Стена самоизоляции

                "Стена самоизоляции"
                или
                Новый Фантастический мир взглядом из Подполья.

                "слишком сознавать - это болезнь,
                настоящая, полная болезнь..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

                "Я  хотел  вывести перед лицо публики, повиднее обыкновенного,
                один из характеров протекшего недавнего времени.
                Это - один из представителей еще доживающего поколения.
                В этом отрывке,  озаглавленном  "Подполье",
                это лицо рекомендует самого себя, свой взгляд,
                и как бы хочет выяснить те причины,
                по которым оно явилось и должно было явиться в нашей среде"
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")
 
                ***

                Ирония "Подполья" из глубины 2020 года
                или
                Иные смыслы иной критики из нового чудного мира.

           Интересно, сегодня меня посетила такая чудная мысль, которую я как-то решился записать. Ведь, времени-то у меня много, будучи наедине с самим собой. Ведь, весь мир, весь новый чудный мир просыпается, уткнувшись лбом об "Стену" самоизоляции. А, ведь, "Стена самоизоляции" -- вещь упрямая, почти, как упрямство "подпольного человека":

          "...Говорю серьезно: наверно, я бы  сумел  отыскать
  и  тут  своего  рода  наслаждение, разумеется, наслаждение отчаяния,
  но в отчаянии-то  и  бывают  самые  жгучие наслаждения, особенно когда
  уж очень сильно  сознаешь  безвыходность  своего положения...
   
  Продолжаю спокойно о людях с крепкими нервами, не понимающих  известной
  утонченности наслаждений. Эти господа при иных  казусах,  например,  хотя  и
  ревут, как быки, во все горло, хоть это, положим, и приносит  им  величайшую
  честь, но, как уже сказал я,  перед  невозможностью  они  тотчас  смиряются.
  Невозможность - значит каменная стена? Какая каменная стена? Ну, разумеется,
  законы природы, выводы естественных наук, математика . Уж как докажут  тебе,
  например, что от обезьяны произошел, так уж и нечего морщиться, принимай как
  есть.  Уж  как  докажут  тебе,  что,  в  сущности,  одна   капелька   твоего
  собственного жиру тебе должна быть дороже ста тысяч тебе подобных  и  что  в
  этом результате разрешатся  под  конец  все  так  называемые  добродетели  и
  обязанности и прочие бредни и предрассудки, так уж так  и  принимай,  нечего
  делать-то, потому дважды два - математика. Попробуйте возразить.
       "Помилуйте, - закричат вам, - восставать нельзя: это дважды два четыре!
  Природа вас не спрашивается; ей  дела  нет  до  ваших  желаний  и  до  того,
  нравятся ль вам ее законы или не нравятся. Вы обязаны принимать ее так,  как
  она есть, а следственно, и все ее результаты. Стена, значит, и есть стена...
  и т. д., и т. д.". Господи боже, да какое мне  дело  до  законов  природы  и
  арифметики, когда мне почему-нибудь  эти  законы  и  дважды  два  четыре  не
  нравятся? Разумеется, я не пробью такой стены лбом, если и в самом деле  сил
  не будет пробить, но я и не примирюсь  с  ней  потому  только,  что  у  меня
  каменная стена и у меня сил не хватило.
       Как будто такая каменная стена и  вправду  есть  успокоение  и  вправду
  заключает в себе хоть какое-нибудь слово на мир, единственно только  потому,
  что она дважды два четыре. О нелепость нелепостей! То ли дело все  понимать,
  все сознавать, все невозможности и каменные стены; не примиряться ни с одной
  из этих невозможностей и каменных стен, если вам мерзит  примиряться;  дойти
  путем  самых  неизбежных  логических  комбинаций  до  самых   отвратительных
  заключений на вечную тему о том, что даже и в каменной-то  стене  как  будто
  чем-то сам виноват, хотя  опять-таки  до  ясности  очевидно,  что  вовсе  не
  виноват,  и  вследствие  этого,   молча   и   бессильно   скрежеща   зубами,
  сладострастно замереть в инерции, мечтая о том, что даже и злиться, выходит,
  тебе не на кого; что предмета не находится,  а  может  быть,  и  никогда  не
  найдется, что тут подмен, подтасовка, шулерство, что  тут  просто  бурда,  -
  неизвестно что и неизвестно кто, но, несмотря на  все  эти  неизвестности  и
  подтасовки, у вас все-таки болит, и чем больше вам  неизвестно,  тем  больше
  болит!.." (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья").

