ЖСЛ. Майдари Жапхандаев

Майдари Жапхандаев (1946-2008). Советский и российский актёр театра и кино. Директор Государственного Бурятского академического театра драмы им. X. Намсараева (1995-1999). Директор Государственного цирка Республики Бурятия (2000-2008). Народный артист России (1996).
………………………………………………………………………………

Он был и остался в памяти людей артистом. Многозначность в этом слове не только заложена, но каждый раз, в связи с контекстом и адресатом, увеличивается, обретая больше граней и нюансов, игры теней и колорита. Образ этот, как живой и неповторимый сгусток энергии, непрерывно меняется, сохраняя неизменным свой стиль, при этом оставаясь в связи с изменчивыми обстоятельствами и эпохой, показывая их и, тем самым, оказывая сильнейшее влияние на мировоззрение отдельного зрителя и всего общества.
Жизнь – это сцена, все мы – участники великого шоу…

Зимой 1981 года в одном из ресторанов города Читы, я наблюдал отчаянный спор двух пожилых бурят, явно колхозников, с администраторшей и официанткой ресторана и возникшим по этому поводу в зале милицейским патрулём. Я чувствовал, что пора вмешаться. Конечно, пожилые степняки в разгорающейся перепалке правы. Их естественное недоумение не вызывало в этом сомнения.
Но из-за неумения или отсутствия коммуникабельности, а также нехватки русских слов, чем обычно и пользуются наглецы, они уже были готовы согласиться или откупиться от персонала и милиционеров, когда между противниками соткался, будто из воздуха, необычайно художественный и колоритный образ чрезвычайно интересного манерой общения человека.
Элегантный, стройный, красивый, с выразительными и тонкими чертами лица, холёными чёрными усами, в безукоризненном чёрном костюме, в белейшей рубашке при строгом галстуке и лакированных ботинках, убедительным и властным тембром низкого баритона, человек немедленно вызывал у окружающих оторопь и почтение. Взлетали и блестели запонки, зажим галстука, перстень, веяло приятным мужским парфюмом.
Ресторан вместе с клиентами мгновенно изменился, стали ярче и сочнее краски, лица, возникла неповторимая атмосфера благородства, в котором звучал властный и убедительный, вместе с тем чарующий, голос никогда не виданного нами типажа.
Он будто возник из другого, свободного и яркого, мира, где должно легко дышаться всем присутствующим и отдельному человеку.
Пожилые колхозники приободрились и приосанились, администраторша, официантка и два здоровенных милиционеры преданно ели глазами артиста, стоя уже навытяжку и сложив руки по швам. Мастер их отчитывал короткими и хлёсткими фразами. Он делал резкие жесты, грозно вращал и сверлил глазами, удивлённо вскидывал и тут же угрожающе опускал брови, в неподражаемой правоте поворачивал голову, рассматривая, как бы сверху, присмиревших собеседников на предмет их возможной участи в дальнейшем.
Потом человек милостиво отпустил милиционеров и понурый персонал, попутно сделав заказ и усаживаясь за стол. После чего, став совершенно обаятельным и добрейшим земляком и сородичем, на чистейшем бурятском языке обратился к растерянным пожилым колхозникам, которых, видимо, пытались крупно обсчитать в ресторане.
Они сели, разговаривая на бурятском, за стол. Раздались и стихли аплодисменты, ресторан снова зажил своей обычной суетой, но что-то неуловимо изменилось в этой суете, будто каждый увидел другим себя и мир.
- Земляк! Знаю, ты работаешь в Дульдурге. Я оттуда родом. Садись за наш стол. Говорить будем. – Позвал, улыбаясь, художник меня, наблюдавшего эту красочную и живую картину за соседним столом.
А когда нас стало четверо бурят, человек оглядел всех и сказал, изысканно поднимая бокал с вином, очень простые и запоминающиеся слова:
- Никогда и ни перед кем не надо унижаться. Уважайте достоинство себя и окружающих, друзья. Достоинство есть у всех!
Так я познакомился и подружился с великим артистом, организатором и создателем Майдари Жапхандаевым.
Тогда мы не знали слова шоу…

_____________* * * ______________

В начале октября 2019 года новостные каналы и периодика России сообщили, что на открытии чемпионата мира по боксу среди женщин в Улан-Удэ гимнасты Государственного цирка Республики Бурятии представили чарующее представление легенды об Ангаре, Байкале и Енисее.
