Помнить тех, кто побывал на Удерейском Клондайке

 
 
               
Из цикла «Удерейские записи»
               
         Россия в прошлом была богата знаменитостями. Свой жизненный, активный интерес они проявляли каждый по своему, посвящя его вдохновенному служению России. Не боясь трудностей, они старались побывать во многих ее плоходоступных местах, узнать ее особености и рассказать об этом людям.   
         Мне сильно хотелось посвятить свое творчество своей Родине  Удерейскому Клондайку. И в течение нескольких лет написал такие книги как «Золото Удерея»; «Жемчужина  Удерейского Клондайка»; «Триумф и трагедия енисейского золота»; «Однажды на золотом Удерее»; «От Удерея до Енисея».   
         Когда работал над своими книгами, в поле моего зрения попадала информация, которой я был сильно удивлен. Она говорила о том, что   Удерейский Клондайк посещали российские геологи, путешественники, журналисты и писатели. За тысячи верст от столицы России Петербурга, преодолевая бездорожье и пробираясь по глухим, таежно – горным местам, здесь побывали геологи  Гофман,  Мейстер,  журналист Шмаков, генерал, барон Зедделер, писатели Латкин, Кривошапкин, Уманьский, Семевский. О своем посещении этих чудных мест, где в горной породе имелся драгоценный металл – золото, они сообщали в газетах, журналах, книгах. Так вся Россия и Европа узнавали, что где – то далеко, за много верст имеется Удерейский Клондайк, богатый золотом и не меньше чем Канадский.    
         В своих книгах я не забыл об этих выдающихся, известных людях России и рассказал о них хотя и коротко, но с искренней теплотой. Пребывание геологов, путешественников, журналистов и писателй на приисках, их общение с приискателями не проходило бесследно, от них они узнавали много интересного, перенимали главное – православную, общечеловеческую       культуру. Однако прошлое России восстанавливается очень медленно, а порою о замечательных людях прошлого не говорят и совсем.          
         Хотелось начать этот рассказ о том, кто был такой Эрнст Карлович Гофман? Потребовалось много усилий и времени, прежде чем удалось собрать о нем необходимую информацию. Это был выдающийся человек своего времени. Он родился в немецкой семье пастора в Лифляндии (в Прибалтике). Он был всесторонне образованным человеком. В молодости изучал медицину, философию, но прежде всего геологию. Один из основателей геологических наук в России. За особые заслуги перед горным ведомством ему было пожаловано высокое звание  генерал – лейтенанта корпуса горных инженеров.
         Дерптский университет, находившийся в Эстонии, имел за свою историю такие названия как Тартутский и Юрьевский, считался одним из ведущих высших учебных заведений в Европе. Э. К. Гофман являлся профессором Дерптского университета, читал в нем лекции. Как ученый, имевший европейское признание, он читал лекции в Киевском, Петербургском университетах и Петербургском горном инситуте, был ученым разносторонних знаний. Но главное, он был выдающимся геологом, светилой европейской геологичесой науки. Он обладал знаниями и в других областях науки, приобретал их, когда возглавлял экспедиции Русского географического общества на Урал и в Сибирь, во время которых определял наличие золота в горной породе, изучал растительный и животный мир, этнографию.
         Каким же образом он оказался на далеком Удерейском Клондайке и в каком месте был конкретно. 7 июля 1837 года при слиянии речек Малый Шаарган и Удерей нашли богатые россыпи золота. Спустившись вниз по Удерею на 13 верст, нашли еще более крупные залежи золота и 2 августа 1939 года открыли здесь самый богатый прииск, который получил  название Спасский. Прииск  принадлежал Никите Федоровичу Мясникову, красноярскому купцу первой гильдии, коммерции советнику (это почетное звание присваивалось заслуженным купцам, пробывшим в первой гильдии без перерыва 12 лет).  Никита Федорович Мясников был крупной, цельной натурой, не разменивался на мелкие дела, был одержим поиском и добычей золота, хорошо понимал, что оно является сердцевиной финансово – экономического могущества Российского государства. Был хорошо известным человеком в правительственных кругах. Узнав об открытии золота на Удерее, Э. К. Гофман как человек смелый и настойчивый, отправляется в далекий и неизвестный путь через всю Россию. В середине лета 1843 года он появился на Спасском прииске и, увлекшись им, находился там 8 дней. Он произвел пробу горного грунта на наличие в нем золота и убедился, что прииск Спасский обладает несметными золотым ресурсами. Среднее содержание золота в горной породе прииска чрезвычайно высокое: в 100 пудах песка – 1 золотник, 40 долей, или 38 граммов.
