ЖСЛ. Валентин Поздеев

ПОВЕСТЬ О СТРАНЕ И ЕЁ СЫНЕ

Они знали о смерти и шли на смерть…

Для того, чтобы рассказать об этом человеке и его стране, мне не надо ничего выдумывать, тем более убеждать кого-то силой и талантом художественного воображения или убеждения, то есть преобразовывать на своё усмотрение факты, особенно, если их нет. В обоих случаях всегда получается ложь и, следовательно, умаление человеческого достоинства, его окружения и места их проживания.
Но факты есть, их много, и они никогда не кончатся, а потому я буду строго следовать им и логике. Ведь каждый факт – это только промежуточное звено бесконечности, именуемой Жизнью.

Предисловие или примеры возможностей
Судьба, случай, удача, везение, в общем – жизнь, предоставляют человеку такие возможности, перед которыми меркнет любое художественное воображение, претендующее ещё и на документальность. Примеров предоставления таких возможностей уйма. Вот один из них.

Собираясь на очередной боевой вылет, лётчик, старший лейтенант Николай Павлович Кочетков даже предположить не мог, что с ним может произойти столь невероятный случай, поверить в который совершенно невозможно. Он – заместитель командира эскадрильи, 686 штурмового авиационного полка, летает на ИЛ-2. Немцы сбивают их в невероятно больших количествах, но и они наносят врагу немалый урон. Его могут сбить зенитки, истребители, стрелок-радист немецкого штурмовика или бомбардировщика, он может выпрыгнуть с парашютом, посадить самолёт на оккупированной территории или дотянуть до своих. Многое вероятно. Он может погибнуть при взрыве самолёта в воздухе или на земле, его могут расстрелять при спуске на парашюте, наконец, он может попасть в плен или, выбравшись из горящего самолёта, добраться до своих.
Но получилось совсем по-другому.

Утром 3 сентября 1942 года было холодно, поверх обыкновенной гимнастёрки Кочетков надел кожаный реглан. Привычно сел в свой ИЛ-2, взлетел вместе со своей группой штурмовиков и повёл их в сторону железнодорожного разъезда Конный, находящегося недалеко от Сталинграда, где они должны были уничтожить батарею шестиствольных миномётов, наносивших нашим войскам серьёзный урон. О координатах батареи, естественно, доложила разведка, а командование дало Кочеткову конкретное боевое задание.
Пересечь линию фронта – опасность смертельная. Огонь зенитной артиллерии и малокалиберной зенитной артиллерии, обозначаемых в сводках как ЗА и МЗА, всегда плотный, а немцы – хорошие математики и геометры, что и требуется профессиональным военным. Потери в наших воздушных частях огромные, единицы лётчиков, оставшихся в живых, набираются опыта маневрирования от зенитного огня, а некоторые из них пикируют прямо на зенитные батареи, стремясь уничтожить их.
Эти, пикирующие сознательно на смерть, на особом счету. Запомним это.
Кочетков был уже опытным лётчиком, летал ещё до войны, отличился в боях под Москвой. В то утро он поднял свой самолёт в двадцать третий боевой вылет. Это внушительный счёт. За десять-двенадцать вылетов награждают боевыми орденами. Кочетков воевал с ноября 1941 года, был на Западном и Юго-Западном фронтах, имел уже два ордена Красного Знамени. Здесь, летом 1942 года, на Сталинградском фронте, двадцать два раза со своей группой вылетал на боевые задания. Итоги этих вылетов группы: 127 танков, 366 машин, 8 миномётных батарей, 2 самолёта, один из них он сбил лично.
За неделю до этого полёта его сбивали дважды: 25 августа в его самолёт попали сразу два зенитных снаряда – в крыло и капот, но Кочетков дотянул до своего аэродрома и благополучно посадил самолёт. 1 сентября его снова сбили, но Кочетков будто в рубашке родился. Вернулся и опять посадил изуродованный самолёт на свой аэродром! А через два дня снова повёл свою группу на цель. (Почему группу, когда в звене 3 однотипных самолёта? Дело в том, что в одних источниках пишут: Кочетков вёл 5, в других 6 штурмовиков). И вот 3 сентября 1942 года он ведёт свою группу на разъезд Конный, где возле совхоза «Опытное поле» разведчики засекли батарею шестиствольных миномётов.
Именно над этим совхозом его сбили в третий раз. Сбили окончательно: пробили бензобак. Кабина быстро заполнялась парами бензина. А цель – вот она, уже видна. Кочетков спикировал, запустил в цель реактивные снаряды, но, когда взмывая вверх, он нажал кнопку сброса бомб, самолёт вспыхнул мгновенно. Пиропатрон сработал в густых парах бензина. Самолёт взорвался в воздухе, его огненные обломки рухнули на батарею немецких миномётов.
Всё это произошло на глазах всей группы. Случившееся должны были видеть и немцы, и бойцы наших наземных частей...
На этот раз Кочеткову не повезло...

