Ракетный залп, или Исповедь лейтенанта - 6

Начало в "...Исповеди-1,-2,-3,-4,-5" – http://proza.ru/2020/05/20/2161
               
(не прикольный анекдот, а повесть с нешуточным эпилогом на «раз, два, три»)


                «– Папа, а почему ты не стал адмиралом?
                – Потому что у адмирала есть свой сын.»
                (флотский анекдот с бородой)


            6. Проклятый клювик


     Время летело также быстро, как неумолимо и стремительно приближалась цель к «Неукротимому». За 15 секунд до входа в зону поражения пусковые установки с ракетами «вынырнули» наверх и навелись в сторону воздушного противника. Допущенный на сигнальный мостик корабля восхищённый спецкор «Стража Балтики» на всякий случай заранее защёлкал своей фотокамерой. И тут случилось так, что алгоритм системы управления ЗРК* сработал с той самой точностью «пресловутых» швейцарские часов, то есть как надо! Вернее, как не надо было. Первая зенитная управляемая ракета (ЗУР) стартовала сразу, как только мишень оказалась в зоне поражения ЗРК Негорова, следом – через несколько секунд сошла вторая. Не успели все выдохнуть с облегчением, как пусковая установка (ПУ) автоматически снова «нырнула» в ракетный погреб на перезарядку и выскочила наверх с очередной парой ракет. Через мгновение – пуск третьей ЗУР, за ней четвёртой и Лёшкина ПУ снова ушла на заряжание... 

     Вторая батарея Аршева лишь наблюдала происходящее, страховать ЗРБ-1** не было никакой необходимости, ибо первая же ракета Негорова цель поразила. Вторая ЗУР окончательно её добила. Третья наводилась по уже  разваливающейся в воздухе мишени, а четвёртая стартовала в том же направлении, но вскоре из-за отсутствия цели самоликвидировалась… И всё это при выделенном и достаточном двух-ракетном «лимите» на стрельбу! Налицо, в миг очухавшегося москвича из УРАВа***, явный перерасход боезапаса. Самым смешным, если не сказать, грустным, но эффектным по громкости, была пальба артиллерией по мишени через пять секунд после схода с пусковой балки второй Лёшкиной зенитной ракеты. Ведь Коляшин и в страшном сне не мог предположить повторной стрельбы товарищем по оружию – ещё двух его автоматически стартовавших ракет…
 
     На ходовом посту и главном корабельном (ГКП) на какое-то мгновение все оцепенели… Наконец, по корабельной громкоговорящей трансляции раздался комбриговский рык:

     – Ё… вашу мать! Где флаг-РО?!! Мне кто-нибудь объяснит, что это сейчас было?!! Да выключите же вы немедленно все магнитофоны, к ё…ной матери!!!

     Магнитофоны отключили, стрельба закончена… С сигнального мостика на ходовой заявился счастливый и довольный фотокорреспондент.

     – Товарищ командир, разрешите и вас запечатлеть? Пожалуйста…

     – Командиру БЧ-2 прибыть на ходовой пост! – скомандовал «без лица на лице» командир корабля Тихомиров, а затем, обратился по общекорабельной линии связи напрямую в пост ЗРБ-1 к Алексею: – Негоров, вы сколько раз кнопку пуск нажимали?

     – Ни разу! Вообще кнопку «пуск» не трогал, товарищ капитан третьего ранга!

     В сознании корреспондента «Страж Балтики» молнией промелькнула буква «х» вместо «ж» в первом слове названия флотской газеты. А командир БЧ-2 вместе с флагманским ракетчиком уже хором докладывали на ходовом: «По всей вероятности переключатель режима пуска оказался в положении «Автомат». Сейчас разберёмся…».

     – Да кому теперь надо это ваше «разберёмся»?!! – метал «гром и молнии» командир бригады Корнейко, не обращая никакого внимания ни на московского представителя от УРАВ ВМФ, ни на старшего офицера отдела РАВ флота.

     – Валерий Анатольевич, произошло какое-то досадное недоразумение! – начал защищать Балтийский флот капитан второго ранга Рослицкий. – Я сам был в ракетном посту и видел собственными глазами, что все органы управления были в исходном! Переключатель «Режим пуска» находился в положении «Полуавтомат», с тем, чтобы комбат Негоров мог самостоятельно произвести первый пуск вручную в гарантированной зоне поражения!

     – Эх, Жора… Эх, Георгий Сергеевич, якорь тебе в ж…! – продолжал сокрушаться комбриг, не стесняясь в выражениях. – Что нам теперь про эту «тюремную зону» вспоминать?! Про эти ваши «половые органы»! Вы же всем своим отделом РАВ не можете теперь нам гарантировать приз Главкома с таким-то расходом ракет!

     Рослицкий покосился на проверяющего москвича, на вспотевшем лице которого читалось без перевода: «Какой вам теперь кубок, балтийцы? За коньяк спасибо, конечно, но из ума я пока не вышел: две израсходованных – нормально, а четыре – это явный перебор!»

