День рождения Тихоокеанского флота

Три года в своей не такой уж короткой жизни я отдал службе на Краснознаменном Тихоокеанском флоте. Именно на Краснознаменном, он тогда гордо носил  это название. 21 мая – очередной день рождения этого флота, и для меня, как и для многих моих сослуживцев, это праздник.

До распада Советского Союза развитию Тихоокеанского флота придавался особый приоритет. Это оперативно-стратегическое объединение советского ВМФ выполняло ряд особо важных задач, которые и были причиной соответствующего отношения к нему. Атомные стратегические подводные лодки Тихоокеанского флота находились на боевом патрулировании в Тихом и Индийском океанах, и были готовы в любой момент нанести ракетно-ядерный удар по территории противника. Надводные корабли и многоцелевые подлодки отслеживали перемещение корабельных групп и субмарин вероятного противника, а специально созданная 8-я оперативная эскадра осуществляла патрулирование в Индийском океане и Персидском заливе. К сожалению, после распада СССР Тихоокеанский флот, как и другие составляющие обороны страны, потерял необходимую поддержку на государственном уровне. В результате за считанные годы его потенциал значительно снизился и даже через два десятка лет после начала катастрофических изменений Тихоокеанский флот далек от своих прежних возможностей.

Флот любой страны – весьма дорогостоящая игрушка,  предназначенная в первую очередь для обороны своей страны от нападения со стороны морских границ.  За сто с лишним лет существования ТОФ корабли его воевали лишь с нашим восточным соседом, с Японией. И в войну 1904-1905 годов, и в 1945 году.  Не могу сказать, что это наши стратегические противники, но учитывать их в раскладе сил на Тихом океане требуется.

Думаю, будет интереснее говорить о ТОФе, попутно обращая внимания на дела флотские у соседей. Оставим за бортом обзора 6 флот США, базирующийся в Японии, и ВМС Китайской народной республики. Возьмём в качестве параллельного образчика для нашего ТОФ ВМС сил самообороны Японии.

Поехали. Основу надводных сил Тихоокеанского флота составляют корабли, несущие современное ракетное оружие. Это силы 36 дивизии надводных кораблей. Основу ударных кораблей ТОФ сегодня составляют: ракетный крейсер «Варяг» - мощное оружие, несущее шестнадцать противокорабельных ракет «Вулкан», аналог сухопутного ЗРК С-300 «Форт» и другое оружие; эсминец проекта 956 «Быстрый» с восьмью противокорабельными ракетами «Москит», другим вооружением. Все. Это все ракетные корабли океанской и дальней морской зоны, что может выставить российский ТОФ в море. Корабли эти весьма и весьма внушительного возраста – советской постройки.

Россия в последние несколько лет построила два корвета 2 ранга (ближней морской зоны) «Совершенный» и «Громкий», которые несут дозвуковые противокорабельные ракеты «Уран». Также, в этом году ожидается поступление на ТОФ модернизированного в ударный корабль БПК «Маршал Шапошников», с пусковыми установками под «Калибр» и «Оникс». На Балтике проходит испытание корвет «Гремящий», который в отличие от предшественников, вооружен не ПКР «Уран», а знаменитыми  «Калибрами», в этом году ожидаются его прибытие на Тихий Океан северным морским путем. Это те корабли, что усилят надводные ракетные силы ТОФ в ближайшее время.

А что там у самураев? Ударную ракетную основу ВМС Японии, составляют восемь эсминцев УРО трех разных типов. Наиболее современные из них (тип «Атаго») имеют водоизмещение почти 8 тыс. тонн, 8 ПКР «тип 90», ячейки для ЗУР, другое вооружение. Два эсминца этого типа построены в 2007-08 гг. Наиболее многочисленные эсминцы УРО типа «Конго», построены в 90-е гг. прошлого века. Имеют на вооружение ПКР Гарпун и иное вооружение.

