Бунт в психбольнице или небесный свод

               Комментарий к публикации доктора Гриня  «Навязчивые  мысли»
                (www.doctorgrean.by)»


БУНТ В ПСИХБОЛЬНИЦЕ
или
НЕБЕСНЫЙ  СВОД

Мини пьеса

ДЕЙСТВУЮТ

Д о к т о р 
К о й к о – м е с т о № 3   -  тяжелобольной
К о й к о – м е с т о № 8   -  легкобольной, он же организатор бунта 
К о й к о – м е с т о № 6   -  больной без признаков заболевания
К о й к о – м е с т о № 9   -  здоровый больной, привязанный веревками к железной кровати
А в т о р

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Психбольница

ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ
Где-то в районе ХХ века

АВТОР
Психбольница одной  из западных стран. В круглом, белом  помещении, на больничных койках,  бредили тяжелобольные, легкобольные,  больные без признаков заболевания и здоровые больные, получившие поражения психики в различных концентрационных лагерях.

ЗДОРОВЫЕ  БОЛЬНЫЕ (хором)
Горячая, холодная война...
БОЛЬНЫЕ БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЗАБОЛЕВАНИЯ (хором)
Красная, синяя, зеленая угроза, красная, синяя, жёлтая, угроза...
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ (в руках стило. Он дирижирует)
Приказ, приказ, приказ…
ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫЕ (хором)
Убить, убить, убить...
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ
Палками, палками, палками...
ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫЕ (хором)
Железными, железными, железными...
ЗДОРОВЫЕ БОЛЬНЫЕ (хором)
Двести, триста, четыреста…
БОЛЬНЫЕ БЕЗ ПРИЗНАКОВ ЗАБОЛЕВАНИЯ (хором)
Человек, человек, людей...
ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫЕ (хором)
Каждому, каждому, каждому...
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ (в руках стило. Он дирижирует)
Приказ, приказ, приказ...

ДОКТОР (появляется в белом халате  с полицейской дубинкой. Стучит по полу)
Немедленно прекратите  это безобразие. Решили помитинговать? Бунт! Сейчас придет сестра с уколами…  (Все замолкают. Легкобольной прячется под кровать)
Все слушают меня внимательно. Всем понятно?
БОЛЬНЫЕ (хором)
Мы слушаем вас, доктор.

ДОКТОР
Меня так же, как и вас мучает постоянно один и тот же   навязчивый  образ…
«Небесный свод хранит молчание, и звезды виснут в нем подобно виноградным  гроздьям...
С тобой мы в этом мире одиноки. Жизнь моя - запутанный клубок, и нет с кем  поделиться. Ложь вокруг  насилие, разбой... Как в этом   бытии  нам выжить, сохраниться?
Ты мне ответь... Прошлой ночью я не мог заснуть. Я встал с постели, облачился, и стал по безлюдным улицам бродить... Потом, вернувшись в ложе, стал я призывать Гипноса. Но юный Бог меня не слушал, и закрывать мои глаза не стал.
Вдруг я услышал страшный шум...
Из ничего возник оборванный старик.
Он двигался ко мне, гремя и бряцая цепями.
Фантом указывал перстом на юг - он приглашал идти туда...
Потом старик исчез.
Но лязг его и скрежет, мне долго не давал заснуть...
Ты опять явился, старец?
Ты мне указываешь путь?
Поверенный!
Треножник  Бранха  принеси сюда, магическую трость, и воду в золотом  сосуде. Космос,  наблюдая-созерцал.
Вне  времени себя  я ощущал, и растворился  в нем...
Вдруг из  ничего  Фантом  возник.
Он  явственно  материализовался...
Грозил, указывал  перстом,  гремел  цепями, потом   исчез. Как    быть?»* 
Больные выражают восторг. Совершает обход.   Здоровому больному)
Как себя чувствуете?