         По признанию современников, прииск Спасский по географическому, природному расположению, по наличности воды, по оснащенности старательского инвентаря являлся одни из лучших приисков в Сибири, что способствовало добыче золота на нем. Отвод находился на пологой песчаной отлогости, простирающейся вдоль речки с названием Большая Пескина, впадающей в речку Удерей.
         Н. Ф. Мясников был опытным разведчиком золота. Интуиция ему подсказывала, что на речке Большая Пескина имеется богатое золото. И для поиска его на это место он отправляет несколько поисковых групп. А их использование обходилось не дешево. Каждая группа за летний сезон обходилась в 3000 рублей серебром, или 10 500 рублей бумажными ассигнациями. По разным источникам, Н. Ф. Мясников на поиски золота на речке Большой Пескиной – притоке Удерея, на месте будущего прииска Спасского, затратил от 200 до 260 тысяч рублей серебром, или 700 000 –910 00 тысяч бумажными ассигнациями.
         Удивляет та недюжинная расторопность, какую проявил владелец Н.  Ф. Мясников при добыче золота. По мнению Гофмана, Мясников добывал золото с применением не только традиционных приспособлений, на 24 бутарах, но и с использованием 8 современных технических средств, промывальных чаш или бочек. Как известно при добыче золота использовались чаши разных конструкций, американские, европейские, австралийские. Суть чаши – золотопромывальное, вращающейся, конической формы устройство с железными протирочными лапами, с дырочными листами. Некоторые чаши изготавливались из дорогой меди. В чаше за счет вращения разрыхляется и промывается горный песчано – глинистый грунт. Технические средства, какими являлись чаши, обходились очень дорого. Путешественники, побывавшие на прииске Спасском, свидетельствовали, что каждая чаша стоила 7000  – 12 500 тысяч рублей. Однако независимо от этого, Мясников уже использовал в добыче золота на своем прииске европейские золотопромывальные чаши. Прииск Спасский являлся не только крупным золотоприисковым производством, но и механическим. При огромном числе рабочих, большой добыче золота старательский инвентарь часто ломался. Отремонтировать его  можно было только кузнечным способом. Н.Ф. Мясников для этой цели на прииске Спасском построил кузницу, самую большую на удерейских приисках. Для кузнечной работы в ней привлекались самые лучшие кузнецы в этой округе. За кузнечный труд им выплачивалась месячная зарплата, равная 20 рублям серебром, или 70 рублей бумажными ассигнациями.
         Мясников был одержим добычей золота. И для этого сумел  организовать огромную армию рабочих. За период с 1840 по 1844 год на прииске в добыче золота участвовало 4848 рабочих. За каждый летний сезон на прииске Спасском рабочие промывали около 7 миллионов пудов золотоносного песка, из которого извлекали более 252 пудов золота. В целом прииск Спасский открытый талантливым золотопромышлеником положил в российскую казну за первые пятьдесят семь лет своего существования слиток золота весом около 13 тонн. В те годы казна принимала золото по цене 11 тысяч рублей серебром за пуд. Не трудно расчитать, какое количество денег заработал Мясников на добыче золота.  Но содержать огромную армию рабочих и современное золотопромывальное производство обходилось еще дороже.  Долгие десятилетия серый песок, намытый на прииске Спасском, лежал в огромных отвалах между приисковой площадью и левым берегом Удерея, напоминая о гремевшей золотопромыленной жизни тех лет в этих местах.
         А какой был заработок рабочих на прииске Спасском в цитируемые годы? Их заработок на прииске за летний сезон составлял 534 рубля серебром, или 1869 рублей бумажными ассигнациями. Кроме этого, 20 – 24 % от общего заработка рабочие получали за выполнение добытого золота, предусмотренные заключенным контрактом. Совокупно сезонный заработок приисковых рабочих доходил до 2242 – 2310 рублей бумажными ассигнациями. Сколько же требовалось сил, энергии, расторопности, чтобы завозить на прииск такое количество рабочих и организовать промывку огромных объемов золотоносного песка.   