     – И что там было дальше? – спросил по инерции, уже почти потерявший всякий интерес к произошедшему, расстроенный Корнейко.

     – Когда комбата так сказать «заклинило», оперативно вмешался опытный старшина команды – мичман Морозевич, который перевёл тумблер «Режим пуска» в положение «Разрыв ЦП», то есть отключил электрическую цепь пуска.

     – А комбат Негоров что же? Да впрочем, какая уже разница…

     Появившийся неожиданно на ходовом мостике вместе с замполитом Оганесяном ещё один капитан второго ранга – тот самый «засланец» из политотдела, явно не к месту и времени, с горящими глазами, как заведённый защебетал о шикарной стрельбе «Неукротимого»: грохота и огня над морем было предостаточно! На что красный от возбуждения Корнейко только рукой махнул от досады:

     – Твою дивизию!

     Флагманский ракетчик Лещенко в двух словах прояснил политработникам ситуацию:

     –  Перерасход ракет!

     –  Вы хоть в газете «оптимистичный некролог» теперь разместите об упущенном Дважды Краснознамённым Балтийским флотом призе ГК ВМФ. – продолжил с горечью командир бригады ракетных кораблей. – Только про сына Негорова плохо не пишите. А то, как бы чего…»

     «Неукротимый» возвращается в базу…

     Но, «как бы плохо не приходилось, никогда не отчаивайся, держись пока силы есть!» – так напутствовал русский полководец А. В. Суворов своих воинов. Силы у «неукротимовцев» безусловно были! Ведь случись подобная история с атакой настоящего воздушного противника – точно не поздоровилось бы врагу! Но результаты уже выполненного боевого упражнения сомнению не подлежали – окончательная оценка, несмотря на отличный огневой показатель, лишь «хорошо»! Передовица «Стража Балтики», конечно, оповестила своих читателей, что лейтенант Алексей Негоров «правильно оценил ситуацию по продолжающей полёт воздушной мишени в направлении корабля и произвел уничтожительный двух-ракетный повторный залп, чтобы противнику не повадно было»!

     В общем, приз Главнокомандующего ВМФ за огневую зенитную подготовку в тот год по праву завоевал Северный флот. И поделом балтийцам…

     Негоров-старший, конечно же узнал все подробности от своего сына, а когда прочитал газету, лишь улыбнулся: «Ну, что поделаешь! С кем не бывает…». Но это будет потом. Расстроенный вдрызг Алексей по возвращению «Неукротимого» к родному причалу, сразу запросит «добро» на сход у командира БЧ-2 и получит его – от греха подальше! Дежурным по кораблю тем вечером заступил лейтенант Коляшин, который на трапе пожелал товарищу удачи в будущем:

     – Всё пройдёт, Лёха, как поражение наших футболистов! Надо сделать выводы и поскорее забыть об этом матче! То есть о стрельбе… И тогда обязательно придёт победа! Первый комбат во всём должен быть первым!

     Так лейтенант Негоров получил своё первое боевое крещение и остался без запланированной ранее похвалы. «Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь!» – преодолей, а затем радуйся! Проклятый клювик – переключатель «Режим пуска» подвёл комбата, незаметный глазу люфт, как оказалось, на нём имелся. С виду показывал режим «Полуавтомат», а на самом деле в положении «Автомат» находился. Вот и сработало всё, как в автоматических «швейцарских часах»! Жаль, конечно, что всё так вышло…

     Кстати, после этого флагманский специалист Лещенко на всех ЗРК в бригаде кораблей в центральных постах ракетных комплексов распорядился повесить табличку – дополнительную «поправку на дурака», умеющего читать, с надписью: «Управляющий огнём! Перед выполнением стрельбы лично проверь исходное положение органов управления!»

     Смешной он… Ведь курсантов в училище с третьего «весёлого» курса этому уже учат – «по красным точкам»!

     А о той  «успешной-неуспешной» Лёшкиной стрельбе, когда он умудрился ни разу на кнопку «Пуск» не нажать, но исполнить два полновесных двух-ракетных залпа по цели, ещё не раз потом со смехом вспоминали друзья-комбаты Негоров и Коляшин.
 

*      ЗРК –  зенитный ракетный комплекс.
**    ЗРБ – зенитно-ракетная батарея, входит в состав БЧ-2 - ракетно-
        артиллерийской боевой части на военном корабле.
***  УРАВ – управление ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ.


                (Нешуточный эпилог по-военному «на раз, два, три» следует - http://proza.ru/2020/05/22/917)

                © Н. Кирюшов, 2020 г.


Рецензии
Николай!
Улыбаюсь! Даже поговорки используем одинаково. А как иначе?
А вот по поводу халатности Негорова, что не проверил как следует оборудование, органы управления,
(уж простите мой гражданский язык), крепко огорчена.
А если бы это случилось в настоящем, не учебном бою?

Вера Редькина   16.12.2023 15:43     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.