Кроме этих восьми кораблей, у Японии внушительный противолодочный флот. Противолодочные эсминцы Сил самообороны вооружены так же ударным ракетным оружием. Например, новейшие противолодочные эсминцы типа «Асахи» (поступившие на флот в текущем и прошлом году), а также эсминцы типа «Акидзуки» (построены с 2010 по 2014 гг.) несут ударные ракеты «тип 90» и «Гарпун». Количество только эсминцев этих двух типов – шесть штук.

Кроме того, если мы говорили о российских кораблях второго ранга – корветах проектов 20380 и 20385, тогда надо сказать и о японских фрегатах, несущих управляемое ракетное оружие (ПКР «Гарпун»). Тип «Абукума». Водоизмещение около 2 тыс. тонн, что сравнимо с российскими корветами, годы постройки начало 90-х. Шесть фрегатов этого типа до сих пор в строю. Не в теме о поступлении новой техники во флот японцев, но, несомненно, она строится. Такого плана нет у нас в России, разве что фрегаты типа «горшков», которых впрочем, пока в строю всего один и на подходе еще один. И эти корабли служат на Северном флоте.

Таким образом, невооруженным взглядом видно, что по надводным ракетным кораблям, наш Тихоокеанский флот уступает ВМС страны восходящего солнца во много раз. Конечно, не дай Господи, в случае военного конфликта, будет играть роль также авиация, подводный флот, десантные силы и пр. Тут долго говорить можно, как и о ТТХ военной техники сравнимых сил, тактике, стратегии и пр. Но статья имеет не сколько сравнительный, сколько обзорный характер.

Теперь поговорим о десантных кораблях. 100 бригада надводных кораблей, базирующаяся в Тихасе на Новом Пирсе, включает в свой состав один БДК проекта 1171 и три построенных в Польше БДК проекта 775. Все эти корабли очень и очень солидного возраста. Каждый из этих кораблей может перевозить роту танков и пехоты. Наши десантные корабли могут высаживать десант на необорудованном берегу, открывается аппарель и из недр БДК, «ура-в-атаку» - техника и морские пехотинцы, начинают выполнять задачи на побережье.

Иной подход у самураев. Десантные эсминцы - вертолётоносцы двух проектов не могут высаживать десант на необорудованный берег. Однако, каждый из этих кораблей может нести от десятка до двух боевых или противолодочных вертолётов. Кроме этого, каждый из этих кораблей можете перевозить технику и пехоту, и имеет зенитно-ракетное и противолодочное вооружение. Корабли эти весьма внушительные, несколько десятков тысяч тонн водоизмещением. В нашем флоте, с ними могут сравниться разве что ТАРКР «Петр Великий» и авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Таких вертолётоносцев у Японии в настоящее время четыре.

Противолодочные надводные корабли ТОФ представлены БПК проекта 1155. В настоящее время они входят в состав 44 бригады противолодочных кораблей, в количестве трех. Это БПК «Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов». Это весьма удачные корабли для своего времени, которые и по сей день выполняют не только боевые задачи, но и несут представительские функции. Эти корабли выполняют визиты в иностранные порты, не только конечно они, но очень часто, именно БПК этого проекта.

Япония имеет в своем составе почти три десятка разного рода противолодочных эсминцев, весьма разных по ТТХ, годам строительства и задачам. Насколько можно судить, противолодочные эсминцы Японии имеют универсальный характер, это многоцелевые корабли. Они несут и противолодочное и зенитно-ракетное и ударное ракетное вооружение. Всего понемногу.
Удручающе выглядит ситуация с ракетными крейсерами. Самый крупный корабль этого класса, «Адмирал Лазарев» проекта 1144 «Орлан», с конца девяностых годов находится в отстое. Время от времени появляются сообщения о возможном ремонте и модернизации корабля, но пока они остаются лишь словами. Второй ракетный крейсер Тихоокеанского флота в строю и является его флагманом. Это «Варяг» проекта 1164 «Атлант». Этот крейсер активно участвует в различных учениях и походах. По различным оценкам, «Варяг» сможет прослужить еще 15-20 лет. При своевременной модернизации этот срок может быть значительно увеличен.