         Побывав на прииске Спасском, Э. К. Гофман не стал замалчивать об открытии золота на нем, а в 1844 году через  столичный «Горный  журнал» на немецком языке оповестил всю Россию и Европу, сообщив, что далеко в Сибири, на речке Удерей,  открыт богатейший золотом прииск Спасский. Публикация мигом появилась в немецких изданиях. Европа узнала об удерейском золотом чуде. О более подробном своем посещении енисейских приисков он изложил в книге на немецком языке «О золотых промыслах Восточной Сибири», которая была издана в 1844 году в Санкт –Петербурге.               
         И вот ведь как в жизни все получается. Действительно пути  господни неисповедимы. В детско – юношеском возрасте, наступившей летней теплой порой я часто посещал старинный прииск Спасский. Я жил в приисковом поселке Южно – Ениссейске. А прииск Спасский находился в 3 – х  километрах от него. В летнюю пору пробежаться по песчаным отвалам до него было большим удовольствием. Меня интересовало все на прииске Спасском. И окружающая красивая природа, и журчащая по камням, сверкающая хрусталем в ярких лучах солнца вода, и спускающаяся сверху вниз отлогость, поросшая сибирским густым разнотравьем. Здесь было удивительно тихо, дышалось полной грудью легко и глубоко. И  самое главное, привлекал сам старинный прииск с названием Спасский.
         Проходили годы, десятилетия, на смену одному веку пришел другой. Многое в жизни менялось, происходили изменения и в жизни Удерейского Клондайка. При смене одного государства на другое забывалось, что горный округ был один из богатейших золотом в Сибири. Но стереть из исторической памяти проиходившие события не возможно, они живут и напоминают о талантливом первопроходце Н. Ф. Мясникове и о выдающемся геологе того времени Э. К. Гофмане. И не сказать о них теплого слова, значит покривить душой, предать их забвению.      
         Золотой путь на который ступили первопроходцы, был трудным и рискованным, на нем можно было найти то, к чему они стремились, или потерять все, что имели до этого. Дальновидный Э. К. Гофман, которого смело можно было отнести к европейской знаменитости, побывавший на многих енисейских приисках еще на заре зарождения золотой промышленности, метко выразился, оценивая значение сибирских превопроходцев золотой тайги,  сказал: «Предприимчивость нескольких человек открыла для России новый источник государственных доходов, золотой промысел».
         Через много лет, я вспоминал свои похождения по Спасскому прииску, представляя как Гофман, находясь на нем, ходил по этим же тропам, по каким ходил и я. Июльской порой того лета я находился в эстонском городе Отепя. Близился воскресный день. У эстонца, с которым сдружился, поинтересовался как лучше провести воскресный день. Он посоветовал съездить в соседний город Тарту и там побродить, обязательно побывать около Тартутского университета. Что я и сделал. Переезд от города Отепя до города Тарту занял совсем немного времени, менее часа. Побродив по торговой части города, я поднялся по крутой асфальтированной дорожке наверх улицы и оказался около огромного каменного серого здания Тартутского университета, в котором знаменитый профессор Гофман читал лекции. Меня охватило какое – то неизвестное мне чувство. Ведь он побывал в 1843 году на Удерейском Клондайке, прииске Спасском, на котором я знал каждый уголок.
         Я долго стоял около каменного серого здания и путем воображения представлял известную мне историю происходивших событий, связанную с именем великого геолога Эрнста Карловича Гофмана, побывавшего на прииске Спасском. Мимо меня проходили пешеходы, одна группа за другой, в разговоре которых чувствовалось характерная эстонская речь, похожая на шведско – финскую. А я все стоял и разглядывал серое каменное здание университета. И откуда было знать прохожим зстонцам, что я стою и думаю о многих событиях, связанных с жизнью известных людей, живших здесь, в эстонском городе Тарту и побывавших на сибирском прииске Спасском.      
