ЖСЛ. Норзогма Жугдурова

Из народа и с народом
- Ты почему не заходишь к нам? Мы все из народа, значит, надо и быть с народом, и работать с народом, - поучала меня в далёком 1990 году Норзогма Жугдуровна Жугдурова в одном из кабинетов здания по Ленинградской, 3 в Чите.
Массивная, властная и, одновременно, привлекающая, исходящими от неё знаниями и чувствами, переходящими в намерение изменить ситуацию, она заставляла забыть о сиюминутном и браться за неотложные дела. Вместе с этим проходили и массивность, и властность, уступая место обаятельности и взаимопониманию.
В истории бурятского народа, особенно в его культуре, Норзогма Жугдуровна Жугдурова оставила свой след. Можно, конечно, по-разному относиться к деятельности людей, занимавших руководящие должности, но их деятельность уже в прошлом, а сегодняшнее состояние той или иной государственной сферы зиждется на предыдущей.
Современникам желательно знать: кем были их предшественники...

Есть Северная Ага – Хойто-Ага, есть Передняя Ага – Урдо-Ага. Значит, должна быть и Средняя Ага, по-бурятски – Дунда-Ага.
Вот в этой Дунда-Аге, которая официально называется Сахюрта, в местности Даша-Балбар, и родилась 15 декабря 1929 года Норзогма Жугдурова. Почему-то в разных источниках зафиксировано другое место… Но все, кто её знал, укажут именно Дунда-Агу и её отца – Жугдуурэ Даба из рода Хубдууд, мать – трудолюбивую и разносторонне развитую Долгор Базарову.

Выйдя на пенсию, как и многие люди её поколения, Норзогма Жугдуровна начала заниматься своей родословной, историей семьи, завела тетрадь, в которой разветвляла своё родовое древо. По исторической схеме рода Хубдууд она дошла до XV-XVI веков. Глубже, как мы знаем, начинаются тёмные века нашей истории, связанные с Монгольской империей, войнами, глобальными перекочёвками.
Мне довелось с ней общаться и слушать её рассказы, в которых прослеживается Агинская земля, не степная часть, а лесостепная и лесная полоса. Сахюрта, Хойто-Ага, высокие сосны, берёзовые и осиновые рощи, ягодные и грибные места. Хранятся ли в семейных архивах Рыгзыновых рассказы Норзогмы Жугдуровны?
Отец её погиб на войне. В 1930-е годы мать овладела старомонгольской грамотой, помогли ей в этом учителя школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Вероятно, Долгор Базарова, как и многие люди её поколения, училась на старомонгольском, чуть позже ознакомилась с латинской азбукой, а потом и кириллицей. Я не знаю об этом достоверно. Но достоверно то, что Долгор Базарова была отправлена на курсы трактористок в Амурскую область. Отсюда следует, что она к этому времени должна была уметь читать, писать, считать хотя бы в объёме начальной школы. Учиться на курсах, где преподавание ведётся на русском языке, при этом освоить специальность тракториста и комбайнера неграмотному человеку или со знанием только старомонгольского языка практически невозможно. Впрочем, в жизни бывает всякое…

Бойкая и наблюдательная, поглощающая знания Норзогма училась и росла рядом с матерью. Вернее будет сказать, что мать и дочь вместе учились и росли, входили в жизнь. Делать домашнюю и деревенскую работу, а также шить, кроить, готовить пищу – это обязанности любого деревенского жителя, дети приучаются к этому сызмальства.
Училась она в Тутхалта-Адагской начальной школе, жила в интернате. Как раз в это время мать Норзогмы училась на курсах трактористок, писала ей письма из Амурской области. На каком языке и какими буквами?
Среднюю школу она окончила в Урдо-Аге. После выпускных поступила в Агинское педагогическое училище. Многие её друзья, одноклассники, одногруппники – известные в округе и крае люди. Позже мужем Норзогмы стал её одноклассник Санзая Рыгзынов, известный впоследствии преподаватель Читинского Государственного педагогического института. Надеюсь, что когда-нибудь будет рассказано и об этом интересном человеке, оказавшем на многих и многих людей заметное влияние.

В Агинское педагогическое училище они поступили вместе – Норзогма Жугдурова и Санзая Рыгзынов. Именно это училище стало основной ступенью, откуда начали движение и взлёт к успешной карьере и деятельности многие и многие люди их поколения.
Молодёжь того времени была увлечена спортом, наукой, самыми различными видами деятельности, облагораживающими и воспитывающими человека. Нет сомнения в том, что молодая Норзогма была активной участницей художественной самодеятельности, исполняла сольные номера. Ведь у неё был замечательный голос, который завораживал и очаровывал слушателей. Голос этот, наверное, до сего дня на слуху многих людей…

