de omnibus dubitandum 113. 55

ЧАСТЬ СТО ТРИНАДЦАТАЯ (1908-1910)

Глава 113.55. ЕЩЕ ОДНО ИСПЫТАНИЕ…

    А пока, горячий наставник твердил – надо готовиться к экзамену в юнкерское училище и в августе держать экзамен. Отец согласился.

    Н.В. Шепель жил уже не у Елисеевых. Домик этот они продали казаку по фамилии Забейворота…

    В разгар летней рабочей страды Федя приступил к своим урокам. Ему шел 17-й год и ему давно пора было поступать в училище.

    И Н.В. Шепель настаивал, хотя, когда подошел август месяц, Федя был «еще не подготовлен». Шепель уговорил Ивана Гавриловича командировать Федора в Тифлис, в Михайловское юнкерское пехотное училище.

    - А если Федор (когда он стал вольноопределяющимся, Шепель стал, для его солидности, называть, не Федя, а Федор) не выдержит – он повидает свет и посмотрит что такое юнкерское училище. Кстати, в Тифлисе служил чиновником наш регент* Савватий Мефодиевич Глаголев.

*) Регент - это не "что", это "кто". Регентом называют человека, который управляет церковным хором.
Под управлением церковным хором подразумевается довольно много вещей. Во первых, это проведение репетиций - так называемых спевок. Регент назначает время, собирает людей вместе и с помощью навыков управления, слышания внутри себя правильного варианта исполнения тренирует певчих петь согласованно, одновременно произнося слова, не фальшивить и т.д.
Также регент церковного хора "проводит службы". Хотя возглавляет службу в храме священник, регент отвечает за всю музыкальную часть службы - что поют хористы, и т.д То есть, регент дает тон (чтобы все вступили в одной тональности), раскладывает ноты, дирижирует (чтобы певцы пели в одном темпе и ритме, в одной громкости и характере).
Регент также занимается и табелем, принимает и увольняет хористов. Это не всегда так (иногда чтобы уволить хориста, нужно еще и согласие главного священника - настоятеля). Но в целом с полным основанием регента можно назвать "директором" церковного хора.
Кроме того, что регент считается управляющим хором, он еще и в духовном смысле считается офицером небесного воинства, так как управляет не просто пением, а пением церковной музыки, то есть, славословия Богу. Это накладывает высокую ответственность на данный тип служения.

    Он разрешил Петру остановиться у него «на пансионе» бесплатно. Значит, расход был только на дорогу.

    В своей серой праздничной черкеске, при револьвере, в погонах – Федор тронулся в очень далекий путь.

    Дорога его очаровала. Он любовался горцами. От Баку – начался крупный виноград, подносимый к поезду в маленьких плетеных корзинках. Познакомился в пути с вольноопределяющимися, едущими на экзамен от своих полков. В разговоре с ними Федор почувствовал, что не только он, малоподготовлен.

    Вот и Тифлис. Здесь полностью «причудливый Восток». Федор сразу же отыскал Савватия Мефодиевича и с его женою, с двумя подрастающими детьми – девочкою и мальчиком – был принят ими «как свой».

    Станицы Кавказская была для них «как их счастливое и раздольное время». Здесь, он в военном складе был заведующим оружием. Это был обыкновенный добрый русский военный чиновник, не больше. Он «Федора помнит», и они часто говорили о станице – и кто и где…

    Михайловское училище* произвело на Федора серьезное впечатление. Он видел нескольких юнкеров – очень подтянутых, молодецких.

