179. Вселенная, земля, человек 8, 7. О душе

 
1. Имеется  несколько точек зрения по вопросу о реальности существования  человеческой души и  ее сущности,  которые тесно переплетаются с взглядами на смысл существования самого человека и его Вселенском предназначении.

Во многих мировых религий  считается, что при рождении человека - младенца в него  попадает Искра Божия - основа его Души, которая в течение  жизни человека  должна получить определенное  развитие.

При этом существуют различные мнения о возможных  путях развития души.

В  Христианстве говорится, что душа развивается в теле человека лишь в течение одной жизни. При этом считается, что  новорожденная душа дается каждому человеку абсолютно чистой и безгрешной.  За эту единственную свою реализацию душа человека, в идеальном случае, должна достичь предельно возможного  уровня своего духовного развития, при этом человек должен   обрести за время своего Земного бытия Истинную Веру в Отца Небесного  и  Любовь  ко всему сущему в мире через его познание.  В том  случае,  если человек при жизни  искупил   все грехи, сотворенные им при жизни -  его Душа попадет в  Рай Царства Божьего.  Рай  это божественное жилище небожителей и праведных людей, в которое  переселяются их Души после Страшного Божьего Суда. Если  человек безнадежно увяз в грехах, то его Душа после Суда попадет в Ад и будет там обречена на вечные муки.

Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в книге  Бытия. Рай, в котором пребывали первые люди, являлся  для  тела вещественным, как видимое божественное жилище, а для души — духовным, где они имели  благодатное общение с Богом и  созерцание животного мира земли.

В католическом вероисповедании принято, что кроме Рая и Ада также существует Чистилище, куда после смерти попадает душа крещенного  человек, который при жизни совершал грехи.  При этом часть грехов ему  была прощена, однако  за ним остались еще не прощеные грехи, которые относятся к категории  «легких». Поэтому  душа человека  пребывает в Чистилище некоторое время, проходя процесс очищения от этих грехов и, только после полного своего  очищения,  душа отправляется на Небо в Рай.

В православном вероисповедовании также принято, что Отец наш Небесный может отменить вечное мученичество грешников в Аду и допустить их в Рай Царствия   Небесного, если за них будут  молиться, оставшиеся на земле их благочестивые  родные и  близкие им люди.  Для выполнения этого ритуала,  в православных храмах молятся  о  душах   умерших,   и пишут   поминальные записки  с  просьбами  об успокоение  их душ.

2. В тоже время, в ряде вероисповедований, особенно в восточных течениях, придерживаются взгляда, основанного на возможности реинкарнации человеческой души, и считают, что душа человека может неоднократно воплощаться в новое тело человека,  если за один цикл жизни в теле она не достигнет  определенного уровня своей духовной чистоты.  Хранителем сведений обо  всех деяниях данного человека является карма - своеобразная космическая летопись всех прижизненных свершений  человека.  При этом реинкарнированная душа  попадает в тело того новорожденного человека, последующая земная жизнь которого  будет протекать в таких жизненных ситуациях,  которые подвергнут его определенным испытаниям, способствующим  избавлению человека от всех негативных качеств, приобретенных им за прошлые жизни.  Однако при этом из памяти человека устраняются все сведения о его прошлых жизненных этапах. В противном случае эти знания  отягощали бы его жизнь, постоянно напоминая ему обо  всех его прошлых грехах.

Карму человека можно считать основой для Божественного формирования  его судьбы в будущей жизни. При этом судьба является Путеводной звездой человека по его жизненному пути, а не безусловным приговором.  Человек,  идя по жизни, сам является кузнецом своего счастья, имея возможность самостоятельного выбора своего жизненного пути в соответствии с данным ему Божественным законом Свободы  воли.   Важно, чтобы на развилках дорог своего жизненного пути, человек, опираясь на свой уровень духовного развития, смог выбрать верную дорогу, ведущую его к Свету, не поддавшись тем искушениям, которые влекут его на путь совершения греховных поступков - в пропасть будущего небытия. 

Успешное завершение этих испытаний  дает   человеку  возможность искупить те грехи, которые он сотворил за все прежние жизни.  При этом душа человека поднимется на более высокий уровень своего развития. И такой круговорот души будет продолжаться до тех пор, пока душа  на каждом новом витке жизни будет идти по пути очищения, давая надежду на свое полное просветление  и приближение к Царству Божьему. Счастливым финалом реинкарнационного процесса является познание человеком Истинных законов бытия, предначертанных Отцом Небесным и переселение его Души в Рай Царствия Небесного. Считается, что душа развивается, только пребывая на земле  в физическом теле человека, который  посредством своего тела и сознания познает  законы, царящие в окружающем его мире,  и  тем самым создает необходимые условия для развития  души.