В сентябре 2019 года зрители были восхищены и потрясены артистами Государственного цирка Республики Бурятия, представивших цирковое шоу без обычных страховок! В историческом кинопроекте «Сердце Пармы» артисты оправдали ожидания зрителей, выйдя на манеж в совершенно новых образах. Уже в который раз под бравурную музыку они заставляли замирать сердца зрителей головокружительными акробатическими трюками, взлетая под купол шапито. Зримо и ярко ожил цирковой блокбастер «Бесстрашные», являя артистов, прославляющих Бурятию, Сибирь и Россию уже девятнадцать лет, и начавших в эти дни подготовительный период к юбилею Государственного цирка Республики Бурятии, которому в 2020 году исполнится 20 лет.
20 лет красочные афиши зазывают зрителей увидеть чудесные представления артистов Государственного цирка Республики Бурятии во многих городах России и за рубежом. Сегодня цирк сравнивают со знаменитым французским цирком «Cirque du Soleil» (Дю Солей). Сходство даже в том, что в бурятском цирке категорически не используют животных, ставя задачей показ физических возможностей человека. Более того, некоторые артисты из Государственного цирка Бурятии, например, группа гуттаперчевых девушек, а также Марат Дашемпилов работают в цирке «Cirque du Soleil». (Попутно замечу, что артисты французского цирка снимали ролик в поддержку ансамбля «Байкал»).
В конце февраля 2005 года новостные каналы, сайты и периодика сообщали о том, что коллектив Государственного цирка Республики Бурятия вернулся из Монте-Карло (княжество Монако), где артисты участвовали в международном фестивале циркового искусства и стали обладателями «Золотого клоуна». В Монте-Карло под куполом одного из самых известных цирков были представлены лучшие номера крупнейших, самых известных, цирков мира. Представления показывали 20 коллективов, в гулких залах при свете юпитеров звучали названия стран – Мексика, Китай, Франция, Россия. Артисты из Бурятии Аягма Цыбенова, Анна Хабеева, Имин Цыдендамбаева, Баирма Зодбоева выступали в оригинальном жанре «каучук» и показывали в Монте-Карло программу «Проснувшийся змей». Впереди у них были годы выступлений и шквал рукоплесканий в крупнейших городах мира!
В Монте-Карло они получили первую премию, которую разделили с воздушными гимнастками из Северной Кореи и акробатами из цирка Никулина. Через неделю после Монте-Карло бурятский цирк отправился на гастроли в Италию.
Как и следовало ожидать, очень скоро артистов Государственного цирка Республика Бурятия стали приглашать на работу в самые престижные цирки мира, в том числе в знаменитый французский цирк «Cirque du Soleil».
Артистам Государственного цирка Республики Бурятия рукоплескали во многих городах России, включая Москву, а также – в Монголии, Швеции, Финляндии, Словении, Турции, Венгрии, Польше, Италии, Объединённых Арабских Эмиратах, в княжество Монако и других странах.
Идея была рождена в конце XX века, обрела материальное воплощение в цирке, после этого началась история цирка, которая теперь уже не имеет конца, как и слава её артистов, прославляющих Бурятию и Россию…
Выстрадал идею, организовал и создал цирк – Майдари Жапхандаев ещё будучи директором Госуарственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. Это тема для отдельной, сложной и насыщенной образами, книги, где фиксация героев и персонажей маловероятна, ибо артист – это действие, в книге возможен показ артиста в определённом периоде времени. Но показать артиста и время непростая задача.
И всё же надо полагать, что такая книга уже создаётся…
В 2005 году, после Монте-Карло, Майдари Жапхандаев сказал: «Наши девочки получили самый высший приз, что-то вроде «Оскара» или Нобелевской премии в области цирка. Публика после выступления бурятских артисток выражала восторг, топая ногами».
Этот высший приз по праву и навеки принадлежит и ему…
Сегодня Государственный цирк Бурятии называют цирком будущего! Какое совпадение: ведь Майдари – это Будда будущего.
