ЖСЛ. Ханда Загдаев

Время полуденного зноя

Когда солнце стоит в зените, а до заката ещё далеко, кажется, что время остановилось, и жизнь бесконечна. В полуденный зной дрожат на горизонте миражи, нет желания двигаться вперёд, но двигаться надо.
Таким мне представляется вторая половина ХХ века.
Без людей этого времени невозможно представить нашу историю. В памяти жителей Агинского округа милиция того периода осталась, как время работы и созидания Ханды Загдаевича Загдаева, первого полковника милиции агинских бурят…

Родился он в 1924 году, в бурятской юрте, в местности Тохой, недалеко от Онона. Его мать Лхама и отец Загда Рабсулов были скотоводами. Болезни ли уносили детей Лхамы и Загды или злые духи, но последнего мальчика лама нарёк Ханда, с тибетского – Солнце, Шествующий по небу. Родители же перевезли младенца через Онон, в казачье село Кубухай, к своей хорошей знакомой Евдокии Фалилеевой. Вряд ли духи могли догадаться, что бурятский мальчик в русской семье. Через полгода Загда привёз здорового и окрепшего Ханду домой. Так он и рос – между русскими и бурятами. Часто помогал отцу пасти скот кубухайских казаков, летом отец и сын работали лодочниками, переправляли людей через Онон. Отец знал старомонгольскую грамоту, владел русским языком, считался человеком просвещённым и превыше всего ценил в людях честность, а ложь для него была худшим пороком. Таким же воспитывал и сына.
В начале тридцатых годов семья переехала на станцию Бырка. Отец устроился в контору скотимпорта переводчиком, а потом – чабаном колхоза им. НКВД. В Бырке Ханда пошёл в школу. Позже он вспоминал своих первых учителей, интеллигентов того времени – Устина Григорьевича Пляскина, Егора Александровича Разгильдеева.
В 1937 году тяжело заболел отец. Ханда учился уже в пятом классе, на станции Оловянная. Он принял самостоятельное решение – оставить школу и работать в колхозе, помогать родителям. Так началась его взрослая жизнь.
3 марта 1942 года его призвали в армию. До осени служил в Оловянной, грузил с такими же, как и он, солдатами уголь. Осенью его отправили в полковую школу танкистов, которая стояла на станции Баин-Тумэн в Монголии. Ханда выучился на радиотелеграфиста, механика-водителя танков БТ-7, Т-34. В августе 1945 года советские танки двинулись громить Квантунскую армию. Один из таков вёл Ханда Загдае Вместе с другими он в с боями преодолел Большой и Малый Хинганы Внутренней Монголии, пустыни и степи. Был награждён медалью «За боевые заслуги».
Ханда Загдаев.jpgВ армии служил до 1947 года. Демобилизовавшись, приехал в Кубухай, где тогда жили его родители. Первый секретарь комитета комсомола Оловяннинского района предложил Загдаеву работать в милиции, сразу же позвонил в райотдел капитану Алексею Ивановичу Киричеву. Тот прибыл. Бравый сержант Загдаев сразу пришёлся по душе капитану, уставшему от тяжёлой работы, частых послевоенных преступлений. Капитан решил – из сержанта будет толк. Так началась милицейская служба Загдаева.
Поначалу работал старшим милиционером, потом участковым уполномоченным центрального участка. Послевоенные станции были полны опасностей, спекуляции, краж. Орудовали хорошо организованные, наглые банды. Буквально терроризировали население, разбойничали, грабили, убивали. Кроме местных бандитов и воров доставляли хлопоты и «гастролёры». Милиция работала без сна и отдыха. В том же, 1947 году, Загдаева назначили помощником уполномоченного уголовного розыска и присвоили ему звание – младший лейтенант. Однажды старший «опер» Михаил Захарович Тарасов, оценив смекалку Загдаева, заметил, что он прирождённый оперативник… Скоро Загдаев подтвердил это наблюдение.

