Богдановичи

Богдановичи


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Беларуская (літоўская) татарская шляхта

***

« : 01 Октябрь 2008, 17:04:51 »

Список фамилий татар Речи Посполитой
Сайт TATARZY POLSCY

BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Lada
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu ;uk
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Niezgoda
BOHDANOWICZ [BOGDANOWICZ] herbu Suchekomnaty
http://www.tatarzy.tkb.pl/
http://www.nobility.by/forum/index.php?topic=802.0




Князь Хомсен Богданович

***

Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т.31. Акты о литовских татарах.

Имена татар литовских

С.62 1590 татарин Менский Андрей
С.63 1590 татарин градский повету Менского князь Инсейтя Шохуонович
С. 64 1590 татарин градский князь Милкумна Алеевич, татарин князь Хомсен Богданович


Предисловие издателя:
Татары с конца 14 века постоянные жители Литвы «в виде резко очерченного этнографического островка»

http://history-fiction.ru/books/all/book_521_1/




Дворянскоге Депутатское собрание Виленской губернии.

***

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=0


Базаревские (татарский род),
Богдановичи (татарский род; 1),
Давидовичи (татарский род),
Заблоцкие (татарский род; 6),
Криницкие (татарский род),
Кричинские (татарский род),
Лебедзи (Лебедзь, Лебедзя)(татарский род),
Михаловские (татарский род; 1; 6),
Мурзы-Мурзичи (Мурза-М.)(татарский род),
Полторжицкие (татарский род),
Соболевские (татарский род; 1; 6*),
Сулькевичи (татарский род),
Тальковские (татарский род),
Хазбиевичи (татарский род),
Халецкие (татарский род),
Шагуневичи (татарский род),
Янушевские (татарский род; 1),

http://baza.vgdru.com/11/82054/?pg=all




Список фамилий татар Речи Посполитой

***

Сайт
 TATARZY POLSCY

Белицкие

Богдановичи
 ,
Богдашевские
,…

http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf





Список фамилий татар Речи Посполитой

***

… Бердыш, Бердябякович , Берендей , Билджукевич , Бицютков, Блоцкий, Бобикевич , Богатыревич, Богатырович , Богданович , Богдашевский, Богджевич , Богушевич, Богушевич, Богушевский, Бозумович , Болдышевич , Болобанов, Болсунович

https://vk.com/topic-163461381_37474926




«Перапiс войска Вялiкага княства Лiтоускага 1528 года. Метрыка Вялiкага княства Лiтоускага. Кн.523. Кн.Публiчных спрау 1»

***

под редакцией к.и.н А.И.Груша, к.и.н М.Ф.Спиридоров, М.А.Вайтович.
На белорусском языке.

Богдан, т. 116
Богдан, т. Клецкага пав. 213
Богдан, т. хар. Ахмет Влан Санчуковiча, яго цесць - Миско 119 адв.
Богдан, т. хар. кн. Банька Сенкавiча 123 адв.

Богданец, т. Алiшкава хар. 122
Богданович Адам, т. 116 адв.
Богданович Олий, т. 115 адв.
Богданович Хаско, т. Наугародскага пав. Вiленскага в-д. 123
Богданьцович Иляс, т. Алiшкава хар. 122


http://forum.secret-r.net/viewtopic.php?f=1&t=1361&p=88862




Список дворянских родов, внесённых в Родословную книгу Дворянского Депутатского собрания Виленской губернии.

***
…..
…..
Богдановичи (татарский род; 1)
…..
http://baza.vgdru.com/11/82054/





Татарское знамя Мурзи Богдановича

***

Missing in русский
Automatic translationContribute
Татарское знамя Мурзи Богдановича - татарское знамя королевской поездки с середины 17-го века [1] .

Капитаном знамени был Мурза Богданович [2] .

Солдаты татарского знамени Богдановича приняли участие в боевых действиях Хмельницкого восстания . Они были храбрыми во время битвы при Берестецке в июне 1651 года .

Знамя Мурзи Богдановича также упоминается в книге приключений Ежи Шумского «Мистер Самоходзик и Киндал Хасан-бежа» [3] .

