Саботаж

-Вызовите,ко мне главного инженера,-сказал директор в переговорное устройство.

-Главный инженер в приемной.
-Пусть заходит.
Дверь открылась,-Здравствуйте,присаживайтесь,-предложил директор.
Главный инженер устроился в кресле.

-Скажите,-начал директор,-почему на  складе готовой продукции вот этой модели,-он указал на одну строку в документах,-  Полно,а отгрузки я не наблюдаю? С другими моделями все хорошо,а эта застряла. В чем дело?
Главный инженер посмотрел на что указывал директор,- Её стали меньше брать,-ответил он.
-Причина?
-Жалобы на качество. Покупатели стали реже покупать,именно эту модель.

-Конкуренты?-спросил директор.
- Принесите мне информацию о продажах конкурентов,-сказал он  секретарю.

-У них тоже спад,-сказал директор после изучения документов.

И попросил секретаря  связаться с руководством конкурирующего предприятия.
-Он на связи,-услышал он.

-Здравствуйте,как дела Ваши?... Не очень?...   Может быть, сезонный спад?... Да понимаю...  Нет,это не мы, поверьте...  Честно говоря, у  нас такая же ситуация...  И я думал,что это Вы… Нет?  Ладно,мы будем  разбираться. А Вы у себя посмотрите,может что найдете… Хорошо... До свидания.
-Говорит,что они не причем,что у них такая же беда. И валит все на нас.



 -Давайте разбираться,-сказал он главному инженеру.- Но сперва,нужно выяснить чем же недовольны покупатели.

Набрал номер магазина,- Здравствуйте. Как поживаете?.. Что-то Вы давно не брали у нас ничего... А что так?.. Подождите...да… да... мы тут не причем… мы не знаем…да...нет...нет… ДА ЭТО НЕ МЫ! В ЧЕМ ДЕЛО  ВЫ ХОТЬ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ!?... ЧТО НЕ УСТРАИВАЕТ?... Качество? Что именно?... Вот как?... Вернуть? Хорошо,можете вернуть,но и нового товара,вероятно, не получите... ДА! ВОТ ТАК !

Директор положил трубку.
-Не устраивает качество. Поэтому они перестали брать товар. Еще и вернуть хотят. Нужно разбираться,-сказал директор.

Закрывшись в кабинете,они долго и внимательно изучали отчеты,пытаясь найти отправной момент ,с которого начались изменения.

-Вот смотрите,-сказал главный инженер, указав в бумаги,-Вот в этом году все как обычно ,а вот,в  конце следующего уже начался спад.
-Хорошо,а что же случилось в этом году?  Причина где-то там выходит.
-Вроде бы,все в норме,-просматривая документы,-говорил  главный инженер. Технологический процесс соблюден,регламент, сборка,ничего необычного.

-Но что-то,ведь,должно быть. -директор долго изучал документы,перечитывал,перелистывал.
-Скажите,а может у нас осталась хотя бы одна модель из той,старой,нормальной партии,можно найти?-спросил он.
-Думаю,найдем,а зачем,-спросил главный инженер,-А,понял,для сравнения.
-Точно,для сравнения. Как найдете,несите сюда ,в мой кабинет. Мы с Вами и займемся сравнением.

На следующий  день,в кабинете директора, вокруг двух одинаково выглядящих моделей,с той только разницей,что одну покупали ,а вторую нет ,вооружившись инструментами и приспособлениями ,возились директор и главный инженер. Они измеряли и осматривали деталь за деталью одной модели ,а потом сравнивали,полученные данные с данными и образцами другой.

-Тут совпадает,и тут. -Хорошо откладываем ,дальше.

Секретарь приносила им чай. И ,спустя время ,уносила его,уже остывший и нетронутый.

-Вот тут,смотрите,а,нет ,показалось, глаза уже устали,на сегодня все,-сказал директор,-Еще пропустим,что-нибудь,какую-то мелочь. Завтра продолжим.
Назавтра работа возобновилась-измерения,осмотр,сравнение…

-Как затянуты туго,-с напряжением сказал главный инженер, нажимая на ключ всей массой,-Гайки эти.О,пошла,отвернул.

- А мои легко отвернулись,-сказал директор,-Получается,что в новом образце гайки затянуты сильнее,чем в старом?
-Похоже на то,-подтвердил  главный инженер.
-Давайте,пока,не делать выводы,продолжим осмотр,но запомним,эту особенность.

Закончив и сравнив данные,они пришли к выводу,что единственным отличием между моделями были не одинаково закрученные гайки.

-Нужно осмотреть модели на складе,-предложил главный инженер,-для сравнения. Осмотрев с десяток образцов,они обнаружили такой же дефект. На всех осмотренных моделях гайки были закручены туже чем нужно.

-Ну,вот,причину мы выяснили,-сказал директор. - Теперь нужно выяснить кто в этом виноват-оборудование или человек. Давайте-ка поглядим кто там у нас гайки крутит.

