Дневник 210520 милые кости и красота

                ***

Вчера наконец-то посмотрел фильм «Милые кости». До этого я видел только фрагменты, а тут посмотрел целиком.. ..Девочку убивает маньяк, и она с того света пытается пережить свою смерть, скорбь близких, понять, что же произошло - при этом тот свет тоже как бы показан, и очень любопытно. Жестокостей в общем нет - сцена убийства не показана. Разумеется, фильмы про жизнь после смерти и попыткой связаться с земным миром - были и будут. Но тут особая чувствительность, почти сюррреалистическая эстетика (когда показано бытие после смерти), и какие-то очень пронзительные и щемящие душу нотки, из-за чего фильм про убийство девочки маньяком окрашивается даже в какие-то светлые элегические тона. Подчеркивается, что душа подростка (ей 14) находится как бы между землей и небом, т.е.  еще не совсем в раю, из-за чего я увидел в сети какой-то клип из кадров фильма, где по-португальски было написано, что девочка попадает в чистилище.. Однако чистилище – место мучений, не говоря уже о том, что остальным христианам, кроме католиков, этот догмат неизвестен. Православные бы сказали, что после смерти происходят мытарства, испытания души. В каком-то смысле в фильме – да, испытания души (хотя речь не идет о воплощении православной догматики, конечно). Показан не столько рай, в котором пребывает душа убиенного ребенка (и души других девочек – жертв того же маньяка), сколько невинные девичьи грезы о прекрасном мире, где красивые образы сменяются один за другим, и все полно блаженства, если бы.. Если бы не убийство и страдания близких.. И девочка пытается помочь им: в фильме нет молитв, но по сути все ее поведение – это как молитва.. В фильме присутствуют картины, где как бы рушится связь между тем миром, который был дорог ей при жизни, и тем, куда она попала после смерти.. Яркие краски, которых не было на земле, но вот с дерева улетают листья, - не осыпаются, а именно улетают как птицы; золотистое поле вдруг разверзается глубокой лужей, знакомые места становятся незнакомыми, она кричит родным, но они не слышат, хотя и начинают порой ощущать ее присутствие.. Особенно интересна синхронизация между тем миром и этим: здесь, на земле, скорбящий отец разбивает бутыли, в которых находились парусники, что он мастерил; и параллельно, огромные бутыли с парусниками лопаются в море, а рядом по берегу идет девочка-жертва.. Маньяк почти безэмоционален, его глаза совсем без дна, внутренний зверь прорывается наружу только в момент убийства. В этом фильме его не находят (хотя и подозревают), и все-таки он наказан, в этом ощущается Провидение: «как бы случайно» на него падает сосулька, он оступается, и падает с высокого холма, разбиваясь насмерть. Семья девочки (папа, мама, брат, сестра) наконец-то преодолевает нескончаемый поток скорби. Листья снова летят к дереву и возвращаются на ветки как ангелы.. И вот тут эта юная жертва произносит слова: на месте пустоты, возникшей с моей гибелью, постепенно вырастали и соединялись милые кости: одни хрупкие, другие — оплаченные немалыми жертвами, но большей частью дорогие сердцу. И я увидела вещи в ином свете: "мне открылся мир, где нет меня. Обстоятельства, причиной которых стала моя смерть, — те самые косточки — обещали когда-нибудь обрасти плотью, стать единым телом. Ценой этому волшебному телу была моя жизнь". Т.е. девочка рассматривает смерть и свое посмертное существование как жертву ради близких.. И есть что-то очень христианское в этом: душа не может обрести окончательный покой, пока ее близкие на земле страдают. Только когда побеждает любовь, и прекращаются страдания – возможен вечный рай.. В фильме преобладают осенние тона, полные золотой осенней ностальгии, светлой грусти.. В каком-то смысле – это все та же история Алисы, которая давно уже стала больше, чем просто сказкой. У Кэрролла было две: Алиса в Зазеркалье и Алиса в стране чудес. В этом фильме мы увидели третью историю: Алиса на том свете.. И после увиденного в сердце возникает только одно желание: чтобы все были счастливы; нет, не то слово, - блаженны: и в жизни, и в смерти, и после смерти; и чтобы в душе всегда жила красота и восхищение – миром, людьми, Богом, - несмотря ни на что, ибо никакой мрак не в силах одолеть Красоту..
П.с. Это воздушное создание в фильме таково, что не полюбить ее нельзя. И поскольку слишком воздушное, то как-то сразу ясно, что она не жилец на этом свете, а только на том.. Редкий цветок, который не может расцвести на земле, а только в раю, ибо там ему место.. Ангел, который слишком легок для дольнего мира, и потому воспарил в мир горний, а мы, тяжелые, остались здесь.. Кстати, по-польски фильм назвали Nostalgia aniola (ностальгия ангела) – это не дословно (дословно будет именно так, как у нас), но суть отражает, пожалуй, лучше, чем буквальный перевод.. Да, этот фильм ранит, но это исцеляющая рана..


Рецензии
Исцеляющая рана. Лучше не скажешь. И от анализа фильма возникла завершенность, потому что сам фильм оставил ощущение неоднозначности. Причем контрастной: трагичности света, выпадающей радости как бы.
Исцеляющая рана - да!.. Спасибо!

Алевтина Ремаркина   10.09.2022 01:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.