Он заметил, что я смотрю на кубки и килимы, и улыбнулся: - Потому что, видите, я польский татарин. Наша семья обосновалась в Польше с Яна Казимежа, с 17-го века. И начало дало ему мурзу (что татарский означает принц) Хасан. Его также называют Хасан-бейм, поскольку уже в молодые годы в турецкой армии (мне стыдно это признавать) он отбывал этот почетный титул, который он получил. Я не знаю, почему он предложил свои услуги Польше и верно служил своей новой родине. Знаю только, что в 1651 году в победоносной битве под Брестецком против Богдана Хмельницкого за поляков он стоял под знаменем Мурзи Богдановича . И за свою храбрость деревня Растовице в Белостокской церкви получила старосты ...

Сноски
; В конце 1652 года в состав Королевской армии , обремененной войной, вошли 8 знамен татарского движения: Мустафа Судич, Адам Тарасевский, Халембек Муравски, Тимбай Улан, Мехмет Челеби, Мурза Богданович, Михал Быдловский и Миколай Поц.
; Мурза - татарский «принц» - титул, данный татарам, которые, например, продемонстрировали храбрость в турецкой армии.
; Культура - книги, искусство и театр в Онете , readernia.onet.pl [доступ 2017-11-22] ( Польский ) .

Библиография
Константин Гурский (историк) , история польской верховой езды , Краков, 1894.







Бохданович Зофья

***


Зофья Бохданович (Zofia Bohdanowicz) из соседней деревни Бохоники (Bohoniki), где находятся другие старейшие польские мечети, считает точно так же.
«Здесь жили несколько поколений моей семьи, я полька, но меня и моих детей отличает то, что у нас другая религия. Поэтому мы польские мусульмане. Если бы не было Ислама, не было бы и нас, — говорит она. ; Я полька, татарка и мусульманка. Для нас важны все три составляющих».

Новый путь польских татар
http://islam.com.ua/




Новый путь польских татар

***

Энергичная и улыбчивая Дженнета Богданович (D;enneta Bogdanowicz) жестом приглашает посетителей в небольшой ресторанчик в ее доме в Крушинянах (Kruszyniany) — деревне столь отдаленной, что кажется, будто она примостилась на краю света. Дженнета непрестанно хлопочет, ее видно и слышно везде. Она подходит к гостям за столиками, разговаривает с ними, широко улыбается. Не задумываясь, делится рецептами своих блюд, например, перекачевника (мясного пирога) и сыте (воды с медом и лимонным соком). Так же открыто она поведала историю своей семьи, которая переселилась сюда с территории нынешней Беларуси, отвечает на вопросы об их обычаях, традициях и религии, которые много раз находились на грани исчезновения.

Будучи специалистом в области туризма, Дженетта впервые приехала в Крушиняны, что в нескольких километрах от польско-белорусской границы, более 30 лет назад, когда проводила экскурсию по тихим деревенькам, хуторам, старым фермам и песчаным дорогам, которые неожиданно пробудили в ней неудержимый интерес к ее предкам. Крушиняны отличались от сотен таких же спокойных деревень в северо-восточной Польше только одним: изумрудной мечетью. Для всякого, кто не знаком с Крушинянами, эта мечеть — просто скромное культовое сооружение. Но для Дженнеты старейшая мечеть Польши стала маяком, который осветил ее полузабытое наследие.
Польские татары — мусульмане, усвоившие польские обычаи, и в Крушинянах, население которых не превышает 160 человек, они живут среди католиков и православных христиан. Татары — наследники монгольской империи, их родословные уходят корнями во времена Золотой Орды и хана Батыя.

Они пережили множество войн, а в минувшем столетии — гонения коммунистов на их религию, традиции и язык. Тем не менее, они боролись за сохранение своей исторической самобытности, свидетельством которой является пострадавшая от непогоды и не раз выкрашенная в разные оттенки зеленого деревянная мечеть XVIII века в центре Крушинян, единственная достопримечательность в деревне.
Во время своей первой поездки в деревню Дженнета также наткнулась на мизар (татарское кладбище), которое почти поглотил лес. Покрытые мхом надгробные камни были могилами ее предков, так поняла она.