С эсминцами проекта 956 ситуация гораздо хуже. Из четырех таких кораблей в строю сейчас лишь один «Быстрый». «Боевой», «Бурный» и «Безбоязненный» находятся на ремонте или на консервации. В дальнейшем планируется модернизировать и вернуть в боевой состав ТОФ все эти корабли.


Корабли и катера прочих классов полностью в строю, а не в отстое или на ремонте. Таким образом, Тихоокеанский флот располагает четырьмя малыми ракетными кораблями проекта 12341, восемью малыми противолодочными кораблями проекта 1124М и одиннадцатью ракетными катерами проекта 12411. Для обеспечения высадки морской пехоты в базах Тихоокеанского флота есть четыре больших десантных корабля проектов 1171 и 775, а также столько же десантных катеров проектов 1176 и 11770. Наконец, в составе Тихоокеанского флота находятся девять тральщиков проектов 1265 и 266М.


Нетрудно заметить, что по количественному и качественному составу Тихоокеанский флот значительно отстает от Северного. Кроме того, в различных источниках утверждается, что не менее половины кораблей и катеров флота находятся в эксплуатации с превышением рекомендованных межремонтных сроков. Также некоторое количество кораблей превысило расчетный срок службы или приближается к нему. В последние годы начато строительство нескольких кораблей, которые в будущем будут служить на Тихоокеанском флоте. В течение нескольких следующих лет планируется серьезно обновить материальную часть этого оперативно-стратегического объединения.

Но не только надводными кораблями характеризуется сила любого флота.  Уже с конца Второй мировой войны ясно, что надводные корабли в будущей войне будут играть второстепенную роль. Даже авианосцы, которые до недавнего времени олицетворяли мощь флота США на Тихом и Атлантическом театре военных действий.  Не зря недавно раздались голоса, что два из имеющихся 11 авианосцев надо списать,  в военном бюджете США на них не хватает денег. 

Основу сил любого флота определяют стратегические подводные лодки, несущие баллистические ракеты межконтинентальной дальности.  Сразу скажу, что в японском флоте таких субмарин нет. 

В настоящее время в составе ТОФ есть только три подлодки, способные нести стратегические ракеты. Это корабли проекта 667БДР «Кальмар»: К-223 «Подольск», К-433 «Святой Георгий Победоносец» и К-44 «Рязань». Самый новый из них – «Рязань» – начал службу еще в 1982 году и сейчас находится в ремонте. Три «Кальмара» тихоокеанского флота – последние представители этого проекта в ВМФ России. Десять других подлодок списаны и утилизированы либо проходят утилизацию, а еще одна (К-129 «Оренбург») переоборудована в носитель сверхмалых субмарин. Таким образом, в течение нескольких следующих лет все оставшиеся лодки проекта 667БДР будут выведены из состава флота ввиду морального и материального устаревания. Но со строительством в Северодвинске  стратегических ПЛА проекта 955 «Борей» вторая подлодка этого проекта,  «Александр Невский», , вошла в  состав Тихоокеанского флота.


Состояние многоцелевых атомных подлодок Тихоокеанского флота выглядит не так плохо. В боевом составе флота числится по пять лодок проектов 949А «Антей» и 971 «Щука-Б». Шесть многоцелевых субмарин обоих типов в настоящее время находятся на ремонте. Стоит отметить, что ход ремонта одной из подлодок (К-391 «Братск» проекта 971) недавно был жестко раскритикован министром обороны С. Шойгу. Дело в том, что эта субмарина уже шесть лет стоит в доке и единственный заметный результат такого ремонта – колоссальные затраты министерства обороны.  После критики министра «Братск» и друга лодка этого проекта «Самара» были с Тихого океана в специальном доке транспортированы в Северодвинск, на завод «Звездочка».  Ремонт планируют начать в 2020 году и завершить в 2025 году.