В один из весенних вечером 1948 года Ханда Загдаев и Василий Измайлов, во время патрулирования, заметили яркий луч света, пробивавшийся через щели ставен. Посёлок был погружён в сумрак, а в этом доме не спали. Осторожно подойдя к дому, Загдаев приник к щели и признал матёрых уголовников, кутивших за столом. Мерцали бутылки дорогих вин, водки, стол был щедро завален копчёностями, колбасами, фруктами. Стало быть, компания собралась после грабежа. Загдаев отправил Измайлова в отдел за подмогой, а сам стал дожидаться и наблюдать.
Гуляло человек семь. Среди них – Усков, Каземиров, хорошо известные милиции. Неожиданно компания заторопилась, люди стали выходить на улицу. Медлить было нельзя. Уйдут!
Загдаев мгновенно возник из темноты и, крикнув: «Руки вверх!», выстрелил из пистолета в тёмное небо. Бандиты опомнились быстро. Усков выхватил обрез, пуля Загдаева опередила его. Бандит упал, остальные тут же подняли руки. По тёмному переулку Оловянной на помощь Загдаеву бежали милиционеры… Пророчество друга сбывалось: Загдаев становился опытным сыщиком и милиционером.

В общежитии мясокомбината негодяи изнасиловали девушку. Мерзавцев нашли ночью, в каком-то бараке. Один из них бросился с ножом на Загдаева. Всё решали доли секунды. Ханда мгновенно увернулся от ножа и выстрелил в руку преступника. Это было уже мастерством.
В 1949 году Загдаева назначили оперативным уполномоченным. Он понял главное: борьба с преступностью – это борьба за человека. В 1951 году, после ухода на пенсию Тарасова, старшим оперуполномоченным назначили Ханду Загдаева. Теперь он был не только рядовым оперативником, но и организатором оперативной службы отдела.

Преступники в масках, избив и связав сторожа геологоразведочной партии, взломали сейф и похитили крупную сумму денег. Всю заработную плату партии. Ущерб был столь велик, что раскрытие этого преступления взяло под контроль МВД СССР. Операцией руководил заместитель начальника областного уголовного розыска. Загдаев был включён в состав бригады следователей. Он и узнал, что из соседнего села спешно выехали в неизвестном направлении двое мужчин, далее выяснилось: из Читу в Москву, с пересадкой, вылетели два человека, словесный портрет которых напоминал тех двоих из села. Оперативники проследили их до Курска, где и взяли с поличным – полным вещевым мешком денег….

В начале 1950-х годов на территории Оловяннинского, Могойтуйского и Борзинского районов орудовала шайка грабителей. По слухам, в шайке были два бурята. По решению областного уголовного розыска Загдаев под видом уголовника стал искать встречи с членами шайки, ранее в шайку был внедрён сельский житель Болотов. В конце концов Болотов и Загдаев установили состав группы, место сбора. Задержали одного из главарей по имени Бальжир, тот не успел использовать оружие. Потом были схвачены ещё несколько бандитов. На допросах они «раскололись» и сообщили, что остальные собираются на 76-м разъезде для того, чтобы сесть на товарняк и скрыться. Переодетый Загдаев срочно выехал на разъезд, нашёл товарняк, где находились два преступника. Они доверились «уголовнику» Загдаеву, который пообещал угостить их в Оловянной водкой. Сойдя на станции, он привёл бандитов в заранее намеченную квартиру и угостил их так, что даже не потребовалось особых усилий для задержания.
Вторую медаль «За боевые заслуги» Загдаев получил в мирное время.