ЗДОРОВЫЙ БОЛЬНОЙ (нервно)
Доктор, я совершенно здоров, развяжите меня, пожалуйста.
ДОКТОР  (гладит  больного по голове)
Эта навязчивая мысль «я совершенно здоров» пронизывает все ваше существо. Вам нельзя так волноваться. Вы же не хотите, голубчик, что бы сейчас пришла сестра и сделала вам укол…
ЗДОРОВЫЙ  БОЛЬНОЙ (почти шепотом)
Пожалуйста, не надо…
ДОКТОР (треплет по щекам больного)
Вот и чудненько… (Тыкает Легкобольного носком ботинка).  Вылезайте, сударь,  бунт бескровно подавлен. Вылезайте, вылезайте, переворота не получилось…

ЛЕГКОБОЛЬНОЙ (вылезает из-под кровати)
Доктор, не колите меня, Христом Богом молю…
ДОКТОР 
Перевороты будете устраивать?
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ
Боже упаси!
ДОКТОР
Ну вот и чудненько.  А у вас что болит?
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ
У меня помутнение…
ДОКТОР
В основном недомогание во всем теле или в отдельных  участках  головы?
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ
У меня ясная голова и мысли. Отстаньте от меня!.. Я больше не хочу ваших таблеток и уколов вашей ужасной медсестры…

ДОКТОР 
Ложитесь в постель, ложитесь, голубчик. (Легкобольной быстренько ложится в постель и подушкой накрывает голову).
ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ
Я хочу  есть, доктор.
ДОКТОР
Потерпите больной, вы только что принимали пищу.
ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ
У меня болят  надбровные дуги.
ДОКТОР
А в затылочной  части не болит?
ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ
Вы сумасшедший, доктор?

ДОКТОР 
М-да…
ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ
Вас, доктор,  поколотили в лагере, вот вы и пристаёте...
ДОКТОР 
Даа...   Откуда вы знаете, что меня  там били?
БОЛЬНОЙ  БЕЗ  ПРИЗНАКОВ  ЗАБОЛЕВАНИЯ
Что-то   не в порядке с вашим сознанием, доктор... Природа малость пошутила.
ЛЕГКОБОЛЬНОЙ (в руках стило. Он дирижирует. Тяжелобольные хором)
Ничего себе шуточки...
ДОКТОР 
Даа...  Людей искалечили, а теперь вылечи,  попробуй!  Какой бы это взять инструмент и поковыряться в человеческом  сознании?  (Кричит).
Быстро инструмент! Встать! (Все больные выстроились в одну шеренгу) Лечь! (Больные выполняют команды). Бегом! Присесть! Лечь!.. Отвечайте на вопрос: у вас есть родная мать?

ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫЕ (хором)
У нас есть мать.
ЗДОРОВЫЕ  БОЛЬНЫЕ (хором)
И у нас есть матери.
БОЛЬНОЙ  БЕЗ  ПРИЗНАКОВ  ЗАБОЛЕВАНИЯ
Только не надо так громко, доктор, - в ушах звенит… Мы просим вас говорить тише...
ДОКТОР 
Громко, все вместе хором повторяйте: у всех нас есть матери! Громко, чтоб все слышали...
БОЛЬНЫЕ (все вместе. С нарастающей силой звучал хор голосов, как будто с того света)
У нас есть матери...

ТЯЖЕЛОБОЛЬНОЙ  (сует в руку Доктора пакетик)
Доктор успокойтесь… Примите это и вам будет хорошо…
ДОКТОР (внимательно рассматривает содержимое пакетика. Затем долго смотрит на Тяжелобольного и глотает лекарство)
Воды… (Моментально к Доктору потянулись руки больных с емкостями, наполненными водой).
БОЛЬНЫЕ (все вместе)
Пейте, пейте на здоровье… Доктор, еще раз «Про небесный свод…» (Хором). Просим, просим…
ДОКТОР
«Небесный свод хранит молчание, и звезды виснут в нем подобно виноградным  гроздьям...»
                З а н а в е с.

См.: проза.ру Валерий Мельников 2 «Серебряные колокола. За облака держись!» Эпизод 4
*См.; проза.ру Валерий Мельников 2 "Царь Эфиры (Стигийский пес)"   


Рецензии