Отрывок этого очерка, до публикации в периодике и изданиях, я разместил на своей странице интеллектуальной сети Фейсбук. Множество комментариев и предложений известных людей не оставляют сомнений: Государственный цирк Республики Бурятия должен иметь название – Майдари-цирк! Будем надеяться, что это свершится…
Майдари Жапхандаев не только организатор и создатель потрясающего цирка, завоевавшего симпатии зрителя на пространстве от Владивостока до Монте-Карло, от Монголии до Объединённых Арабских Эмиратов. Ведь призвание Артист стоит впереди всех остальных и уже содержит в себе Организатора и Создателя. А потому, прежде всего, он – Артист!
Создавая образ человека, невозможно показать в этой работе все нюансы и частицы его жизни, они будут подразумеваться в общей лепке и художественных мазках, за которыми читателю и откроется образ нашего героя и его предков. Человек не получается в одиночестве, нарушая естественные законы и не входя в реакцию с окружающим миром, который влияет на его развитие. Попутно, и ещё раз, исследуем биографию нашего героя.
Родился Майдари Жапхандаев 7 января 1946 года в селе Алханай Дульдургинского района. Агинский Бурятский округ в то время именовался – Агинский Бурят-Монгольский национальный округ, а это уже большая история и тема. И Алханай, даже ужимаясь в село, понятие обширное. Обычно, когда пишут о Майдари Жапхандаеве, сразу начинают с его карьеры в искусстве, перечисляют его роли, сцены, на которых выступал, фильмы с его участием, естественно, возникает и «Тополёк мой в красной косынке», после которого и взошла его звезда. Но кто же были предками Майдари Хайдаповича, какого они рода, чем занимались?
Сестра артиста, Екатерина Борисовна, Доржиева, показала мне выписку из Государственного архива Республики Бурятия, и я тут же вспомнил свою давнюю работу – перевод сборника новелл писателя Дугаржапа Жапхандаева «Алханай – Шамбала моей души», где описаны люди, которые упомянуты в этой архивной выписке.
Легендарному взлёту судьбы Майдари Жапхандаева предшествовали не простые животноводы, которыми были его предки и родственники. жившие в предгорьях Алханая, Никогда не пишите о предках творческих людей шаблонное слово – простые, ибо это противоречит всем законам природы.
Читатели без труда найдут биографию Майдари Жапхандаева, перечень ролей и дел, которые он сыграл и совершил, но в этом очерке я должен показать его в единстве с людьми рода, образы которых возникают в моей памяти, как во время перевода новелл Дугаржапа Жапхандаева. Тем более, что они должны были жить в памяти Майдари. Ведь он – их потомок.
Такую перепись надо сделать для всех потомков и земляков Жапхандаевых. Орфографию и грамматику сохраняю.
«Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ).
Фонд 131, оп. 2, дело 147. Жители улуса Тулутаевский Суктый и Соктый Алханайского булука в 1911 году, а также в 1917 году. Листы указаны.
Лист 70. Хоацайского рода Хайдаб Цыбенов 61 год (1850) в 1911 г. Соктый. Жена Дулма Бадмаева 52 года (1859). Сын Хайдапов Ханда-Жаб (1884). Невестка Цырен Очирова 25 лет (1886). Имели: 2 дома, 2 войлочные и 2 деревянные юрты, 2 лошадей, 25 КРС, 10 овец и 5 коз.
В 1917 году (Фонд 352, опись 1, дело 937, лист 71). Хайдаб Цыбенов 67 лет (1850) жил в улусе Тулутаевский Алханайского булука. Жена Дулма Бадмаева 58 лет (1859). Сын Хайдапов Ханда-Жаб 33 года (1884) и сын 2 года (1915). Невестка Сыбжит Ирдыниева 28 лет (1889). Имели 2 лошадей, 22 КРС, 13 овец и 7 коз».
Хайдапов Ханда-Жаб изменил своё имя на Жаб-Ханда, которое преобразовалось в Жапхандай. Так появились семьи Жапхандаевых – Дугаржапа, Цырендулмы, Жамсарана, Майдари. Была ещё Жалма, умершая в девичестве.
В начале 2000-х годов мы встречались с Майдари Хайдаповичем и говорили на сложную, переплетённую, чрезвычайно запутанную тему возникновения бурятских фамилий, а также о судьбах его предков. Тема эта непосильна никому, кроме носителей самих фамилий, знающих об их происхождении в самых разных жизненных ситуациях, когда возникали неполные семьи или родственники отдавали детей бездетным сородичам.