           Я проговариваю такую мысль, что мне открылась ныне: а каким образом, интересно, сквозь новую реальность нового мира в нас открываются глаза, видящие иные, совершенно новые смыслы в произведениях литературы? Ведь, честно сказать, Достоевского стали всемирно признавать провидцем только после 1917 года, а еще глубже стали понимать Такое только после 1991 года. Но чтО нам открывает 2020 год в понимании дара провидения и Смысла творчества Достоевского? ЧтО в нас меняется, здесь и сейчас, и что в нас изменилось Такое, когда мы начинаем Видеть иную реальность, иные Смыслы в произведениях, которые похоронили, называя "классикой"? Разве "классика" "Подполья" Достоевского не современней вот этого, там за окном, мира людей? А что "там за окном"? Мир фантастического? А что творится здесь, в бесконечно малом мире моего существования, до которого никому нет дела?..

          В 2020 году "Подполье" Достоевского обретает совершенно иные Смыслы, иные оттенки смыслов, которые как-то живьем ощущаются. И Анти-герой из далекого 19-го столетия в 2020 году превращается в нашего современника, даже почти в "героя нашего времени". "Подполье" Достоевского -- почти как выпуклое зеркало, чрез которое, порой, мы смеемся над своим собственным носом, что гипертрофировался до смешных размеров, заслоняя собой Лицо человека.

         "Жестокая ирония" "Из подполья".

          И вот "прозарушник", увидевший самого себя глазами человека "Из подполья":

         "Я человек больной... Я злой человек. Непривлекательный я человек...
           Пусть, пусть я болтун, безвредный, досадный болтун, как и все мы. Но что же делать, если прямое и единственное назначение всякого умного человека есть болтовня, то есть умышленное пересыпанье из пустого в порожнее.

          О, если б я ничего не делал только из лени. Господи, как бы я тогда себя уважал. Уважал бы именно потому, что хоть лень я в состоянии иметь в себе; хоть одно свойство было бы во мне как будто и положительное, в котором я бы и сам был уверен. Вопрос: кто такой? Ответ: лентяй; да ведь это преприятно было бы слышать о себе. Значит, положительно определен, значит, есть что сказать обо мне. "Лентяй!" - да ведь это званье и назначенье, это карьера-с. Не шутите, это так. Я тогда член самого первейшего клуба по праву и занимаюсь только тем, что беспрерывно себя уважаю... А я бы себе тогда выбрал карьеру: я был бы лентяй и обжора, но не простой, а, например, сочувствующий всему прекрасному и высокому. Как вам это нравится? Мне это давно мерещилось. Это "прекрасное и высокое" сильно-таки надавило мне затылок в мои сорок лет; но это в мои сорок лет, а тогда - о, тогда было бы иначе! Я бы тотчас же отыскал себе и соответствующую деятельность, - а именно: пить за здоровье всего прекрасного и высокого. Я бы придирался ко всякому случаю, чтоб сначала пролить в свой бокал слезу, а потом выпить его за всё прекрасное и высокое. Я бы всё на свете обратил тогда в прекрасное и высокое; в гадчайшей, бесспорной дряни отыскал бы прекрасное и высокое. Я сделался бы слезоточив, как мокрая губка. Художник, например, написал картину Ге. Тотчас же пью за здоровье художника, написавшего картину Ге, потому что люблю всё прекрасное и высокое. Автор написал "КАК КОМУ УГОДНО"; тотчас же пью за здоровье "КОГО УГОДНО", потому что люблю всё "прекрасное и высокое". Уважения к себе за это потребую, преследовать буду того, кто не будет мне оказывать уважения. Живу спокойно, умираю торжественно, - да ведь это прелесть, целая прелесть! И такое себе отрастил бы я тогда брюхо, такой тройной подбородок соорудил, такой бы сандальный нос себе выработал, что всякий встречный сказал бы, смотря на меня: "Вот так плюс! вот так уж настоящее положительное!" А ведь как хотите, такие отзывы преприятно слышать в наш отрицательный век, господа"
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

          С иронией перефразирую Ф.М., например: кто такой? Ответ: прозарушник. "Прозарушник!" - "да ведь это званье и назначенье, это карьера-с. Не шутите, это так. Я тогда член самого первейшего клуба по праву и занимаюсь только тем, что беспрерывно себя уважаю... и "тотчас же пью за здоровье "КОГО УГОДНО", потому что люблю всё "прекрасное и высокое"..."   

               "Разве сознающий человек может сколько-нибудь
                себя уважать?.."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")


                "слишком сознавать - это болезнь,
                настоящая, полная болезнь..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")

           В Примечании к 5-му тому полного собрания сочинений в тридцати томах за 1973 год выражена такая интерпретация: "...создавая "подпольного" героя, Достоевский имел в виду показать самосознание представителя одной из разновидностей "лишних людей" в новых исторических условиях" (Ф.М.Достоевский / ПСС в 30-ти т., Т. 5. Ленинград, 1973). Лев Шестов, имея необычный в своей манере взгляд на "Записки..." Д-го, ехидно бы выдал некую провоцирующую иронию. Но как бы банальна и заезжена ни была мысль в Примечаниях, а она очень занимательна в некоторой редакции. Например такой: данный текст есть одна из проб показать как бы изнутри самосознание "больного человека" в НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ, показать "больное" самосознание человека творческого, как одну из причин "болезни" и, возможно, как опыт преодоления такой "болезни", которая называется творчеством человека сознающего, на некую высшую ступень иного Творчества и человека уже преображенного. Но это уже совсем другая тема, как тема очень близкая к философской теме Б.П.Вышеславцева.
      