Если же душа в каждом цикле очередного  воплощения будет постоянно падать в пропасть тьмы  и    не создаст   надежды на свое просветление в будущем,   то для нее будет  прерван цикл  реинкарнаций, в результате этого душа прекратит свое существование.    В религиозных культах Индии  считается,  что душа из человека в  этом случае переселяется в неодухотворенное живое существо  -  животное или в неживое - растение, камень.  Что также равносильно окончанию существования  данной человеческой души.

Во всех приведенных  вариантах возможного развития души, основной задачей  текущей жизни человека на земле является преобразование зародившейся в нем  души в  просветленную душу, окрыленную Истинной Верой в Бога – Отца,  которая должна  познать и полюбить   все сущее на Матушке - Земле. В итоге, душа должна подняться в своем развитии  до необходимого духовного уровня,  позволяющего ей обрести возможность вечного  существования    в Царстве Божьем.

На мой взгляд, принципиальное различие этих  взглядов на законы развития души заключается в следующем. 

Христианство создает  человеку  более жесткие условия жизни, ставя перед ним задачу формирования своей души за один жизненный цикл, в течение которого его  Любовь ко всему сущему и Добрые дела, творимые им,  должны  победить внешнее зло. Это должно  обеспечить его высокое духовное развитие, что  позволит его Душе перейти в Царство Божие и стать бессмертной.  В противном случае ей остается одна дорога - в Ад. 

Вариант развития души человека с возможностью ее неоднократной реинкарнации говорит о том, что если в течение своей текущей жизни человек не сможет  достичь достаточно высокого уровня своего духовного развития, то ему будут даны еще несколько жизненных циклов земного телесного бытия, в течение которых он, в конце концов, должен духовно очиститься от всех своих грехов.  Важно лишь то, чтобы на своем жизненном пути он не провалился в такую греховную пропасть, из которой ему не будет обратного пути к Свету.
В результате человек, осознав это жизненное правило, может позволить себе совершение неблаговидных поступков, успокаиваясь тем, что он искупит их в следующих своих жизненных реализациях. Таким образом, вариант возможности бессмертного существования  души в этом случае также не отвергается.

Учитывая то, что Истинное правило развития Души сокрыто от человека,  он выбирает свой путь духовного развития, опираясь только на свою Веру.

Наконец, третий взгляд - взгляд  закоренелого материалиста,  который отрицает существование  души  и считает, что человек    рожден     для того, чтобы познавать и покорять  существующий сугубо материальный  мир, получая при этом максимально возможное удовольствие  для себя.  При этом все средства для достижения этого хороши   и нет  никаких ограничений кроме законов, установленных самим человеком  в лице государства. 
И при этом он  устраивает соревнование с этим государством  по принципу:   кто - кого.  Все это приводит, в конечном счете,  к необъятным желаниям  отдельных индивидуумов  постоянно удовлетворять свои непрерывно и безмерно растущие потребности за счет всего остального общества,    что ведет  к разобщению людей,  возникновению  антагонистических  настроений  в обществе  и, в конечном счете,  к  межгосударственным конфликтам.

Какой из этих взглядов  наиболее близок к непознанной истинной цели существования человечества на земле – вопрос, который решает каждый для себя  сам в силу своих духовных убеждений.  И это является убедительным доказательством того, что человек обладает истинной Свободой выбора своего жизненного кредо и никто - ни Бог, ни другие люди не смогут этот взгляд навязать ему силой, если только он этого не пожелает  сам.   Как правило, этот выбор  определяется той или иной духовной верой человека  или же его безверием.  Но для того, чтобы  определить свой выбор, надо, хотя бы, задуматься об этом.   Вот тут и возникает очередной, для многих естественный, вопрос - а зачем, собственно, об этом думать, зачем эта головная боль,  когда нас и так «…неплохо кормят».

3. Выдающийся Российский академик М.В. Бехтерев, известный своими медицинскими работами,  в 1916  г. высказал следующую гипотезу -   духовная личность человека бессмертна, поддержав при этом древнеиндийские взгляды по вопросу существования реинкарнации души в новое физическое тело, которое отдельными своими частями может напоминать о теле человека, душа которого перевоплотилась в него.

Он также высказал идею о том, что мозг человека – интерфейс, связующее звено между мыслями человека и вселенским интеллектом. При этом он утверждал, - мысль человека материальна, а, следовательно, по закону сохранения энергии она не исчезает, а лишь некоторым образом преобразуется, меняя свое энергетическое место в природе.