После училища она поступила в Бурятский Государственный педагогический институт. Конечно, и там она была на первых ролях, особенно в художественной самодеятельности. Даширабдан Батожабай работал редактором бурятского радио, искал и записывал таланты. По его просьбе пела на радио и Норзогма. Наверное, и сегодня можно послушать в её исполнении некоторые песни, которые должны храниться в фондах Бурятского радио.
Мало кто знает, что, будучи студенткой, Норзогма Жугдурова вместе с известными тогда артистами Бурятии – целым коллективом талантов – исполняла в Москве бурятские народные песни, которые слушали члены правительства СССР и политбюро КПСС. Фотографии её, конечно, появлялись на страницах журналов.
Было ли это славой? Наверное. Почему вопросительный знак? Слава может вскружить голову, унести человека от народа в заоблачные выси. А Норзогма всегда приезжала домой, помогала родным, работала на сенокосе. Она вышла из народа, жила с народом и работала с народом. Даже стоя в бурятском дэгэле и задорно исполняя бурятскую народную песню перед высшими руководителями страны!

На работу она поступила в АСШ №1, учила детей русскому и бурятскому языкам. В это же время Санзая Ринчинович Рыгзынов окончил Читинский педагогический институт и тоже устроился на работу в АСШ №1. В общем эта школа до конца жизни, соединила их судьбы. Наверное, и сегодня живы ещё люди, которые помнят свадьбу Санзая и Норзогмы…
И партийная работа Норзогмы Жугдуровны началась с этой же школы, где её избрали секретарём партийной организации. В 1955 года она стала начальником отдела организации работы с женщинами.
Прошло всего три года. В каждом селе активно заработали женсоветы, женщины становились главными. Если бы, в это время, Норзогму Жугдурову не отправили в Москву, на учёбу в высшую партийную школу, то в руководстве округе вполне мог бы возобладать матриархат. Но она работала настолько результативно, что не отправить её на повышение было просто невозможно.

После учёбы в ВПШ её назначили секретарём Агинского райкома партии, а через два года она стала вторым секретарём. У неё были отменная эрудиция, ораторские способности, житейская мудрость, способствующая познанию и накоплению как партийного опыта, так и научно-практических знаний. В общем, оказалось, что Норзогма Жугдуровна Жугдурова – не просто талантливый педагог, учитель, музыкант, но более всего – она лидер, руководитель. В 1960-х годах при её содействии в округе строились детские сады, школы, медицинские учреждения, жилые дома, культурные учреждения. В округ приезжали образованные специалисты, люда дела. И, конечно, ударными темпами развивалась художественная самодеятельность, для которой даже не требовалось какого-то особого, партийного или руководящего толчка Просто нужен был понимающий человек. А Норзогма Жугдурова со своим тонким музыкальным слухом и тягой к искусству, была именно таким лидером и человеком.

Академию Общественных наук при ЦК КПСС Норзогму Жугдурову направили на учёбу в 1967 году. Там она написала и защитила диссертацию на очень волнующую её и многих тему: «Социализм и развитие малых народов». Дочь трактористки и погибшего на фронте колхозника стала в Москве кандидатом философских наук.
Возвратившись из Москвы, Норзогма Жугдуровна узнала, что её ждёт должность заместителя заведующего отделом пропаганды и агитации Читинского обкома партии. Этим самым она входила в состав высшего эшелона власти области. На этой должности она проработала долгих десять лет… Работала она самозабвенно, отдавая делу всю себя. Именно такие качества впоследствии приносят своим обладателям незыблемый авторитет независимо от масштабов занимаемых должностей и постов.
Авторитет Жугдуровой становился непоколебимым в те годы.
Затем она возглавила комитет культуры области. Эту должность доверили ей без колебаний. Она будто была рождена для этой работы. Кажется, если не ошибаюсь, кроме Насака Иролтуевича Юндуновой и Норзогмы Жугдуровны Жугдуровой более никто из Агинского округа в те годы не возглавлял какой-нибудь отдел обкома партии.

О периоде работы Норзогмы Жугдуровой в должности заведующей отделом культуры области можно написать книгу. Это многолетняя деятельность, с удачами, неудачами, но всегда результатами.
На пенсию вышла в 1987 году. И сразу же взялась за изучение истории своего народа. Именно в это время и занялась собственной родословной. А в 1990 году возглавила Ассоциацию бурят Читинской области, проживающих вне автономных образований. Ведь большую часть своей жизни она и прожила вне таких образований.

В памяти возникают радостные лица моих родных и знакомых при открытии отделения бурятской филологии при Читинском Государственном педагогическом институте. Это отделение было открыто стараниями Н. Ж. Жугдуровой и её сподвижников. А какие ещё плоды деятельности Норзогмы Жугдуровны мне неизвестны, но запечатлены в памяти многих и многих людей, какие люди сопровождали её жизнь и деятельность!
Судьба этой женщины была целиком посвящена общественной деятельности, Читинской области и Агинскому округу, культуре, традициям, обычаям своего народа. Любое развитие возможно только тогда, когда человек посвящает этому себя и всю свою жизнь.
В памяти моей всё ещё звучит её голос:
- Мы все из народа, значит, надо и быть с народом, и работать с народом.

На снимке: выступает Норзогма Жугдурова.

..............................................


Рецензии