Валаамова ослица

«Валаамова ослица» - это устоявшийся фразеологизм, обозначающий в целом покорного и смиренного человека, в какой-то момент проявившего упрямство и выразившего своё мнение. Однако из этой истории можно извлечь и другие уроки.

Израильтяне осаждали Иерихон, царь моавитян Валак, устрашившись разрушительной мощи израильского народа, послал гонцов к волхву Валааму, с надеждой, что тот проклянёт израильтян. По-видимому, Валаам был довольно сильным пророком, так как был известен во всей той земле.

«И послал он послов к Валааму … чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят».
Чис.22:5,6

Валаам был набожным человеком и ничего не делал, до тех пор пока не получал чёткого указание от Бога, как ему поступить. Вот и над просьбой Валака он молился, а потом отправил посланников царя домой, не желая идти с ними против Израиля. Царь Валак был настойчив и послал ещё более именитых и влиятельных князей за Валаамом. И на этот раз Валаам отправиться вместе с ними. Оседлав свою ослицу, Валаам отправился в путь, однако Ангел Господень преградил ему путь, загвоздка была лишь в том, что ослица видела Ангела, а Валаам нет. И вот до этого всегда послушное животное, стало упрямиться и совершенно не хотело двигаться вперёд. Валаам и бил ослицу и понукал её и даже готов был уже убить её, однако она не двигалась вперёд, сохраняя таким образом хозяину жизнь.

«Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя».
Чис.22:27-29

Однако ослица проявляла своеволие не из упрямства и не от того, что решила «поругаться» над хозяином, своим поступком, она фактически сохранила ему жизнь, а значит, не смотря на побои любила своего хозяина и сохраняла преданность ему.

«И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать [тебе], потому что путь [твой] не прав предо Мною; и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою».
Чис.22:31-33

Получается, что фразеологизм «Валаамова ослица», имеет неверное значение, я бы дал ему следующее значение – это человек знающий, что может быть несправедливо наказан или обвинён, но всё же из любви и преданности поступающий, так как велит ему сердце на благо другого человека. Дай Бог каждому из нас иметь таких преданных друзей.   

Ну а закончилась эта история тем, что сколько Валак не умолял проклясть израильский народ, Валаам не мог это сделать, так как сколько бы он не молился, Бог всегда велел ему лишь благословлять израильтян. В конце концов, Валак прогнал Валаама, за то, что тот не поступает как угодно царю. Однако в реальности Валак также должен был быть благодарен Валааму, так как через него точно узнал, что за израильтянами стоит Бог и ссориться с ними себе дороже.

Если бы каждый человек имел бы такую возможность, точно знать каким путём идти нельзя ни при каких обстоятельствах, мир был бы гораздо лучше.


Рецензии