Мне хорошо известно, что Хайдап Цыбенов был известным на Алханае охотником и кузнецом, который изготавливал для живших поблизости их стойбища русским и бурятам хозяйственную утварь, инструменты, снаряжение, орудия труда, ремонтировал агрегаты того времени. Жившие в таёжных местах и занимавшиеся собственным хозяйством, предки Майдари Жапхандаева были весьма умелыми и талантливыми людьми. Эти качества будут проявляться в их родословной всё время. Когда я вижу в семье, относящейся или имеющей кровную связь с Жапхандаевыми какую-нибудь изящную вещь, поделку или инструмент, замечаю в ком-нибудь из них математический склад ума, соединённый с тягой к искусству, то понимаю, причина появления таких предметов и качеств уходит корнями в их родословную, напрямую к Хайдапу Цыбенову и Хайдапову Жапхандаю.
Имя дедушки стало фамилией Майдари Хайдаповича. Мать его – Жапхандаева Цырендулма 1927 года рождения, младшая сестра писателя Дугаржапа Жапхандаева 1921 года рождения, который приходится Майдари дядей, нагасой. Майдари стал первым, внебрачным, сыном Цырендулмы Жапхандаевой.
Впоследствии в семье, где родился Майдари, вместе с ним стало девять детей. Он – старший. Один из них умер в младенчестве. Впрочем, по порядку – Майдари, Дулма, Намсарай, Екатерина, Светлана, Роза, Баирма, Баир. У каждого или каждой своя судьба, своя семья, но всех их греет фамилия Жапхандаевых и озаряют лучи славы старшего брата Майдари Жапхандаева, с которым они связаны кровными узами.
Вряд ли так подробно будут перечислять предков и родных Майдари Хайдаповича будущие исследователи и потомки, для которых я перечислил и сохранил имена и даты в этом очерке. Надеюсь, что они дополнят, уточнят накопленные сведения, а за допущенные ошибки и упущения простят меня.
Несомненно, что лидерские качества у Майдари проявлялись с раннего возраста. Он учился в Алханайской начальной школе, потом – в Таптанайской средней, затем перешёл в Агинскую среднюю школу №1. Интересно, что документ о среднем образовании он получил в Ленинграде, где учился в школе рабочей молодёжи №11. Талант и способности артиста были замечены ещё в Агинском, где он учился в старших классах. Его зачислили кандидатом в студенты Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии и вызвали в Ленинград. Этот престижный институт он окончил в 1969 году, с того времени стал профессиональным артистом.
В том же году он стал выступать на сцене Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева. Более чем за четверть века он сыграл на этой сцене десятки ролей. Биографы говорят о 80 ролях!
Его по праву считали одним из лучших студентов и выпускников Ленинградского Государственного института театра, музыки и кинематографии. В начале 1970-х годов Бурятский драмтеатр ставил спектакль по произведению Чингиза Айтматова «Тополёк мой в красной косынке». В 1973 году в Ленинграде проводили грандиозный Второй Всероссийский фестиваль национальной драматургии и театрального искусства народов СССР, на которой постановку Бурятского театра драмы оценили, как одну из лучших. Роль главного героя Ильяса играл Майдари Жапхандаев. Ему, а также режиссеру С. Будожапову, художнику В. Бройко, исполнителям Л. Дугаровой (Асель), Д. Пурбуеву (Байтемир) вручили дипломы фестиваля Первой степени. Правительство Бурятской АССР удостоило Майдари Жапхандаева Государственной премией.
Если до этого он вдохновенно учился, то теперь вдохновенно работал, продолжая совершенствовать себя и своё мастерство. Играл он, в основном, главные роли. Он был Маратом в пьесе А. Арбузова «Мой бедный Марат», Кодаром в «Легенде о любви» Г. Мусрепова, Маслином в драме А. Сафронова «Власть», Прометеем в пьесе М. Карима «Не бросай огонь, Прометей», Алексеем, которого изобразил в своей пьесе «Оптимистическая трагедия» В. Вишневский. Он талантливо перевоплотился в Суванкула в пьесе Ч. Айтматова «Материнское поле», сыграл Фёдора в «Барабанщице» А. Салынского, преобразился в Глумова в пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», прекрасен был его Харалтур-хан в одноимённой драме Н. Дугаржабона. Он прожил множество жизней на сцене, ощущая дыхание эпохи каждого своего героя, его среду и культуру, историю и современность. Особенно потрясающий образ он показал, став Едигеем в произведении Ч. Айтматова «Буранный полустанок». А какие эмоции и чувства у зрителей вызвал его Сиддхарта из пьесы Н. Дугаржабона (по одноимённой повести Г. Гессе), которого он показал в 1993 году на втором Международном фестивале монголоязычных народов в Улан-Баторе!