Он  привел пример из жизни одного мальчика, имеющего на голове врожденный шрам. 
М.В. Бехтереву удалось отыскать семью, один из членов которой много лет назад скончался от травмы черепа. Когда этого мальчика показали родственникам этого человека, то они нашли сходные черты  лица этого мальчика с погибшим.

В свое время, читая литературу по Йоге и индийскому вероисповеданию, я встречал немало описаний событий  из жизни людей в Индии, похожих на приведенный выше случай. Так, например, одна девочка вспоминала свою прежнюю семью, называла имена своих родственников и даже вспоминала свой прежний родительский дом.  В конечном итоге родителям девочки удалось по описанию местности, данному  их дочкой, найти похожую деревню. В одной семье этой деревни действительно в прошлом были люди,  имена которых называла девочка.

В   последние  десятилетия   и  материалисты   начинают   говорить  о душе. Например, в западной прессе промелькнуло сообщение о том,  что  физики научными методами  определили вес души, определив скачкообразное уменьшение веса тела умершего человека  в определенное время после его смерти.  Конечно, это можно считать вымыслом  -  кто может подтвердить, что дефицит массы тела  происходит за счет ухода души, а не за счет испарения влаги из тела покойного,  кто  сможет строго научно определить, что такое душа и из чего она состоит.

Известно, что все материальные тела состоят  из различных наборов одинаковых элементарных частиц,  которые при определенных  количественных соотношениях и их взаимным  энергетическим воздействием, свойственным этим частицам,  образуют целую гамму химических элементов, некоторые из которых наука сама умеет создавать,  применяя электромагнитные ускорители.  Таким образом, весь видимый нами окружающий мир создан из  некоего конструктора  невидимых человеческим глазом энергий  и элементарных частиц  веществ,  многие из которых приведены в  таблице Менделеева.

Чем больше  данных  об окружающем его мире узнает человечество,  тем шире становится  непознанный мир.    Эта истина стара, так же, как и вся наука.

Следовательно, неспособность современной науки  объяснить многие явления материальной и духовной жизни  может точно говорить о том, что науке они неизвестны,  а не о том, что они не существуют.   О  том, что вселенная  и наш земной мир не имеют границ  глубины   познания  и, что время этого   познания  бесконечно,  очевидно для всех исследователей.    Кроме того, оказывается, что человек наибольший дефицит знаний имеет о своей сущности и цели своего существования. В результате всего сказанного выше человечество продолжает непрерывно создавать для себя и всего растительного и животного мира земли невыносимые условия для дальнейшего существования, что, прежде всего, приводит его самого к всевозрастающей духовной деградации.

Самым выдающимся  коллективным достижением человечества, на сегодняшний день,  является создание такого огромного запаса высокоэффективного оружия, что сама возможность дальнейшего существования земной цивилизации находится  под постоянной угрозой самоуничтожения.

Все это является труднопреодолимым препятствием на пути гармоничного духовного развития человечества в целом.

В  своей  проповеди  «Восстановите  Сад  ваших Душ», посвященной дню памяти преп. Сергия Радонежского, Григорий - Епископ Шлиссельбургский  говорит:

«…Конечно, громадное большинство не сознает разграбление сада своих душ. У людей еще остались лохмотья, в которые они драпируются и воображают, что все в порядке и прилично.

Когда эти лохмотья раскрашены и крикливо пестры, тогда люди думают, что все уж совсем в порядке и совсем прилично. Но из лохмотьев не создать убора,  и – обрывки плохая драпировка.
Когда сад души захватан тысячей рук и затоптан тысячей ног, разве могут вырасти там цветы?
Когда буря вырвала и поломала деревья, какой вы ищете тени?
Когда оголенная душа стала из сада Божьего улицей, площадью, какого вы ищете от жизни уюта и покоя?

Многие из вас думают еще более дерзко: пусть лохмотья, да мои.
Пусть не сад, но все же я хочу жизни и возьму от нее все.
Нет, увы! Когда сад души разграблен и из него ушел владелец его – Бог, вы – банкроты, и вам не создать жизни.

Из божьего цветка, полного аромата и чистоты, во что превращаются наши души?  Особенно это заметно на юношестве. Мы видим как юноши развращаются, грубеют, становятся наглыми, черствыми, теряют чистоту и доброту, мягкость, ласковость, стыдливость. Это уже ясно заметно у них с 15 лет, а в городах и того раньше…».

