О футболе

Первое занятие нового тренера перед сборной России:
- А теперь достали ваши ручки и тетрадки. Записываем: "Футбол - это
игра двух команд, целью которых является доставить круглый предмет,
называемый мячом, в конструкцию, называемую воротами,... " (анекдот)

Футбол – это совершенно уникальный в своей массовости феномен на стыке бытового и философского, при этом остающийся преимущественно свободным от связанных с ним потрясений.

Никто, даже явные нелюбители, не организует хотя бы «маршей несогласных» против футбола, не говоря уже о более радикальных формах протеста. Никто из сходящих по нему с ума не организует футбольные секты, не призывает сторонников к джихаду/крестовому походу во имя игры, и это притом, что число этих самых сторонников оценивается во множество миллионов человек по всему миру, что сопоставимо с адептами одной из мировых религий.

В крайнем случае, вместо разрушительных баталий во имя идеи, ведутся вполне адекватные прения, о том, можно ли проводить чемпионат мира в стране, оправданы ли высокие зарплаты футболистов, стоит ли развивать любительский футбол вместо профессионального, как должно фиксироваться положение вне игры, а условный болельщик-американец будет активно, но мирно доказывать, почему soccer не идет ни в какое сравнение с «настоящим» в его понимании футболом, и так далее.

И вот тут-то, а конкретно, в последних трех названных (и еще множестве неназванных) пунктах заключается великий парадокс футбола. В то время как политики упражняются в изобретении новых взаимно противоречивых разновидностей демократии, теологи спорят о сущности Бога, и даже ученые сомневаются в однозначном разделении «живого» и «неживого» футбол остаётся единым и неоспоримым.

Игра двадцати двух миллионеров при переполненных трибунах, при наличии судей, разметки и монетки, бросаемой в начале игры – это футбол. Но и игра восьми (или десяти, или пятнадцати) случайно встретившихся во дворе ребят, в которой нарушение правил определяется некоторым условным общем пониманием, «что такое хорошо, а что такое плохо» (применительно к футболу разумеется), в которой взятие ворот в спорных ситуациях никогда не доказуемо, а начальные условия игры определяются через «камень-ножницы-бумагу» - это тоже футбол. Две совершенно разные игры, различающиеся между собой в стольком количестве деталей, что любой яростный адепт лишь одной из версий футбола мог бы воскликнуть: «Да как вы смеете эту никчемную пародию называть футболом!». Но этого не происходит, более того, вчерашний зритель финала чемпионата мира весьма вероятно с удовольствием присоединится к игре на улице, даже не задумываясь о множестве различий между разновидностями футбола.

Что же такое «футбол» на самом деле? Можно конечно сослаться на шуточное определение, приведенное в эпиграфе. Но даже и оно не полностью отражает все богатство оттенков значения «футбола» как явления (даже если мы к неудовольствию американского болельщика исключим его любимую игру из рассмотрения). Скажем, разве если вместо круглого предмета этим предметом будет консервная банка, а «конструкция» будет представлена двумя лежащими на земле рюкзаками, разве в этом случае нельзя сказать, что бедные африканские детишки играют в футбол? А когда капитан команды поднимает над головой заветный трофей и у него нет ни единого предмета под ногами и ворот в поле зрения – можно ли это не считать футболом?..

Я отнюдь не собираюсь заигрываться в софистику – наоборот, я хочу показать как самое большое разнообразие значений одного слова вовсе не мешает человечеству, но наоборот, объединяет множество людей из самых разных стран, культур, слоев общества. Футбол вполне способен претендовать на то, чтобы заменить собой еще менее определенное (и оттого более противоречивое) слово «спорт» в исторической оде Пьера де Кубертена.

Главное, чтобы после прочтения этой статьи, оппоненты по точкам зрения на то, что же в конечном счете считать футболом, решали этот спор только достав мяч и приготовившись считать: «Цу-е-фа!...»


Рецензии