Майдари много ездил по миру. Играя главную роль в спектакле «Дамдин-лама», он активно участвовал в фестивале искусств в Кракове и Варшаве.
Перестройка с последующей перестрелкой, не остановила его порывов. С 1988 по 1995 годы он плодотворно руководил Союзом Театральных Деятелей Бурятии. 48 актёрских семей будут благодарить его всю жизнь за то, что в эти годы (!) он добился небывалого, долевого, строительства жилого высотного дома, где должны были жить члены Союза! В этом – сгусток бьющейся энергии и непреклонный характер Майдари Жапхандаева.
В 1995 году его назначили директором Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, на сцене которого он играл уже четверть с лишним века. По своему опыту знаю, когда исчезает или уменьшается финансирование, все неразрешимые дела и самые трудные должности переходят к энтузиастам. Такие люди не мучают себя губительными думами о финансах. Такие люди непрерывно работают. Ибо в этом смысл жизни человека. В процессе работы деньги появляются всегда. Таковы простые законы бытия. Театр драмы Майдари Жапхандаев вёл в его самый тяжёлый период – до 1999 года.
За это время он выстрадал идею создания небывалого доселе бурятского цирка. Естественно, что многие ему не верили, другие отговаривали от исполнения крепнувшей мечты, но он, как и всегда, был непреклонен. Какие-то сложнейшие задачи, соединяя воедино физику и математику, как и у всех Жапхандаевых, рождались и решались в его голове. Вопреки мнению усреднённых приспособленцев, наживая среди них недругов, приобретая в борьбе новых друзей, идя, казалось бы, в ущерб своему театру драмы, он начал создавать бурятский цирк.
Для начала пригласил педагогов из Монголии, потом стал набирать группу талантливых молодых людей. У них не было специального образования, но у них была такая же мечта, как и у самого Майдари. Началось целеустремлённое обучение талантов всему, что требуется цирку, в первую очередь – мастерству. Гуттаперчевыми девочками занимался монгольский артист и педагог Цэнд-Очир Сэлэнгэ, были приглашены мастера для других групп.
В 1997 году Майдари Жапхандаев основал и стал первым директором Бурятской национальной цирковой студии, заложив базу для создания и развития профессионального цирка. В 2000 году Государственный цирк Республики Бурятия был образован официально. Майдари Жапхандаев стал его директором и возглавлял до самой своей кончины.
Умер он 24 февраля 2008 года.
О Майдари Жапхандаеве пишут много. В основном описывается его деятельность в роли артиста, организатора и создателя. Из многих перечней его достижений, я выбрал список, составленный сестрой Майдари Жапхандаева Екатериной Борисовной Доржиевой, опустив факты и даты, которые отразил выше и стараясь соблюдать хронологию, независимо от значимости событий, ибо все они связаны с жизнью нашего героя. Конечно, более сведущие люди уточнят и исправят этот список.
Итак, даты и звания, должности и деяния Майдари Жапхандаева:
1973 г. – Дипломант I степени II Всероссийского фестиваля национальной драматургии и театров (Ленинград).
1973 г. – Лауреат Государственной премии Бурятской АССР.
1976 г. – Заслуженный артист Бурятской АССР.
 1981 г. – Народный артист Бурятской АССР.
1988 г. – Заслуженный артист РСФСР.
1988 – 1995 гг. – Председатель Союза Театральных Деятелей Республики Бурятия.
1991 и 1993 гг. – организатор проведения международных фестивалей драматических театров монголоязычных народов в городах Улан-Удэ и Улан-Батор.
1987-1997 гг. – председатель Союза Театральных Деятелей Республики Бурятия.
1994 год – приобретение помещения для Дома актёров.
1990-1995 гг. – организатор строительства 48 квартир для театральных работников республики на долевых началах Союза театральных деятелей Бурятии и УКС г. Улан-Удэ.
