Шепот волны. 48 Татьяна Дума

 48

 Швейцария встретила нас моросящим дождем, было тепло. Я часто здесь бывал и раньше. Да, мои подруги любили кататься на горных лыжах, чего я в себе никогда не замечал. Отец в детстве пытался меня научить. Это у него получилось, на лыжи я встал, но так и не полюбил их. Мне нравилась атмосфера на горнолыжных курортах, она меня расслабляла. Швейцария казалась мне царством, где время остановилось. Внешние различия были очевидны – мода стремительно меняла вкусы потребителей. Каждый сезон требовал нового образа.

 Особенно это волновало женщин, я никогда не относился к этому серьезно. Единственной вечной заботой для меня был галстук. Костюм при моей стандартной фигуре было легко подобрать. Галстук – визитная карточка мужчины, хотя стилисты на первое место чаще ставят часы, ремень и обувь. Леля привила мне уважительное отношение к галстуку, научила меня правильно выбирать его к конкретному случаю. Возможно, оттого, что его размеры не обременяли меня,  я не отказывал себе в удовольствии постоянно пополнять свою коллекцию.

 Яков предложил мне сразу заехать в свой офис и выполнить обязательную часть визита, решить вопросы наследства.
 Дед после трагической гибели сына и невестки очень изменился. Он ни с кем не делился тем, что переживал внутри. Усилила его состояние и не менее трагическая гибель жены Якова и двух его детей при крушении самолета. Это случилось через два года после гибели моих родителей. Дед замкнулся, потерял интерес к работе, переложив большую часть дел  на Якова. Он старался поддерживать жену, которая очень сдала после этих событий. Вскоре ее не стало.

 Яков переехал к отцу, он отказался от настоятельной просьбы матери повторно жениться по ее совету. Вдвоем с отцом им было более комфортно. Постепенно сложилась традиция проводить вечерние беседы. Дед стал открывать многое из того, что глубоко хранил в себе, никого в это не посвящая.
 Яков рассказал мне в Крыму не все. Оказалось, что после того, как он узнал о венчании Миши и Евгении и крещении меня, своего первого внука, он всерьез обратился к вопросу веры. В советское время он был, скорее, атеистом, так его воспитала мать.
 Жена следовала строго всему, что положено, так было заведено в ее семье. К этому был приучен и Яков, проводивший много времени в доме бабушки. Отец подчинялся укладу жены, а, скорее, не мешал ей. Дома он бывал не так часто, хотя многое его угнетало. В нем чувствовались гены его отца, он хотел свободы от традиций, которые были ему не близки.

 После смерти жены дед поставил Якова перед свершившимся фактом, он принял крещение и разделил имущество. Яков был назначен  управляющим той частью, которая предназначалась мне. До назначенного срока я не должен был знать о существовании наследства. В определенный срок, условия были обговорены, Яков должен был известить меня о его существовании. Для этого мы и прилетели с ним в Швейцарию.
Он познакомил меня с завещанием деда. Это было уже ожидаемым событием. Второе завещание меня удивило. Его написал сам Яков. Если он так и не женится и у него не появятся законные наследники, в чем он в силу возраста сильно сомневался, я становился и его наследником.
Мы быстро завершили формальности в полном соответствии с законами Швейцарии,  Яков повез меня к себе, в дом, который раньше принадлежал моему деду.
Все прошло настолько быстро и буднично, что времени на эмоции просто не было. Только оказавшись дома, Яков расслабился, почувствовав облегчение. Наказ отца он исполнил и был готов ответить на все мои вопросы. Он понял, что они у меня есть, но в офисе я не стал их задавать.

 Мы оба понимали, что очень скоро мы расстанемся, я должен возвращаться в Лондон, а мы  начали  привыкать к общению, это и радовало и огорчало.
Яков пригласил в кабинет отца. Он открыл бар и налил по рюмке виски. Мы сели на кожаный диван и Яков торжественно произнес:
- Думаю, старик остался доволен нами. Он верно предвидел события, удивительно. Помнишь, когда Ольга Александровна смогла быстро найти своего старого друга? Так это отец сделал. Я не понимаю, как он справился в том состоянии, хотя, возможно, необходимость поиска решения проблемы спасла его. Она сразу позвонила ему, как только тревожные предчувствия охватили ее после исчезновения Жени и Миши. Ты ей поверил, что она смогла найти помощь у своего бывшего ученика. На самом деле отец все организовал и оплатил. В то время, в девяностые, деньги решали все. Хотя я не знаю, когда они этого не делали, - он усмехнулся, сделав маленький глоток.
- Ты хочешь сказать – это все сделал дед?
- Да, Миша. И еще очень многое.
- Многое? Рассказывай.


Рецензии
Всё написанное в этой главе ещё больше убедило меня в том, насколько порядочным и любящим был дед Миши младшего. В этой связи у меня возник вопрос: этот роман является плодом Вашей, Татьяна, фантазии, или всё же в какой-то мере он опирается на реальные факты? Мне хотелось бы также выяснить, почему дед принял крещение? Ему не нравились еврейские традиции? Что дало ему крещение? Ведь он жил в Швейцарии, а не в России.

Алла Валько   10.06.2020 00:12     Заявить о нарушении
Аллочка, он принял Крещение прежде всего, я писала в романе об этом, из-за Миши и Жени. Он прочитал, что в посмертии человек оказывается в пространствах своего выбора. И он сделала свой выбор, т.к. винил и себя в страшной судьбе сына и невестки. Если бы все пошло иначе... Он считал, что хотя бы в посмертии он им сможет всегда помочь.
Кроме того, ему было тесно в еврейских традициях, угнетала направленность на личное и материальное благополучие. Традиции семьи жены были ему чужды. Его мать воспитала советским человеком, хотя и была еврейкой. И такие люди в СССР были. Я знала многие семьи. Как и с традиционным национальным укладом.
Я в детстве жила в дружном доме. Вот уж где все национальные традиции переплетались. Праздновали все и все вместе.

О конкретных судьбах людей я не пишу, это был бы рассказ или повесть. Мне пришлось узнать в силу работы, много жизненных историй. Они, как общий фон времени, влияют на то, о чем я пишу. Но конкретной семьи за моими героями не стоит.

Татьяна Дума   10.06.2020 21:01   Заявить о нарушении
Понятно. Я не уловила мысль, "что в посмертии человек оказывается в пространствах своего выбора". Правда, я полагаю, что всё дело в направленности личности человека, а не в избранной им религии. В рамках любой религии можно творить безбожные дела, находя им оправдание. Дед Миши был порядочным, нравственным человеком, поэтому его поступки не определялись его принадлежностью сначала к иудаизму, а потом к христианству. Любая религия ограничивает сознание. Человеку нужно иметь высокую духовность и определённые знания о тонких мирах.

Алла Валько   10.06.2020 23:02   Заявить о нарушении
Вы во многом правы, Алла. Но любой человек имеет право на свой выбор. Отец Миши-старшего принял такое решение. Это было взвешенное решение.
Религия и вера очень разные понятия. Неверующих людей нет. Одни верят в Бога, другие верят в то, что его нет.
Скоро финал, посмотрим, чем все закончится!

Татьяна Дума   10.06.2020 23:23   Заявить о нарушении
Посмотрим! Вы молодец, что смогли так интересно использовать свой накопленный жизненный опыт общения и наблюдений.

Алла Валько   10.06.2020 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.