В 1952-1953 годах на станции Оловянная и окрестных деревнях было совершенно несколько краж из магазинов. Милиция сбилась с ног, преступники наглели, стали оставлять на стенах автографы и рисунки типа «чёрных кошек». Среди населения поползли панические слухи. После изнурительной оперативной работы было решено произвести задержание одновременно в нескольких местах. Группа Загдаева «брала» трёх преступников в Оловянной. Бандиты оказали сопротивление. Как всегда, Загдаев был впереди: над его головой мелькнул нож, в ложном падении оперативник выстрелил в руку бандита, рукоять ножа разлетелась вдребезги. Бандит корчился от боли, на остальных милиционеры надевали наручники… В результате операции территориальной милиции и работников военной юстиции была обезврежена банда воров и грабителей с широко разветвлённой сетью по области. На скамье подсудимых оказалось 11 человек.

Выслеживать и задерживать бандитов Загдаев научился, но для оперативной работы нужна не только практика, но и теория. И он стал учеником… пятого класса вечерней школы. С той поры учёбу не прерывал.
В 1954 году Загдаев был назначен заместителем начальника отдела внутренних дел Чернышевского района. Криминальная обстановка в районе была сложной, отдел возглавлял наставник Загдаева Киричев. Он и попросил руководство направить к нему Загдаева, которого уважал и ценил как хорошего оперативника.

К лету 1955 года в районе участились грабежи и кражи. По слухам, действовали люди некоего «цыганского барона». В окрестностях района и впрямь таборовались цыгане. В отделе детально разработали план операции. В полдень милиционеры внезапно окружили табор и начали сжимать кольцо. Поднялся невообразимый гвалт и визг, шум и гам. Несколько мужчин попытались вырваться из кольца, но были схвачены. Цепкие руки цыганок хватали милиционеров, некоторые из женщин вспороли подушки и начали разбрасывать пух, мешая обыску. Пух был повсюду. Всё же шестеро подозреваемых в кражах и грабежах были арестованы. Двое из них оказались особо опасными преступниками, сбежавшими из лагерей. Операция длилась пять часов…

Оловянная для Загдаева была началом милицейской службы. Чернышевск стал началом зрелости. В Агинский округ Загдаев пришёл, пройдя через большую школу жизни, развив кругозор, обострив интуицию, накопив интеллект. И весь свой опыт, накопленный вдали от бурят и которого не могло быть среди них, отдал округу.
В 1956 году Загдаева назначили начальником отдела внутренних дел Могойтуйского района. Здесь он учился строгости: обстановка в коллективе была неблагополучной, случались пьянки, дисциплина расшатанная. Загдаев сделал ставку на честных и порядочных сотрудников. Через много лет он с большой теплотой вспоминал своих первых помощников в округе – Жалсарая Батуева, Базара Цыденова, Николая Кобозева, Дугарцырена Тудупова и многих других.
Через год отдел внутренних дел Могойтуйского района вышел из отстающих. Начальник отдела Ханда Загдаевич Загдаев был для подчинённых примером и взыскательным наставником. Преступность в районе резко снизилась. Особое внимание начальник уделял уголовному розыску, поражал сотрудников смекалкой, смелостью, чрезвычайно интуицией…

В селе Нуринск исчезла девушка. Предполагали разные версии, но результатов никаких не было. Загдаев сам подключился к разгадке исчезновения девушки. Труп девушки нашли через месяц, преступник закопал его в одном из оврагов. Экспертиза установила, что девушка была изнасилована. Оперативная группа под руководством Базара Цыденова нашла и задержала виновников…

Загдаев продолжал учёбу. В 1957 году окончил годичные курсы повышения квалификации оперативно-начальствующего состава при Ленинградской школе МВД. После этого подал документы в Омскую высшую школу милиции, которую окончил в 1963 году. За время его работы ОВД Могойтуйского района стал одним из лучших в округе и области.