Самая лучшая ситуация наблюдается с дизель-электрическими подлодками. Из восьми субмарин проекта 877 «Палтус», в настоящее время не боеготовы лишь две – Б-187 и Б-394. Все остальные в строю и готовы к несению боевой службы. При этом лодки проекта 877 не являются самыми "молодыми" в составе Тихоокеанского флота. Они начинали свою службу с 1988 по 1994 год. Для сравнения, последний «Антей» (К-150 «Томск») вошел в состав флота немного позже, в 1996-м.

В будущем планируется обновить большое количество надводных кораблей и подводных лодок различных типов. Специально для выполнения подобных работ некоторое время назад в составе Объединенной судостроительной корпорации появилась новая организация: Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. В обязанности этой организации входит координация действий различных предприятий и обеспечение полноценного обслуживания кораблей и вспомогательных судов Тихоокеанского флота. При этом нельзя не отметить, что создание Центра – лишь первый шаг. Судя по ситуации с подлодкой «Братск», потребуется немало проверок и структурных изменений, прежде чем дальневосточные судостроительные и судоремонтные предприятия смогут полноценно выполнять возложенные на них задачи.


Также необходимо затронуть тему инфраструктуры. Корабли не могут служить без соответствующим образом оборудованных причалов и т.п. С большим отставанием от графика велась подготовки пирса для нового ракетоносца «Александр Невский» в Вилючинске на Камчатке.  И лишь после вмешательства министра обороны Шойгу активизировались работы в базе. Кроме того, требуется построить инфраструктуру для подводников: дома, школы, больницы и т.п.


Все необходимые работы и меры связаны с большими затратами финансов, сил и времени. Тем не менее, выбора нет. За время, прошедшее с распада Советского Союза, численность кораблей Тихоокеанского флота сократилась примерно в два раза. Это соответствующим образом ударило как по перспективам самого флота, так и по обороноспособности всей страны. Сейчас появилась возможность заняться обновлением и улучшением флота и ей необходимо воспользоваться. Несмотря на все финансовые, политические, социальные и т.п. проблемы, которые преследовали нашу страну в прошлые годы, важность Тихого океана для Военно-Морского Флота России осталась прежней. На нем по-прежнему должен быть мощный и боеготовый флот.

В 2014 году на Камчатской авиабазе в Елизово закончилось формирование отряда беспилотных летательных аппаратов, куда вошли 6 БПЛА отечественного производства «Форпост» и наземная станция управления. МПК-17 «Усть-Илимск» вместо СУО «Барс» получил СУО МР-123-02/03 «Багира. Всего до 2024 года запланировано ввести в строй 3 фрегата, 6 корветов, 7 тральщиков, 1 РПКСН, 6 ДЭПЛ, ряд вспомогательных и судов обеспечения.

За 2015 год состав флота пополнился десантным катером на воздушной каверне проекта 21820 «Иван Карцов», спасательным судном океанского класса «Игорь Белоусов» с глубоководным аппаратом «Бестер-1», спасательным морским буксирным судном проекта 22030 «Охотск» МБ-11 «Александр Пискунов» и двумя гидрографическими катерами проекта 19920Б БГК-2152 и БГК-2153. Также были получены восемь новых многофункциональных буксиров для вспомогательного флота.

Вернулись в строй после ремонта ПЛАРК К-150 «Томск» и МПЛАТРК К-419 «Кузбасс». Береговые части получили ракетный комплекс «Бал» и ракетные системы С-400 «Триумф». Кроме того, морская авиация пополнилась двумя модернизированными самолетами Ил-38Н. Заложены: корвет проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», РПКСН 4-го поколения «Император Александр III», транспорт вооружений проекта 20183ТВ «Академик Макеев».