*) Тифлисское пехотное юнкерское училище (1866—1910) — Тифлисское Михайловское военное училище — (1921 г.) — военно-учебное заведение Российской императорской армии, готовившее офицеров пехоты, г. Тифлис (см. фото).
С начала своего образования зарекомендовало себя как учреждение, дающее своим выпускникам прочные всесторонние знания. Основу образовательного процесса училища составляла учебная и воспитательная работа юнкеров под руководством гражданских преподавателей и офицеров из кадровой Армии имеющих боевой опыт и отличившиеся при несении воинской службы, такая практика осуществляемая в течение всего срока обучения, позволяла воспитать в юнкерах высоко духовные патриотические качества направленные на любовь и преданность своей Родине — Российской империи.
Образовательный процесс проводился как на территории училища, в классах и спортивных залах, так и в полевых лагерях проводимых в ближайших воинских частях приближенных к реальным условиям несения службы. В 1879 г. специально для училища был открыт лагерь в районе п. Сурами, направление юнкеров на время летних лагерей в войска было прекращено.
С 1 сентября 1901 г. Тифлисское юнкерское училище перешло на 3-х годичный курс обучения, общий целью таких перемен была необходимость дать юнкерам законченное общее образование, и два специальных, в которых военные предметы изучались по углубленной программе военных училищ.
По окончании курса юнкера возвращались в свои части в звании портупей-юнкеров и производились в офицеры по представлению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакансий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии.
«Выпускники окончившие полный курс юнкерского училища производились на следующих основаниях:
а) окончившие курс по 1-му разряду, то есть имеющие 10 баллов в среднем, выпускаются подпоручиками с 1 годом старшинства;
б) по 2-му разряду, то есть имеющие в среднем не менее 7 баллов, выпускаются подпоручиками со старшинством со дня выпуска;
в) по 3-му разряду, то есть неудовлетворяющие требованиям 2-го разряда, выпускаются в войска унтер-офицерами (урядниками) с правом производства в подпоручики (корнеты и хорунжие) без экзамена, не ранее как через 1 год после производства их товарищей по училищу и только на вакансии, хотя бы и не в свои части.
Окончившие курс по 1-му разряду становятся вслед за 1-м разрядом военных училищ, а кончившие по 2-му за 2-м разрядом военных училищ. Всем кончившим курс училища по 1-му и 2-му разрядам выдаётся пособие на обмундирование в размере 300 руб., окончившим же курс по 3-му разряду выдаётся пособие в размере 50 рублей, а остальные 250 рублей выдаются им при производстве в офицеры»
                «Всеобщий календарь» 1909 г. Изд. П.П. Сойкина

    Удивило его отделение юнкеров, занимавшееся на обширном плацу «шагистикой», держа «ружья на руку» на ходу поворачиваясь «кругом», не задевая друг друга.

    На экзамены вольноопределяющихся прибыло много. Все из пехотных полков. Со стороны гражданских и других полков было очень мало. Было несколько казаков – исключительно кубанских пластунов и несколько терцев.

    Конечно сразу же все перезнакомились. И Федор почувствовал, даже и среди своих казаков, что он не столько зелен и наивен в некоторых вопросах, но он «урядник». Среди экзаменующихся были и грузины, и армяне.

    Всего прибыло несколько сот человек. Для держания экзамена их разбили на группы в алфавитном порядке. Экзамены начались.

    На третьем экзамене, по алгебре, у доски Федору попался билет, содержание которого он совершенно не знал, так как прошел только «пол-алгебры».

    На второй день, к своей печали, в очередном списке «кто не допускается к следующим экзаменам», он встретил и себя…

    На душе стало пасмурно, жизнь показалась тяжелою и неинтересною…

    «Как покажусь отцу?» - думал он.

    «Что я скажу в свое оправдание?»

    «Почему меня такой умный Н.В. Шепель командировал так рано?»

    Опозорился… опозорился!

    Федор стыдился только одного отца. Он так чУток и так много жертвует для него, и он этого еще не оправдал.

    С таким тяжелым чувством он выехал домой.

    Дома была только бабушка. Все работали в саду, под горою. Бабушка всплакнула, и только отец, вечером вернувшись из сада, ничего не сказал ему, а только тяжело вздохнул и пошел куда-то на базы…

    Н.В. Шепель сейчас же пришел Федору на выручку.

    - Это ничего-ничего! Но теперь надо идти в батальон, в полк, а осенью следующего года – вновь на экзамен! Ты Иван Гаврилович не тужи! Федору всего 16 лет. Он еще успеет. Это мы с тобою старые, а он свое возьмет!

    Федору было не по себе «и не юнкер, и не служащий, и не казак и не ученый». Он чувствовал себя в безвоздушном пространстве.


Рецензии