Они прошли к станку,за которым работал мужчина лет сорока,сорока-пяти.
-Здравствуйте,-поприветствовал он директора и главного инженера.

-Добрый день,как поживаете,как работа?

-Все хорошо,работаю. План выполняю.

-Отлично,Вы молодец,-сказал директор и осмотрел уже собранное  устройство. Потом другое. Потом еще и еще. Главный инженер,тот попробовал открутить гайки-безуспешно.

-Зачем это Вы. Готовое же изделие. Что-то не так?-спросил рабочий.

-Выключите оборудование,-приказал директор строго.

-Так смена еще не закончилась.

-Отключите станок,-сказал директор.
Рабочий снял со станка еще одно готовое изделие.

 Директор с главным инженером обошли всю линию,отвечающую за сборку.

-И так  вся  сборочная линия,-сказал директор. Похоже на  саботаж.
-Похоже,-ответил главный инженер.
-Скажите,Вы что-то трогали в настройках станка,-спросил директор рабочего.
-Нн-ет,- запнувшись ответил он.-Зачем мне у нас же наладчик есть. Он все проверяет перед каждой сменой и сам все делает. Только помочь просит, иногда,подержать,там или принести чего. Я не лезу-мне незачем.

-Где наладчик?
-В инструменталке,наверное,-ответил рабочий,-Можно мне продолжить работу.
-Нет, на сегодня сборочный цех закрыт,до моего распоряжения,-сказал ему директор. -Все слышали? Смена окончена. Идите домой.

Наладчика нашли в инструментальной,он читал книгу и пил чай.

-Читаете?-спросил директор,-Во время рабочего дня.
-Так все же работает,да и книга по технике.- А чего так тихо? Станки не работают. Случилось что?
- Случилось.
Наладчик засуетился,собирая инструменты.

Это Вам не понадобится. Идемте,-сказал ему директор,-В мой кабинет.

-Зачем?

-Там поговорим и Вы,надеюсь , все нам расскажете.


-Садитесь,-строго сказал директор наладчику.
-Я постою.Это ведь не надолго,Вы же меня уволить хотите?

-А есть за что?
-Мало ли что Вам в голову взбредет,-огрызнулся наладчик.

-Хамить не обязательно,-сказал директор.
-Да Вы объясните в чем дело,-сказал наладчик.

-Объясните,что Вас заставило или ,может быть, кто?
-Что, кто заставил? Вы можете мне объяснить?-спросил наладчик.

-Совершить саботаж. Конкуренты?

-Саботаж!?-наладчик сел в кресло,-какой саботаж, Вы чего,я ничего не делал и не саботировал !

-А как Вы объясните вот это,-главный инженер указал  наладчику на полуразобранное изделие в кабинете.
-А что с ним не так?
-А вот эти гайки,попробуйте открутить.

Наладчик напрягся и с трудом отвинтил одну,-Вот,ну и что?

-Гайки затянуты не так как нужно,-сказал главный инженер,-сильнее. А это саботаж.
-Да, с чего Вы взяли,что это саботаж? Лучше же стало.

-Так Вы признаете,что это Ваша работа?-спросил директор.
-Да,но,ведь, стало-то,лучше чем было.

-ЛУЧШЕ!?-возмутился директор,ИЗ-ЗА ВАС МЫ ТЕРПИМ УБЫТКИ,КЛИЕНТЫ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ПОКУПАТЬ ПРОДУКЦИЮ!

-ДА ОБЪЯСНИТЕ ЖЕ В ЧЕМ Я ВИНОВАТ . Я НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ  !?-кричал в ответ наладчик.

-Давайте,успокоимся,-сказал главный инженер. И все спокойно обсудим.
Директор  и наладчик тяжело дыша,смотрели друг на друга.
-Так,хорошо,-более спокойно начал директор,-начнем сначала.

-Почему Вы решили совершить саботаж ?
-Я ничего не саботировал…

-Так,давайте опустим это слово,-предложил главный инженер,-И начнем заново...опять.

-Почему... Вы...это... сделали,- расставляя паузы между словами спросил директор.- Почему не следовали техническим инструкциям.

-Так лучше же…-начал наладчик.
-Вы уже говорили это,-прервал его директор. Кто Вам посоветовал это?

- Никто! Я сам догадался,попробовал-получилось.
-Но зачем?-спросил главный инженер.

-Я как на завод устроился, вскоре, купил домой  такой,- начал наладчик,- Года через четыре,смотрю,беда. Сломался. Обидно стало за свою работу ,а  я  родственникам и друзьям посоветовал.  И у них такая же беда,плюс-минус пара месяцев.  Ну я и полез разбираться. Нашел. Понял,что делать. Купил такой же новый ,хорошо,что со скидкой, как сотруднику. Спасибо Вам.

Директор побагровел.

...сразу все исправил. Работает до сих пор.  Друзьям помог ,у которых еще не успели сломаться, исправил. Подтянул немного. У них тоже все в норме. А потом я подумал,что может с оборудованием что не так. Проверил. Точно. Станки не докручивают,совсем чуть-чуть. Вот из -за этого и течь образуется. Я и наладил линию,чтобы как нужно стало.