«Это был момент озарения. Я вдруг почувствовала зов крови, земли», — вспоминает она. В первый раз «я подумала о себе как о татарке польского происхождения. Я должна была вернуться».

http://islam.com.ua/

***

Зофья Бохданович (Zofia Bohdanowicz) из соседней деревни Бохоники (Bohoniki), где находятся другие старейшие польские мечети, считает точно так же.
«Здесь жили несколько поколений моей семьи, я полька, но меня и моих детей отличает то, что у нас другая религия. Поэтому мы польские мусульмане. Если бы не было Ислама, не было бы и нас, — говорит она. ; Я полька, татарка и мусульманка. Для нас важны все три составляющих».

http://islam.com.ua/

***

Татарам удалось сохранить свои традиции и в Литве, и в Польше, где они продолжали учить своей религии и строить мечети. Как сказал представитель муфтията Польской Республики Муса Чахоровский (Musa Czachorowski), «мусульмане живут в Польше 600 лет, и польский закон никогда не требовал от нас действовать против правил Ислама».
Живя в немусульманской стране, польские татары, естественно, впитали в себя окружавшую их культуру и до некоторой степени ассимилировались. Например, польско-литовские татарки никогда не покрывают голову или лицо.
«Хотя в мечети я сижу среди женщин, дома у нас равноправие», ; говорит Дженнета Богданович.
Влияние заметно и в архитектуре. Деревянные мечети в Крушинянах и соседних Бохониках внешне почти не отличаются от католических и православных храмов — разница только в полумесяце вместо креста.

http://islam.com.ua/





Итешевичи

***

…Сын Дженибека Богдан, видимо, стал предком Богдановичей герба Незгода с изм. Ахметь и Богдан известны по люстрации Кердея, как Итешевичи и в конце XVв. владельцы частей Красного Села, называемых Мицелевщизна и Станкелевщизна, видимо, приобретенных ими у Халешевичей.

С. Дзядулевич предполагает, что их потомки могли сменить фамилию на Красносельский

https://deskgram.net/p/1832701260122347470_3134560184





Килдяровичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

В XIV-XVвв. земли вдоль Ваки были отданы татарам, принятым на службу Витовтом, великим князем Литовским. Среди этих поселенцев были ялоирские князья Килдяровичи.

С. Дзядулевич пишет, что они имели общее происхождение с родом Богданович герба Лада.

Их родоначальник Курч, отец Килдяра, маршалка ялоирского сцяга.

Сыновья Килдяра:

Богдан, родоначальник Богдановичей и Абрагим, упоминаемый в Литовской метрике в 1524г., отец Богдана, приписанного в земской описи 1528г. к ялоирской хоругви.

Сыном Богдана был Захариаш, в 1559г. владелец участка в Ваке,
внуком - Абрагим, участник Ливонской войны, упоминаемый в описи войска литовского в 1567г.

Дзядулевич пишет, что он возможно погиб на войне, поскольку с того времени, прерываются все сведения о Килдяровичах.

https://deskgram.net/p/1829720736454020086_3134560184





ПОЛЬСКИЕ ТАТАРЫ-ЛИПКИ СТАНОВЯТСЯ ОБЪЕКТОМ АНТИМУСУЛЬМАНСКИЙ НАСТРОЕНИЙ

***

Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией

Польские татары никогда не чувствовали себя в опасности, но в последние месяцы испытывают серьезное влияние исламофобии.

Мусульманка Дженнета Богданович живет в маленькой деревне Крушиняны в нескольких милях от границы с Беларусью. В день парижских терактов в ноябре татарское население деревни как раз справляло открытие первого исламского культурного центра диаспоры. Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией. На электронную почту татарской активистки посыпались письма с угрозами, под публикациями об исламском центре на новостных сайтах появились оскорбительные и угрожающие комментарии.

; Польша для поляков, ; с такими словами стали обращаться к польским татарам.

За период после падения коммунистического режима в Польшу прибыло более 30 тыс. мусульман, но теперь их осталось только 3000, сообщает Ансар со ссылкой на New York Times.