         Прошло несколько десятков лет с тех пор, которые я описал при посещении Удерейского Клондайка, прииска Спасского геологом Эрнстом Карловичем Гофманом. За это время здесь бывали и другие геологи. К их числу можно отнести геологов Реутовского, Боголюбского, Обручева. Кто – то из них заскакивал на Удерейский Клондайк, чтобы убедиться в золотоносности горной породы этих мест, а кто – то собирал недостающие у него сведения о добыче золота, чтобы их включить в свои книги. Наступил двадцатый век. В середине 1910 – х годов енисейские золотопромышленники разрабатывают долговременную, перспективную, комплексную программу развития енисейской золотодобывающей промышленности и подробно рассматривают его на первом общегубернском съезде золотопромышленников. В этой перспективе отвели значительное место  геологическим изысканиям.
         Было запланировано развернуть в Приенисейском крае широким фронтом геологическую разведку золота. Уже сразу после съезда она началась под руководством известного столичного геолога Александра Карловича Мейстера. А. К. Мейстер не был новичком в разведке золота на Удерейском Клондайке. Уже несколько лет он проводил здесь разведки золота. Прошел весь Клондайк вдоль и попрек, как говорится, начиная от верховий Удерея, через его центр и добрался даже до северной речки Аяхта. Об этом свидетельствует составленная им подробнейшая карта Южно –Енисейского горного округа в 1916 году. Рассматривая эту карту, удивляешься тому упорству и ответственности геолога, энергии и времени, которые он  затратил, чтобы побывать во всех отмеченных местах, взять на пробу золота из горного грунта и составить обстоятельное маркшейдерское, горно – геологическое, разведочное описание.         
         Завершая рассказ о посещении Удерейского Клондайка выдающимися геологами России Э. К. Гофманом и А. К. Мейстером, хочется перейти к краткому сообщению о том, как здесь побывали известные российские журналисты, путешественники и писатели. И если бы не этот рассказ, то вряд ли читатель когда – нибудь узнал о посещении этими людьми удерейских горно – таежных просторов, так сильно привлекавших их к себе.
         Журналист столичной газеты «Пчела» Алексей Шмаков как только узнал о спасском золотом чуде, не побоялся трудностей и дальнего пути, сразу же помчался через всю Россию, чтобы своими глазами увидеть это чудо. Благодаря посещению прииска Спасского Алексеем Шмаковым и его описаниям, сегодня удается узнать о жизни приисковых поселков той далекой старины. Свои впечатления под названием «Об удерейской золотоносной системе  Енисейской губернии» в форме письма он написал своему сыну, которое сразу же было опубликовано в столичной названной гезете.
         Алексей Шмаков подробно обследовал территорию прииска Спасского и его жилую застройку. Он пишет, что на прииске имеется 200 домов, сам хозяин живет здесь же, избушка которого называется ласточкиным гнездом. 19 сентября 1844 года на прииске было открыта походная церковь. И хотя церковь была небольших размеров, все путешественники, посещая прииск, называли ее «изящной». На прииске, отмечает А. Шмаков, хорошо развита торговля. В приисковой лавке продаются товары, привезенные из Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. В продаже много одежды, сапожного  товара, сахара, кофе.               
         Вслед за журналистами на Удерейский Клондайк ринулись путешественники. Одним из них был генерал –лейтенант барон Зедделер.
         Зедделер Логин (Людвиг), Иванович, живший в 1798 – 1852 годах. Австриец, с 1813 года на службе в русской армии. Участвовал в сражениях под Лейпцигом, в польской войне 1831 года, был ранен. Он известен не только социально – военным статусом, любителем путешественником, был еще и ученым, создал главный свой научный труд под названием «Военно – энциклопедический лексикон». Л. И. Зедделер был хорошо знаком С. Н. Мясниковым. Еще в 1846 году он побывал на прииске Спасском. О своем посещении он написал и опубликовал путевые заметки, подробно рассказав о частных золотых промыслах удерейской системы. Хотелось бы рассказать об одном фрагменте из жизни Зедделера, когда он был на удерейских приисках. В советское время  идеологически насаждалось, что если человек принадлежит к буржуазии, к высшей военной или социальной иерархии, то он обязательно эксплуататор, жмот, никогда не поможет нуждающимся.
         Из жизни путешественника, генерала, барона Людвига Зедделера выявилось совершенно иное отношение к нуждающимся. Причем, все это не было обнаружено одной строчкой, а пришлось выявлять из многих, разрозненных источников, прежде чем сложилась некая картина фрагмента.   