Всякое бывало в жизни Загдаева. Его хвалили, ругали, награждали, писали и хорошо, и не очень. Можно ли сохранить всё, что написано о том поколении? Это же память о времени полуденного зноя…

С 1962 по 1970 год Ханда Загдаевич работал начальником ОВД Дульдургинского района. За время его работы отдел много раз занимал призовые места в области, завоёвывал переходящее Красное Знамя областного управления внутренних дел.
Ханда Загдаевич стал юристом-правоведом, был награждён медалями «За безупречную службу в МВД СССР» I и II степеней, «За трудовое отличие». Теперь милиция работала не только по следам преступлений, но уделяла большое внимание и профилактике правонарушений. Ханда Загдаевич всегда утверждал, что человек по природе своей не рождается преступником, что линия добра и зла проходит по человеческим сердцам. Но любое преступление должно быть наказуемо, и человек обязан знать об этом.

Загдаев.jpgВ 1970 году Ханда Загдаевич возглавил отдел внутренних дел Агинского окрисполкома. Первым делом взялся за воспитательную работу, укрепление дисциплины, искоренение случаев пьянства в коллективе, вёл индивидуальную работу с каждым сотрудником. Были уволены несколько работников милиции, позорившие честь и достоинство защитника правопорядка и Закона. Высочайшая требовательность Ханды Загдаевича стали легендой, но в те годы такие требования были реальностью, без которой немыслим коллектив правоохранительного органа.
Кроме высокой требовательности, Ханда Загдаевич стал создавать условия для нормальной работы, обратил внимание на личные нужды сотрудников, выдачу форменной одежды, технических средств. И крепко взялся за налаживание оперативной работы. Появился у него и хороший помощник – старший лейтенант Борис Фалилеев, прибывший из Балея.
Были в отделе надёжные и преданные милицейской работе люди, которые вместе с Хандой Загдаевичем крепили ряды Агинской милиции: Элбэк Эрдынеев, Виталий Питерский, Виктор Сафронов, Кьям Хасанов и другие. Через год в отделе произошли заметные перемены, через три – отдел занял первое место в социалистическом соревновании среди ОВД районов области. ОВД Агинского окрисполкома было вручено переходящее Красное Знамя областного управления внутренних дел. Большое для того времени признание заслуг руководителей и работников.
С того времени Агинская милиция стала одним из лучших подразделений милиции Забайкалья.

Факты свидетельствуют, что в период работы Ханды Загдаевича Загдаева с мотивированными преступлениями в округе практически было покончено, оставались правонарушения на почве пьянства.
Да, это было время полуденного зноя. Время пика могущества Советского Союза, но хорошее время прошло для нас незамеченным…

Полковник милиции Ханда Загдаевич Загдаев прослужил в органах внутренних дел 37 лет, четверть века руководил подразделениями милиции округа, внёс незабываемый вклад в дело укрепления правопорядка и законности. Он был одним из лучших представителей своего времени и своего народа. Дела и помыслы его наиболее рельефны и ощутимы в День традиционной Спартакиады правоохранительных органов на приз полковника милиции в отставке Х. З. Загдаева, когда выстраиваются шеренги мускулистых и стройных милиционеров. За честь обладать этим призом соперничают сотни спортсменов округа и районов области, а также Монголии и Китая. И каких спортсменов!
Дело Загдаева продолжили его ученики и последователи, которые также достойно отслужили в рядах милиции. Это Бальжинима Раднанимаевич Раднанимаев, Виктор Петрович Сафронов, Виталий Михайлович Зуев, Батор Амоголонович Цыренжабэ, Николай Павлович Коршунов, Иван Степанович Калгин, Борис Дмитриевич Лагунов, Цырендаши Цыбенжапович Цыбенжапов, Василий Николаевич Соснин, Миновасил Хазиевич Курбанов и другие…
Круговорот солнца двадцатого столетия завершился. Все явления временные. Что нас ждёт впереди? Мы встречаем бледные и больные рассветы первой четверти нового века. Но в памяти нашей – время полуденного зноя…

Очерк написан к 80-летию Агинской милиции для книги «Агинская милиция»,
которая была издана в моём издательстве в 2001 году.
УДК 351.74
ББК 67.401.313
А 24. Тираж – 400 экз.

............................................
На снимке: Ханда Загдаевич Загдаев.
..............................................


Рецензии