Все это было сказано в 20 - 30-е  годы прошлого столетия, но, увы, эти мысли звучат так, как будто они сказаны сегодня  и  о сегодняшней России.

Выдающийся американский ясновидящий - предсказатель Эдгар Эванс Кейси  после своей смерти в январе 1945 года оставил более 14 тысяч высказываний, опубликованных им в течение  последних 43 лет своей жизни. Эти документы называют «чтениями».

В интернете под рубрикой - Эдгар Кейси «Об Атлантиде», приводится ряд тематических «чтений», в которых  он наряду с повествованием об истории  Атлантиды,  затрагивает вопросы, связанные с определением сущности таких явлений в жизни человека, как «карма и реинкарнация».

Далее даются выдержки из Предисловия к указанной рубрике.  После выдержки из «чтения» в скобках указывается его порядковый номер: 

«…  Карма в его представлении — это универсальный закон причин и следствий, который даёт душе возможность физического, ментального и духовного роста. Каждая душа при новом появлении на земном плане в виде человеческого существа имеет в себе задатки тех черт характера, умственных способностей и талантов, которые она накопила в предыдущих жизнях. В то же время душа должна бороться с влиянием сохранившихся негативных эмоций ненависти, страха, жестокости и алчности, которые задерживали её развитие. 

Итак, душа должна использовать повторные рождения, чтобы уравновесить позитивные и негативные «кармические узоры» через изживание эгоистических и развитие творческих импульсов. Отсюда следует один из самых парадоксальных выводов Кейси: необходимость кажущегося «бессмысленным» страдания….».

Действительно, каждый человек, идя по жизненному пути, неоднократно испытывает эти «бессмысленные» страдания, понять причину  возникновения которых человек в большинстве случаев бессилен. Причина этого кроется в том, что кармические истоки этих страданий от его разума  скрыты. Однако,  отдельные личности, обладающие развитой интуицией, могут осознать причину, которая вызвала у них эти страдания, анализируя свои внутренние позывы,  которые и ввергли их в пучину этих невзгод.

И только после очередной смерти  физического тела человека, тайное всех его прожитых   жизней, включая и его последнюю жизнь, вновь откроется   для его души,  благодаря  изменениям в его карме.

В интернете  также имеется  сайт  «Эдгар Кейси о реинкарнации». В предисловии к нему автор  говорит:

«…Я мог бы продолжать описывать другие «чтения жизни», которые давались самым разным людям в различные периоды их жизни. На примере огромного числа случаев можно было бы показать, как «чтения» побудили людей изменить свою жизненную позицию, профессию и ценностные ориентиры в направлении созидательной жизни. Несомненно то, что «чтения жизни» подразумевают существование души, жизнь после смерти и концепции реинкарнации и кармы. Однако я не пытаюсь «доказать» эти утверждения хотя бы по той резонной причине, что указана в «чтениях» для тех, кто требовал подтверждений реинкарнации:
...Как мы считаем, доказательство может быть полезно лишь для какой-то конкретной жизни. Прежде всего, каждый должен определить для себя, ЧТО является доказательством, а затем убедиться, что оно вовсе не является таковым для соседа. Ибо у всех нас различное сознание, и поэтому доказательство или знание (прошлой жизни. — Прим. пер.) — это индивидуальный жизненный опыт, который надо пережить. Что доказано одному — не подходит для другого» (5753-2).

Это «чтение» далее предупреждает, что неиспользованное знание есть грех:

«…Не приобретайте знание лишь для праздного любопытства. Помните историю с Адамом. Не приобретайте знания, которые вы не можете сделать конструктивными применительно к собственной жизни или жизни тех, с кем вы ежедневно общаетесь. Не пытайтесь свои знания навязать силой или поразить ими других; передавая их другим, знайте, с какой целью вы это делаете. Приобретение знаний для собственного удовлетворения достойно похвалы лишь в том случае, если эти знания не порождают в вас чувства превосходства над другими. Если вы не знаете, что делать с вашими знаниями, они становятся для вас камнем преткновения» (5753-2).

...Невозможно собрать доказательства, которые удовлетворили бы всех. И всё же в прошлом предпринимались такого рода попытки. Один энергичный исследователь собрал 124 случая реинкарнации,  относящихся к начальному периоду американской истории. В результате оказалось, что собранные свидетельства (почерпнутые из судебных и церковных записей, старых библиотечных книг и древних надгробий) коррелировали с информацией в «чтениях» для 56 (из 124) лиц. Соответствие материалов «чтений» с историческими фактами, конечно, можно объяснить реинкарнацией, однако, существуют и другие объяснения такой корреляции. Я не хочу сказать, что такие исследования бесполезны».