1996 г. – Народный артист Российской Федерации.
1995-1999 гг. – директор Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева.
1996-2008 гг.– организатор и создатель Государственного цирка Республики Бурятия и его директор.
1998 г. – «Золотой Арлекин» за I место на международном фестивале независимых Цирков и цирковых школ в г. Санкт-Петербург.
1998 г. – «Серебряный клоун» за II место на III международном фестивале циркового искусства в г. Варшава (Польша).
1998 г. – Диплом за III место на международном телевизионном фестивале искусства «Браво – брависсимо» в г. Мантово (Италия)
2000 г. – Бронзовые медали за III место на Всемирных Дельфийских играх в г. Москва
2004 г.- «Золотой жонглёр» за I место на международном фестивале в г. Латина (Италия)
2004 г. – «Гран-При» I Международного фестиваля детских и юношеских цирковых коллективов «Страна чудес» в г. Красноярск.
2004 г. – «Бронзовый мамонтёнок» Международного детского циркового фестиваля «Мамонтёнок-2004» в г. Якутск.
2005 г. – «Золотой кубок» за I место на международном фестивале циркового искусства в г. Монте-Карло (Монако).
2005 г. – «Бронзовый львёнок» на Всемирном фестивале циркового искусства в Китае.
2006 г. – Высшая общественная награда Российской Федерации – именная медаль участника энциклопедии «Лучшие люди России»
2006 г. – Указом Президента Республики Бурятия Л. В. Потапова удостоен премии Театрального мира «За честь и достоинство».
2006 г. – присвоено звание Заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа
2007 г. – занесён в книгу Агинского Бурятского автономного округа «108. Гордость древней Аги»
2007 г. – Заслуженный работник культуры Монголии.
2007 г - награждён орденом Дружбы.
В 2016 году в г. Улан-Удэ по ул. Гагарина, на здании 64-б установлена памятная мемориальная доска, на которой выбито: «Здесь жил Народный артист России Майдари Жапхандаев, основатель цирка Республики Бурятия, кавалер ордена Дружбы».
Фамилия продолжается в потомках кузнеца Хайдапа и артиста Майдари.
По свидетельству родственников Майдари Хайдаповича Жапхандаева он был женат дважды.
Первая жена – Батомункуева Дарима. Их сын – Жапхандаев Аюр Майдариевич (родился в г. Ленинграде 09. 02. 1966), майор запаса внутренних дел, его  жена – Намсалма Жигжитовна из Хоринска 1967 г. р), фармацевт-провизор. Их сыновья – Чингис (1993 г.р) и Гэсэр (1996 г.р) студенты ВУЗов Санкт-Петербурга.
 Вторая жена – Батожаргалова Валентина Лыгденовна из Агинского – выпускница Восточно-Сибирского государственного института культуры. Работала методистом в Республиканском центре народного творчества, специалистом в отделе искусств министерства культуры Республики Бурятия. Их дочь – Ольга (1978 г. р), имеет двух дочерей – Анастасия (Анюта 1998 г. р) и Саша (2004 г. р).
Свою судьбу, как и всё, что он организовал и сотворил за свою жизнь, Майдари Жапхандаев создал сам. Задумал – сделал. Просто?
У потомка кузнеца Хайдапа, сына бурятской женщины Цырендулмы Жапхандаевой, не было состоятельных и высоких покровителей, никто не оставлял ему богатого наследия, не помогали высокопоставленные родственники и земляки. Как и большинство людей, он родился в бедной семье, то есть – без будущего, без ничего. У него не было главного свойства для продолжения существования – умения приспособиться к обстоятельствам. Такие люди, как Майдари Жапхандаев, рождаются для того, чтобы преодолевать обстоятельства и быть выше их, ибо человек должен становиться Человеком. Только тогда он сможет жить, а не существовать!
У него был единственный пример, который только и возможно передать потомкам – высочайшее трудолюбие, дополненное даром, блуждавшим по венам веков в его предках и доставшимся ему – талант. Эти  качества преодолели жизненные преграды и позволили выполнить предназначение Артиста, Организатора, Создателя и достойно сыграть свою роль в самом великом шоу, которое мы называем жизнью.

На снимке: Майдари Жапхандаев.

..............................................


Рецензии