; Положение татарской общины в Польше дошло до края. Многое изменилось, ; прокомментировал муфтий Польши и татарин-липка Томаз Мискевич.

Как отмечает New York Times, татар Польши эта ситуация ставит в неопределенную позицию на фоне того, как новое националистическое правительство страны сопротивляется переселению беженцев из Европейского Союза и разгораются антиисламские настроения правых христиан.

Тем не менее, хоть татары-липки в Польше становятся объектом антимусульманских настроений, они сами в значительной степени поддерживают жесткую позицию правительства в отношении мигрантов ; главным образом мусульманских, наплыв которых отмечается в Европе. Татары опасаются, что дальнейший приток мусульманских мигрантов может поставить под угрозу их монополию в Исламе в Польше, которая формировалась в течение шести столетий, а с ней также их идентичность и традиции.

; Существует огромная группа мусульман, которые не являются татарами, ; сказал Джемиль Гембицкий, сторож мечети в Крушиняны. ; Мы хотим придерживаться наших собственных традиций, и боимся, что большая группа мусульман из других мест может заставить нас потерять их.

После того, как просоветский режим в Польше рухнул, многие из татарских семей послали своих детей за границу для изучения Ислама в Париже, Сараево, Медине. Идея заключалась в том, чтобы эти люди вернулись в Польшу и помогли восстановить исламские институты страны на польских условиях. Богатые мусульманские страны вливают ресурсы в возрождение Ислама в Восточной Европе, но в Польше татары в основном воздерживались от этого и предпочли управлять этим процессом сами.

Татары-липки возродили культурные и религиозные праздники и возобновили преподавание родного и арабского языка. Две оставшихся мечети в Польше, которая пережила Вторую мировую войну и коммунистические годы, были отремонтированы, открылись новые. В этом году в селе Соколка планируется построить Исламский образовательный центр, в 2017 году еще один в Белостоке.

Справка:

Татары-липки (польско-литовские татары, белорусские татары, липки) — самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Численность — свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии — 7,3 тыс., в Литве — около 3,2 тыс., в Польше — около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдавии, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Липки являются потомками тюркских народов из Средней Азии, которые мигрировали в Балтийский регион в XIV веке.






Богдановичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

На фото - Богданович Алим (двоюродный брат моей мамы) и Якубовские Зоя, Амилия и Якуб (мои двоюродные сестры и брат).

Существует несколько ветвей Богдановичей-татар:
гербов Lada,
Serce,
Suchekomnaty,
Niezgoda.

Богдановичи герба Lada, княжата, przydomku Murza Wojna.

Из Заволжья, ветвь ялоиров-альчинов, имеют общее происхождение с Килдияровичами.

Их предком был заволжанский Ялоир из рода Альчинов.

Прибыл в Литву в 1-й половине XV в. во главе отряда татар, названного позже ялоирским.

Его сыном был Kurcz, отец Килдияра, бывшего в 1495 г. маршалком ялоирской хоругви, владельцем части Прудзян.

Сыном Кильдияра был Богдан, в 1516 г. dworzanin krolewski и маршалок ялоирской сцяга. Его потомки стали называться Богдановичами.

Богдановичи герба Serce - заволжанский род, родственный Богдановичам герба Lada.

Их предок Czalik (Talko) сын Ялоира, известный в 1470 г., сынами которого были Obrezak и Богдан.

Богдановичи герба Suchekomnaty, заволжанцы, приписанные к кондрацкой хоругви. Их предок Kadysz известен около 1500 г.

Его сыном был Waska, внуком - Богдан, имевший трёх сыновей: Кульзимана (предок Puciewskich), Iwaszka (предок Красносельских) и Wojny, потомки которого Abrahim, Szahun и Saban в 1631 г. стали называться Богдановичами.

Они были владельцами части Красного села в минском павете.

В 1853 г. их потомок Али Богданович - помощник муллы в Новогрудке, Самуэль Богданович в 1900 г. urzednik (по-видимому, служащий) российский на Волыни.

Богдановичи герба Niezgoda возможно относились к юшинской харугви.