Далее автор приводит ряд примеров, подтверждающих истинность информации содержащейся во многих «чтениях».

«...Ещё один пример косвенного доказательства можно обнаружить в «чтении», данном в 1936 году. Цитата для ясности слегка перефразирована:

«…Эта душа состояла в общине ессеев, занимая должность, которая теперь именуется как сестра-настоятельница. Она оказывала помощь ученикам Иисуса и часто общалась с самим Учителем на путях между Вифанией, Галилеей и Иерусалимом. Ибо эта душа имела связь со школой (пророков), расположенной у дороги выше селения Эммаус, идущей от Иерусалима к Иерихону и северному побережью. Эта душа принимала много людей, искавших разъяснения учений, ибо она обучалась в школе пророков и в той жизни была пророчицей» (1391-1).

 В 1936 году эта ссылка на воплощение женщины в общине ессеев вблизи побережья Мёртвого моря, казалось, не имела особого значения. Но спустя одиннадцать лет были обнаружены рукописи Мёртвого моря.

В 1951 году были произведены раскопки руин, расположенных точно так, как это было описано в «чтениях» 1936 года. При этом были обнаружены остатки общины ессеев, называемой сейчас Кербет Кумран, где эти рукописи были написаны, а затем спрятаны в пещерах близлежащих холмов. В 1936 году никто не знал, что эти руины, где спустя пятнадцать лет будут вестись раскопки, принадлежали общине ессеев. Кроме того, в захоронениях вокруг Кумрана были обнаружены, помимо мужских, и женские скелеты, хотя в 1936 году в исторических ссылках на эти общины указывалось, что они состояли только из мужчин.

…Вот ещё один пример, взятый из «чтения жизни» от 6 мая 1939 года:

«…Ибо эта душа принадлежала к числу тех, кого называли ‘‘святыми женщинами’’; вначале эта душа была участником событий, связанных со смертью и воскрешением Лазаря, а позднее — других событий вместе с Марией, Елизаветой, Марией Магдалиной и Мартой; все они (события) были частью жизненного опыта души, когда её звали Саломией» (1874-1).

В одиннадцатой главе Евангелия от Иоанна, где описывается воскрешение Лазаря, не говорится, что при этом находилась женщина по имени Саломия. Однако в Библии упоминается, что при распятии Христа присутствовала женщина с именем Саломия (Мк 15:40—41).
Раскопки поселения общины ессеев.

И снова мы видим, что этот, незначительный на первый взгляд, факт из «чтений жизни» оставался без внимания двадцать один год. 30 декабря 1960 года в лонг-айлендской газете «News-day» описывалась находка доктора Мортона Смита, адъюнкт-профессора истории Колумбийского университета. Д-р Смит сообщал о своём открытии на собрании Общества библейской литературы и её толкования. Во время изучения древних рукописей в монастыре Мар  Саба   вблизи  Иерусалима  он  обнаружил   копию  древнего  письма,  приписываемого св. Марку, в котором повествуется о чуде, не упоминаемом в Евангелии от Марка. Д-р Смит представил доказательства того, что письмо написано Климентом Александрийским, чьё творчество приходится на период между 180 и 202 годами н.э. Письмо включает историю воскрешения Лазаря Иисусом и приписывает это сообщение св. Марку. Ранее история с Лазарем упоминалась только в одном из четырёх Евангелий — в Евангелии от Иоанна. В письме была названа неизвестная ранее свидетельница чуда — женщина с именем Саломия.

…Вышеприведённые примеры не являются неопровержимыми доказательствами реинкарнации, однако, они, несомненно, подкрепляют, хотя и косвенным образом, достоверность фактов из «чтений жизни».

…На тему реинкарнации, в широком смысле этого слова, существует огромное количество литературы.  Многие великие умы человечества — Платон, Плотин, Ориген, Спиноза, Шопенгауэр (упомянуты лишь некоторые), несомненно, разделяли идею реинкарнации — древнейшей и широко распространённой веры о душе».
4. О душе. Библиография.
1. «БИБЛИЯ, книги священного писания ветхого и нового, канонические. Российское Библейское общество». Москва, 1997г.
2. «Восстановите  Сад  ваших Душ».  Григорий (Александр Лебедев)  Епископ Шлиссельбургский. «Научно-просветительский журнал. Духовно - нравственное воспитание», №2, 2002г.
3.  «Об Атлантиде», Предисловие, Эдгар Кейси.  Интернет.
4.  «Эдгар Кейси о реинкарнации», Предисловие. Интернет.


Рецензии