         Удерейских приисков было много. Все они различались между собой по степени содержания золота в горой породе. Два прииска Васильевский и Александровский находились на речке Большой Шаулкон – приток Удерея. Прииски принадлежали предпринимателям Попову и Красильнокову, занимающихся добычей золота. Однако золотой промысел у них что – то не получался. Может потому, что  прииски были очень бедны содержанием золота: 11 – 20 долей в 100 пудах песка. А может предприниматели слабо вели дело по добыче золота. Короче, у них возник большой недостаток в деньгах. А золотоприисковое дело и приискателй, участвующих в нем, надо содержать. И тогда предприниматели обратились за помощью к генералу, баронуЛюдвигу Зедделеру. И он оказал им помощь, выдал требуемую сумму денег.
         Деньги генерала, барона Людвига Зедделера помогли предпринимателям учредить золотодобывающую компанию «Попов и Красильниковов». Вот таковы были  неожиданные парадоксы в жизни тех, кто побывал на Удерейском Клондайке.               
         А теперь хочется кратко рассказать о тех российских писателях,  которые побывали на Удерейском Клондайке и оставили о нем свои впечатления. Удерейский Клонайк посетил известный русский  писатель того времени В. М. Кривошапкин. В 1861 году газета “Енисейские губернские ведомости” сообщает,  что писатель путешествует по удерейским приискам, дает описание речек Удоронга, Удерей, Шаарган, Большая Пескина. В. М. Кривошапкин один из первых завернул в глубь Удерейского Клондайка
на речку Удоронгу и первым упомянул о ее существовании. На этой речке велась добыча золота. Бывая в юные годы на этой речке, я хорошо знал ее непроходимую горно – таежную глушь, находившуюся от ближайших населенных пунктов за много километров. Меня сильно удивило, что В. М. Кривошапкин рискнул побывать там.
         Отправишимся на Удерейский Клондайк был и писатель Латкин. Малый энциклопедический словарь, изданный в 1907 году в России Брокгаузом и Ефроном, поместил краткую запись о Латкине.
         Латкин Николай Васильевич, живший в 1833 –1904 годы.  Считается, что Н. В. Латкин коми – зырянин, родом из Усть – Сысольска, нынешнего Сыктывкара. Он был высокообразованным человеком, окончил одно из Перербургских высших учебных заведении.
         Историки советского периода считают, что он  был крупным золотопромышленником, имел в Южно – Енисейском горном округе прииски, которые ему достались по наследству от отца Василия Латкина. В число крупных золотопромышленников Н. В. Латкина  красноярские и новосибирские историки занесли специально. Так они поступали со многими. Историки советского периода люто ненавидели людей, добывающих золото, всячески их высмеивали, подвергали оскорблениям, называя их мироедами, эксплуататорами, тем самым лишний раз, подчеркивая, что большевики революцию в 1917 году совершили не случайно, отобрав у них  золотоприисковые предприятия. Историки представляют Н. В. Латкина купцом третьей или второй гильдий. Предприниматель, являясь представителем таких гильдий, быть крупным золотопромышленником не мог. Больше всего Н. В. Латкин путешествовал по удерейским приискам в Южно – Енисейском горном округе. У советских историков возникло субъективное мнение, что именно там у него были крупные золотые прииски. Для проверки заявления был ли Н. В. Латкин крупным золотопромышленником, пришлось изучить реестр приисков Южно – Енисейского горного округа. Его изучение не подтвердило наличие у Н. В. Латкину крупных приисков.    
         Н. В. Латкина привлекает Приенисейский край, его производительные природные и людские силы, особенно цветные металлы, золото и он предпринимает несколько путешествий, побывав в Северо – Енисейском и Южно – Енисейском горных округах. И как талантливый писатель упорно фиксирует во время путешествий все, что может представлять интерес о пребывании в этих районах.
         Забиваясь в глубину Северо – Енисейского горного округа, а потом, перебираясь в Южно – Енисейский  округ, Н. В. Латкин собирал ценные сведения них. Однако при подведении  итогов умело пользовался и сведениями, имевшимися в Енисейском губернском статистическом комитете членом которого являлся.      