               "...для чего, зачем собственно я хочу писать?
                Я почему-то верю, что если я его запишу, то оно
                и отвяжется. Отчего ж не испробовать?..
                Записыванье же действительно как будто работа.
                Говорят, от работы человек добрым и честным делается.
                Ну вот шанс по крайней мере..."
                (Ф.М.Достоевский "Записки из подполья")


         
            (Начато 28.04.2020)            


Рецензии
Ориентироваться на больного, очень больного человека - не уважать себя. Сегодня это нам не подходит, потому что - губит!

Виктор Мотовилов   22.07.2020 10:45     Заявить о нарушении
Конечно, здесь только обобщающие силлогизмы, которые могут оказаться антагонистичными. Например, можно сказать и противоположное: слишком "здоровые люди" не очень-то здоровы, когда оченно себя уважают, т.е. не вполне сознающие и не вполне совестливые, как и не совсем адекватные, хотя сами себя считают и адекватными, и здоровыми.

Спасибо за подсказку к замечательной идее про антигероя Д-го. Ведь, в тексте как раз идет речь про то, как "больной антигерой" 19-го века смотрит своими глазами на наш современный мир 2020 года, т.е. как бы так вот смотрит и выражает мысли. А болезнь его есть особого рода болезнь. Это болезнь слишком сознающего человека, ирония и самоирония которого "убийственна" для всего общества тем, что оченно выражает Правду о нас самих и взывает к Совести, к самоосознанию, к проверке самого себя.

Другой вопрос, каково отношение Автора к своему антигерою, т.е. симпатия или иное, тожество сознания (Л.Шестов) или здесь вовсе иное. По-моему, вовсе и совсем иное, Ироничное "из подполья". Н.Михайловский не зря же выдал жёсткую-едкую критику антигерою Д-го, по-моему, именно за его "убийственную иронию", что "убийственна" для "здоровых", слишком "здоровых" людей, как Михайловский. А посему, по-Михайловскому, талант-то у Достоевского, оказывается, "жестокий". Конечно, а как же иначе-то (можно с иронией).

А если взять шире и глубже, то дихотомия "здоровых-больных" оченно древняя, начиная с Евангелия, потом "Исповедь" Августина, "Исповедь" Руссо, о которой, кстати, упоминается в "Подполье", далее "Записки" Гоголя и Л.Толстого, "Исповедь" Л.Толстого, да и кстати еще князь Мышкин Лев Николаевич туда же, а А.Чехова "Палата №6", наконец, больной Мастер и больной поэт в романе М.Булгакова. А "больной антигерой" Д-го, среди всех перечисленных "больных", страдает очень странною болезнью, т.е. болезнью слишком сознающего человека, которому хочется высказаться, проговориться, излиться, для которого, возможно, самый такой процесс высказывания и есть как бы излечение особого рода.

А вот теперь вопрос после всего перечисленного: так кто же есть "больной", а кто "здоровый"?.. Вопрос, отнюдь, не риторический, а Философский вопрос.

Бармин Виктор   23.07.2020 07:07   Заявить о нарушении
Достоевский - предупреждение на "изломе", не дай бог второго Достоевского!

Виктор Мотовилов   23.07.2020 10:20   Заявить о нарушении
Как классно Вы выразили: "предупреждение на "изломе".
Именно, Д-й чувствовал и видел этот излом в людях, в обществе. Про "излом" в мире в начале 20-го века выразит и В.Розанов.

Но с последней мыслью Вашей не соглашусь. Ведь вестники-пророки приходят в мир и вещают людям независимо от наших желаний и мечтаний о рае, нравится нам то или нет. Другой вопрос, как мы реагируем или какова наша рефлексия на вещания из иных миров. Вопрос.

Другими словами, "не дай бог нам второго пророка-вестника-посланника" чтО означает? Что будут катастрофы, изломы в обществе, в мире в целом? Так уже наступили времена. А мы бы желали жить спокойно, тихо-тихо, пряча глаза за шторами век, как поёт вестник конца 90-х В.Цой в песне "В наших глазах..."



Бармин Виктор   25.07.2020 06:13   Заявить о нарушении
Вы мне "навязали" своё мнение - зачем????

Виктор Мотовилов   25.07.2020 10:30   Заявить о нарушении