Их предком мог быть владелец части в Poporciach Богдан, сын которого Милкуман, известен в 1567 г. как приписанный к юшинской харугви.
Мой родственник родом из Новогрудка, соответственно его предки, по-видимому, имели герб Suchekomnaty.

https://deskgram.net/p/1566617646208119289_3134560184
https://vk.com/photo12523752_456239201




Богдановичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Богданович Сулейман Яковлевич (1847-?) - полковник РИА.
Мусульманин.
Из дворян Минской губернии.
Окончил Виленское пехотное юнкерское училище.
Военную службу начал унтер-офицером 103 пехотного Петрозаводского полка. Откомандирован в Виленское пехотное юнкерское училище.
По окончании училища прошел путь от портупей-юнкера до полковника (26.91.1905). Уволен со службы в 1905.
Сыновья: Якуб (1883г.р.), Степан (1888-1914) - поручик 170 пехотного Молодечненского полка; ранен 29.19.1914 и, по-видимому, умер); Александр (Али) (1890г.р ); Лев (1900г.р.).

По С. Дзядулевичу существует несколько родов Богдановичей татарского происхождения: - князья, герба Лада, с родовым прозвищем Murza Wojna.

Из Ялоиров-Алчинов, подтвердили дворянство в 1819 в Виленском дворянском депутатском собрании; - герба Serce. Род угас.

Из Ялоиров-Алчинов; - герба Suche Komnaty.
Были приписаны к кондрацкой хоругви.
В 1860 подтвердили дворянство в Минском дворянском депутатском собрании; - герба Niezgoda.
Скорее всего были приписаны к юшинской харугви. Подтвердили дворянство в 1859 в герольдии Королевства Польского;
- Niezgoda с изм. Подтвердили дворянство в 1819 в Виленском дворянском депутатском собрании;
- без герба.
Христиане.
Подтвердили дворянство в 1802 в Подольском дворянском депутатском собрании.
Вышеназванные Богдановичи, скорее всего, использовали герб Suche Komnaty.

В этом случае их предок Кадыш, известный по описи 1528г.

Его сыновья Васка и Богдан, отец 3 сыновей: Кульзимана (предок Пуцевских), Ивашка (предок Красносельских) и Война, потомки которого Абрагим, Шахун и Сабан, стали писаться Богдановичами.

Они владели частью Красного села в Минском павете.

Потом видимо род обеднел, по в XIXв. поправил свое материальное положение и приобрел маентак Новый Двор. Александр, сын Амурата и Стефан, сын Якуба, подтвердили дворянство в 1860 в Минском дворянском депутатском собрании.

https://vk.com/photo12523752_456239468




Богдановичи

***

Статья Рахмет Baitasau-

Богданович Николай Юлианович (1887-1937) - ротмистр РИА , участник Белого движения.

Родился в г.Каменец-Подольский.

Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1904) вице-унтер-офицером, Елисаветградское кавалерийское юнкерское училище (по другим данным: Михайловское артиллерийское училище (1905)).

Служил в 34-м драгунском Стародубовском полку.
С 1910г. в Отдельном корпусе жандармов.
Воевал в составе белых войск Восточного фронта.
Взят в плен .
Состоял на особом учёте на Украине с 1920г.

Заключённый Медвежегорского отделения ББК, счетовод .
10.09.1937г. арестован.
Расстрелян 29.09.1937г.

С.Дзядулевич сообщает об роде Николая Юлиановича.

Их родоначальник Богдан Булат, сын Михала Тупалы, предка Тупальских.

Этот Богдан в 1595г. получил от короля Сигизмунда III привилей на имение Тупалы в Новогрудском повете, доставшееся ему от отца.

Один его сын Александр Булат Мурза стал писаться Тупальский,
а второй, Абрагам, дал начало роду Богдановичей.

Абрагим перебрался на Волынь, где он упоминается в одном из документов в 1647г. Здесь он или его сын, крестился и его потомки подтвердили дворянство без герба в 1802г. в Подольском дворянском депутатском собрании, выводя свой род от вышеназванного Богдана Михайловича.

https://deskgram.net/p/1799339001073839163_3134560184
https://vk.com/photo12523752_456239661


Рецензии