         Так появились написанные им книги «Очерк северной и южной систем золотых промыслов Енисейского округа и описание американского способа промывки золота (СПБ, 1869); «На Сибирских золотых промыслах» (СПБ, 1898). Бывал ли Н. В. Латкин на Удерейском Клдондайке? Бывал. И доказательство об этом приведу следующее. Просматривая свой писательский архив, я обнаружил интересную запись, из которой явствовало, что русский писатель и путешественник Николай Васильевич Латкин еще в 1860 – х годах побывал на Удерее и восхищенно писал, что в начале лета «берега речки утопали в зелени рябины и белой черемухи». Находясь на удерейских приисках, он заехал на знаменитый прииск Спасский, о чем упоминает в своих книгах. Он анализировал использование на Спасском прииске при добыче золота золотопромывальных чаш, их стоимость. Русское географическое общество за вклад в научное освещение истории глухих районов наградило Н. В. Латкина золотой медалью. Признавая его как исключительно талантливого писателя, знающего очень хорошо историю Приенисейского края, его золотые прииски, издатели  Малого энциклопедического словаря  Брокгауз и Ефрон заказал ему для публикации в нем исторический очерк под названием «Енисейская губерния», который был опубликован уже после его смерти.               
         После писателей В. М. Кривошапкина и Н. В. Латкина и посещение Удерейского Клондайка продолжалось. Следующим путешественником на Удерейский Клондайк оказался русский писатель, питербуржец А. Уманьский, написавший книгу «Очерки золотопромышленности в Енисейской губернии» (СПБ, 1888). Интересная деталь, обнаруженная мною в его книге. Вероятнее всего писатель пробирался на Удерейский Клондайк следующим путем. Из Красноярска по енисейскому тракту добирался через деревню Усть – Тунгуску. И пишет, что при подъезде к деревне издалека была видна белая церковь с зеленою крышей, и глухо доносились удары вечернего колокола. Г. Фаст в своей книге  «Енисейск православный» (1994), пишет, что в деревне Усть – Тунгуске церковь называлась Спасской. Мне хорошо известна деревня Усть – Тунгуска, я бывал в ней много  раз. Вдоль енисейского тракта, у обочины поскотины, находится густой ельник. В нем когда – то стояла та деревенская церковь, о которой пишет писатель А. Уманьский. Церковь считалась святым местом, но в начале 1930 – х годов была уничтожена советской властью. Вдоль опушки ельиника сохранилась каменная полоска фундамета церкви. Из рассказов деревенских сторожил было известно, что в церкви по определенным дням собирались деревенские крестьяне, а местный священник проводил с ними церковный обряд, укрепляя их между собой, чего не наблюдалось в последующем при советской власти.    
         Появившись в верховьях Удерея, А. Уманьский сразу проявил  интерес к приискам русских золотопромышленников Асташевых. Он обратил внимание, что на их приисках промывка золотоносного песка велась механизированным способом, в чашах. «Доносились свистки машин. Для промывки золота порода подвозилась в специальных вагонетках по конно – железной дороге», -писал писатель. Преодолевая путь вдоль золотоносного Удерея и, посещая расположенные на нем приисковые поселки, писатель А. Уманьский старался занести в свои записи все то, что бросалось в глаза. Проезжая летней порой по удерейской долине, он заметил в ней яркие краски,  занеся в записи. Он пишет, что «ее росистая зелень подернута бриллиантовым блеском». Этой фразой он подчеркнул природную красоту Удерейского Клондайка. 
         Посещение золотой изюмины Удерея российскими писателями продолжалось. Посетил Удерейский Клондайк и русский писатель Владимир Иванович Семевский. Результатом его поездки на Клондайк стала написанная им книга «Рабочие на сибирских золотых промыслах» (СПБ, 1898). Книга В. И. Семевского по своей тональности отличается от книг Латкина и Кривошапкина. Но главное в его книге, как и в книгах прошлых писателей, было то, что он писал много эпизодов, связанных с добычей золота, с важнейшим процессом экономики, каким являлось укрепление государства.