С сентября 2015 года корабли Тихоокеанского флота принимают участие в Военной операции России в Сирии, обеспечивая прикрытие Авиационной группы ВКС России в составе оперативного соединения ВМФ России на Средиземном море.


В 2016 году подразделение беспилотных летательных аппаратов на Камчатке пополнилось партией новых БПЛА «Орлан-10». В береговые части продолжили поступать комплексы С-400 «Триумф» и «Бал». На флот поступила вторая стратегическая атомная подводная лодка проекта 955 «Борей» К-551 «Владимир Мономах» и два противодиверсионных катера проекта 21980 П-420 и П-417. Передача в состав Тихоокеанского флота ракетного крейсера «Маршал Устинов» после модернизации была отменена, крейсер вернулся в состав Северного флота.


В 2017 году в состав Тихоокеанского флота вошёл корвет проекта 20380 «Совершенный», в 2018 году — корвет «Громкий»; готовится к вступлению в строй корвет проекта 20385 «Гремящий». Принято флотом в июне 2019 года малое гидрографическое судно проекта 19910 «Александр Рогоцкий». Вернулся в строй после модернизации средний разведывательный корабль ССВ-535 «Карелия».


В постройке находятся фрегаты проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков»; корветы проектов 20380 и 20385 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов», «Резкий» и «Проворный»; ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 955A «Генералиссимус Суворов» и «Император Александр III»; судно тылового обеспечения проекта 23120 «Капитан Шевченко»; средний морской танкер проекта 23131 «Академик Пашин»; малый морской танкер проекта 03182 «Михаил Барсков»; морской буксир проекта 23470 «Андрей Степанов».

Продолжается модернизация: тяжёлого атомного ракетного крейсера проекта 11442 «Адмирал Нахимов» и большого противолодочного корабля проекта 1155 «Маршал Шапошников»; подводных лодок проекта 949А К-132 «Иркутск», К-442 «Челябинск» и К-186 «Омск»; подводных лодок проекта 971 К-391 «Братск», К-331 «Магадан» и К-295 «Самара»; корабля измерительного комплекса проекта 1914.1 «Маршал Крылов».
По итогам 2017 года, Тихоокеанский флот признан лучшим в ВМФ России по боевой подготовке.

В апреле 2019 года заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Игорь Мухаметшин сообщил, что до 2025 Тихоокеанский флот России получит ещё шесть дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка». По информации Минобороны РФ, серия из шести новых подлодок «Варшавянка» для Тихоокеанского флота будет оснащена новыми гидроакустическими пластинами, которые позволяют приблизить шумность лодки к фоновым значениям шума моря на различных частотах и глубинах. По словам военных экспертов, новые тихоокеанские подлодки будут выполнять задачи по охране Курильских проливов и защите военно-морских баз.

25 ноября 2019 года головная ДЭПЛ проекта «Петропавловск-Камчатский» вступила в строй, и в январе 2020 года, совершив межфлотский переход, вошла в состав 19-й бригады подводных лодок Приморской флотилии разнородных сил КТОФ. 26 декабря 2019 года спущена на воду вторая в серии подлодка Б-603 «Волхов».
По итогам 2019 года, Тихоокеанский флот признан лучшим.

Так что свой очередной день рождения Тихоокеанский флот встречает с перспективой усиления своего боевого потенциала, который крайне нужен для защиты наших восточных рубежей.


Рецензии
В статье к Дню Тихоокеанского Флота много грустного, но последняя часть дает надежду на улучшение дел,что возродится славная,боевая мощь родного Тихоокеанского Флота. Поздравляю с праздником. С пожеланиями здоровья и дальнейших творческих успехов, Галина.

Галина Еньшина 2   21.05.2020 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо за поздравление, Галина. Тихоокеанский флот важная составная часть обороны России.

Александр Щербаков 5   21.05.2020 13:36   Заявить о нарушении