными, как и сама наша прошедшая юность. А ведь не случись этой встречи, Петр так и не понял бы, что нужна ему именно Зинаида. Что, несмотря на все стычки и скандалы, они с нею очень близки друг другу – два человека битые жизнью, одержимые страстями, с непростыми характерами и непростой судьбой. Что оба они способны как никто понять друг друга. Мирная жизнь всегда казалась бы им пресной - они привыкли к войне. Он - постоянно находясь в зоне боевых действий, она - в детском доме, вынужденная отстаивать в жестких схватках свое Я.
Анна взглянула на спящего Андрея. Лунный луч упал ему на лицо и потревоженный его светом, Андрей тихо вздохнул и повернулся на другой бок.
Лунное сияние за окном разломило на куски черноту ночи, темные сосны взметнули к свету иглистые ветви, дробя ими лучи. Один из них и проник в комнату потревожив спящего. Андрей приподнял голову и увидел Анну. На фоне окна силуэт ее окутанный лунным светом показался ему в эту минуту невыразимо прекрасным и манящим.
Ему нестерпимо захотелось прижать ее к себе, вдохнуть ее запах, ощутить тепло кожи... Страстно захотелось без остатка раствориться в ней и растворить ее в себе. Навсегда.
С огромным трудом удалось преодолеть ему свое желание.
Он понимал – если это произойдет между ними сейчас, то нарушится что-то самое важное. Нет, все должно произойти совсем не так, не под влиянием романтики лунной ночи, романтики, которая столь же переменчива, как этот призрачный свет в окне.
Вздохнув, он повернулся на другой бок и сделал вид, что продолжает спать.
- Не время, - сказал он себе, - еще не время. Глубокая река течет медленно.
Он не знал, что в этот миг Анной владеют те же чувства, и мысленно она вторит ему – “еще не время”, вспоминая любимые с давних лет слова:
“Есть только одно важное для всех дело в жизни – улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно”.**
Он не знал, что с нежностью глядя на него, спящего, она шепчет - "мы будем делать это важное дело вместе. Отныне - вместе. Всегда". Ей казалось, что докучный знак вопроса, терзавший ее душу столько лет, наконец-то канул в небытие. Но она вновь ошиблась.
___________
Продолжение http://proza.ru/2020/05/21/1614
Предыдущая глава http://proza.ru/2020/05/21/837
* Любаша - героиня оперы Римского-Корсакова "Царская невеста", Кармен – героиня одноименной оперы Жоржа Бизе.
** Лев Толстой.
Свидетельство о публикации №220052101117
Стихи хорошие.
А Анна и Андрей правы. Это не просто проявление такта, это понимание того, что "ещё не время".
С интересом,
Геннадий Стальнич 07.12.2022 18:04 Заявить о нарушении