         Свершилась пролетарская, оголтелая революция, за ней прогремела кровопролитная Гражданская война. Значительная часть Удерейского Клондайка оказалась разрушенной, он утратил свое былое золотодобывающее значение, жизнь на нем заглохла на долгие годы. На Удерейском Клондайке появились писатели, которых в то время по идеологическим соображениям называли советскими. Это писатели П. Петров и А. К. Югов. Писатель Петров жил в верховьях Удерея, на золотом старинном прииске Крестовоздвиженске. Живя на прииске и наблюдая начавшуюся советскую жизнь, он написал книгу под названием «Борель». Борелью назвается хвойный, сосновый бор. Мне приходилось бывать в этих местах. Это действительно огромные хребты, поросшие густым хвойным лесом, которые уходят в разные стороны на большие расстояния. Совсем недавно, уже в наше время, прииск который имел уже другое название, Партизанский, был закрыт, куда разъехались приискатели, жившие там, неизвестно. По замыслу писатель Петров хотел отразить в книге жизнь переходного периода, от старой к новой и стала называться советской. Вариант своей книги П. Петров передал в журнал «Сибирские огни», который только создался. В нем обосновались писатели В. Д. Вегман, Г. В. Круссер, И. М Разгон, В. Семенов. Журнал возник в тяжелейших партийно –политических и идеологических условиях, под контролем большевистских органов Сибревкома и Сиббюро ЦК РКП (б). Руководил созданем журнала самый агрессивный большевик Е. М. Ярославский. Присутствие названных партийно –политических органов и большевика Ярославского накладывало устрашающий политический и иделогический отпечаток на тех, кто работал в журнале «Сибирские огни».
         Журнал “Сибирские огни” создавался как литературно – художественный и научно – публицистически орган Сибполитпросвета”.  Фактически это было некое политуправление ОГПУ–НКВД, созданное большевиками для выявления  “врагов советской власти” среди творческой интеллигенции. С редакцией журнала контактировали две большие группы писателей.
         Одна группа придерживалась литературных, писательских взглядов, которые существовали до революции. Другая группа представляла собой новых, советских. В эту группу входили лица, понимающие толк в писательстве, но они не могли определиться как оценивать написанную ту или иную книгу молодыми писателями. Фактически под влиянием советской власти они заняли позицию, отрицающую, что можно писать о жизни так, как она видится. В итоге книга П. Петрова оказалась сильно исправленной, была сокращена и подогнана под принципы советизации. Хочется подчеркнуть, что молодой писатель с золотоносного Удерея был одним из первых, кто представил свою книгу в журнале “Сибирские огни”.
         Возникший в годы Гражданскй войны большевистский красный террор прошелся катком и по журналу  «Сибирские огни». Многие сотрудники и авторы журнала были репрессированы и расстреляны. Главного редактора журнала “Сибирские огни” писателя В. Я. Зазубрина сталинисты подвергли унизительному аресту и 6 декабря 1938 года расстреляли за то, что он рассказал на страницах печати о том как в Канском уезде свирепствовали чекисты–большевики. В Новосибирске жил сибирский писатель Валериан Павлович Правдухин, которого сталинисты–энкэвэдэшники как и В. Я  Зазубрина тоже расстреляли. В. Правдухин родился в семье священника в одной из станиц Оренбургской губернии. Живя в центре Сибири, В. Правдухин создавал общество сибирских писателей, участвовал в создании журнала “Сибирские огни”. За родственную принадлежность к сословию священнослужителей был арестован НКВД и 15 июля 1939 года расстрелян. Чтобы усложнить процесс  обвинения, оголтелые сталинисты увезли создателей журнала «Сибирские огни» В. Я. Зазубрин и В. П. Правдухин из Новосибирска в Москву и там их расстреляли.          
         А. К. Югов жил на Гадаловском прииске, в будущем поселке Южно – Енисейске, работал врачом в приисковой больнице. Он написал книгу под названием «Бессмертие», за которую получил государственную премию. Книга по жанру пафосного характера, посвящена стройке на Кировском прииске, которая находилась рядом, в 18 километрах. Строилась большая электрическая  драга для добычи золота и электростанция, которая будет обеспечивать электричеством плавучую фабрику. В силу складывающихся в те времена обстоятельств, жесткой политической идеологии и цензуры, автор в книге не стал рассказывать какое тяжелое испытание выпало на строителей, какой ужасающий голод они вынесли.
         Нелегкой была судьба Удерейского Клондайка. В ней были и ошеломляющие достижения, и трагические случаи. Но независимо от этого, память о Клондайке и о тех людях, которые его посещали, навсегда останется на золотой странице истории России.
         Россия - Сибирь - Красноярск - Новосибирск. Май 2020.


Рецензии