-Наладил он,-злился директор.

-Да я же как лучше хотел,они же теперь не текут,работают долго. Люди довольны!

-А теперь послушайте,как обстоят дела на самом деле,-начал директор ,немного успокоившись.

-Когда мы только начинали производство ,мы обращались к специалистам. Для некоторых расчетов.  Платили им за то, чтобы они нашли возможность ограничить ресурс изделия. Таким образом  мы бы могли продавать их постоянно.
 И они нашли способ.  Оказалось,что , если немного,совсем чуть-чуть, не докрутить гайки,то,примерно, через четыре-пять лет, узел даст небольшую течь. Это повлечет за собой неисправность еще нескольких узлов. Ремонт станет нецелесообразен.  Из-за высокой стоимости запчастей. Проще и дешевле будет купить новую вещь. Ну,конечно, есть  умельцы, вот  такие как Вы ,всегда что-то придумают. Но их мало. А цена нового устройства не очень бьет по карману. И, в основном,людей тянет к тому,что они уже знают. Опять же новая вещь всегда лучше старой.
С магазинам переговоры вели ,заверяли, что пять лет службы -это достаточно долго. Уговаривали попробовать наши изделия. Скидки и льготы предлагали. Убеждали,что они смогут стабильно продавать изделия,если заранее знаешь сколько оно,примерно, проработает. В конце-концов,все получилось. Заработали репутацию надежного производителя изделий средней цены. Все довольны-мы, магазины, покупатели. А Вы все развалили.
 
Наладчик смотрел непонимающим взглядом,-Вы что специально это сделали?

-Да,более того,мы провели переговоры с конкурентами и пришли к соглашению, что мы займем  нишу  устройств средней стоимости,с  приемлемым  качеством, служащие до пяти лет, и раз наше устройство стоит меньше ,то они смогут продавать свои дороже,с немного увеличенным сроком службы ,лет так до шести- семи, для клиентов побогаче.

-Сложно то как у Вас все тут,-сказал наладчик.


-Да,сложно,-согласился директор,но это еще не все. -Из-за Вашего”хотел как лучше” в убытке не только мы ,но и конкуренты.Их продукцию не берут,потому,что теперь она выходит из строя, быстрее чем наша и стоит дорого, а нашу,теперь ,не берут,потому,что она перестала ломаться и работает дольше,чем их. Замкнутый круг.  А ,еще и магазины в убытке.
Зачем покупать новую вещь,если старая отлично работает,так понятно?


-Я хотел доброе дело сделать,-тихо проговорил наладчик,-Я не думал,что вот так все устроено, простите,я не знал…инициативу хотел проявить. Помочь.  А вышло... это... саботаж?

-Инициатива наказуема,-сказал директор.

-Понимаю,-удрученно сказал наладчик,-Уволите,значит?

-Подождите в приемной,мы с главным инженером решим,что делать.
Поникший,наладчик вышел из кабинета.

-Что делать будем,-спросил директор,увольнять его нельзя,может к конкурентам уйти.  Да и специалист он опытный,раз  смог сам разобраться.

-Может уйти,-согласился главный инженер, - Может назначим его в отдел исследований и  разработок. Пускай изобретает, выдумывает,находит новые решения.

-Дельная мысль, но премии мы его все же лишим,за инициативу.    И выговор влепим.   А через месяц  переведем  в отдел исследований и разработок.  С этим ясно,а что с продукцией делать будем?-спросил директор.

-Перекрашиваем  в другой цвет,в какой-нибудь дорогой, модный, даем новое название  и выпускаем новую модель,с увеличенным ресурсом,но дорого,прилично дорого.  Поговорим с клиентами, поначалу,предложим скидки. Закажем рекламу. Подороже. Посмотрим как будет продаваться . Если пойдет хорошо-запустим  в  постоянное производство.
-Займитесь этим ,-сказал директор.

-Пусть войдет,-сказал директор в переговорное устройство.
Вошел наладчик.

- Мы лишаем Вас премии,- наладчик погрустнел,- Выносим выговор. Даем Вам неделю на то чтобы вернули линию сборки в исходное состояние. И вернули качество на необходимый уровень. И передали дела новому наладчику. А через неделю мы…

-Уволите,-перебил его наладчик и вздохнул.

...переведем Вас в отдел  исследований и разработок. Вот там экспериментируйте и изобретайте сколько хотите,за это там и платят. И очень хорошо,кстати.

-Не уволите?-обрадовался наладчик.

-Опытного специалиста   сейчас трудно найти, но все новшества или идеи, обсуждать  со мной и главным инженером. Ясно?
-Ясно!-наладчик радостно кивнул.

-Все,свободны,идите,верните все как было.
Наладчик,торопясь,покинул кабинет.
-Ну что,- сказал директор главному инженеру,- Зовите рекламщиков,будем придумывать модное название для нового изделия...

 


Рецензии