Неделю назад, 26 августа, самолёт ИЛ-2 военного комиссара 686 ШАП Иосифа Зазулинского, с которым, несомненно, был знаком Кочетков, тоже был сбит зенитным огнём. Это случилось в Сухой Мечётке, что в километрах двадцати от Конного. Иосиф Пинхосович Зазулинский, наверное, был единственным политработником, который лично летал на боевые задания. Он пользовался огромным авторитетом среди лётного состава, солдат, сержантов и офицеров наземной службы. Бесстрашный Иосиф Зазулинский направил свой горящий штурмовик на скопление немецких танков. Посмертно его наградили орденом Отечественной войны I cтепени. Скромная награда за бессмертный подвиг... Военкому Зазулинскому жизнь не оставила других возможностей, кроме тарана, а самолёт Кочеткова взорвался в воздухе и упал на батарею. В одном из рассказов, сам Кочетков сказал, что он не совершал таран. Так сложились обстоятельства.

Товарищи его, вернувшись на базу, доложили о случившемся. Очевидец событий младший лейтенант А. П. Чубаров через много лет рассказывал: «На наших глазах машина при выходе из атаки взорвалась и сгорела. Мы сопровождали падающий костёр до самой земли. Николай был любимцем полка, настоящим асом».
Через день командир 686 штурмового авиационного полка майор Поликарп Иванович Зотов представил старшего лейтенанта Николая Павловича Кочеткова к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания посмертно вышел 5 ноября 1942 года. Но за неделю до выхода Указа, а именно 28 октября 1942 года на берег Дона, к нашим войскам, вышел исхудавший и заросший щетиной человек. На первом же допросе человек сказал, что он Николай Павлович Кочетков, русский лётчик, который за два месяца, будучи раненным, два раза бежал из немецкого плена. В первый раз был пойман, а на второй раз повезло. Но кто бы ему поверил? Начали проверять. Так: Николай Павлович Кочетков, родился 25 февраля 1918 года в селе Филелеево Рязанской губернии, семья всегда жила в достатке, люди крепкие, хозяйственные, увлекаются техникой. Учился в аэроклубе, в авиашколе. Лётчик, самолёт подбили, не помнит, как оказался в воздухе, сработал инстинкт, дёрнул кольцо парашюта. Что-то невероятное, прямо чудо какое-то, трудно поверить…

Причиной чуда оказался кожаный реглан. Кочеткова выбросило взрывной волной из самолёта. Гимнастёрка, китель, бушлат, загорелись бы сразу, но толстая кожа реглана не загорелась. Руки, конечно, сильно обгорели, взрывная волна сорвала сапоги. В бессознательном состоянии, инстинктивно, он дёрнул вытяжное кольцо парашюта. Очнувшись во время снижения, он увидел бегущих к месту его приземления немцев, заросший бурьяном овраг, а, приземлившись, освободился от лямок парашюта и бросился к спасительному оврагу, сбрасывая на бегу спасший его реглан и успевая отстреливаться из пистолета от преследователей, хотя это казалось бесполезным.
Ему прострелили руку, плечо, одна пуля попала в бок, одна в пах. И всё-таки он ушёл от немцев и скрылся в бурьяне. Ночью он прополз три километра в сторону своих позиций, но обескровел. Утром на израненного и обессилевшего лётчика наткнулся немецкий патруль.

Заметим, что это было 3 сентября 1942 года. В плену он вылечился, выждал момент, и уже 23 сентября 1942 года совершил с напарником первый побег. Их поймали и вернули уже в другой лагерь. Через месяц, 22 октября 1942 года он снова бежал. На этот раз сумел добраться до своих.
Всего за два месяца он прошёл через невероятные происшествия, остался жив, его проверяли больше полугода, потом вернули в строй. Он, наконец-то, узнал, что стал Героем Советского Союза. Об этом ему сказал его родной дядя, когда Кочеткова отпустили на побывку.
Вернувшись в родной 686 штурмовой авиационный полк он воевал в нём до его расформирования в апреле 1945 года, встретил Победу, прожил долгую и счастливую жизнь длиной в 98 (!) лет и умер в окружении родных и близких 27 августа 2016 года в прославленном авиационном городе Жуковский Московской области. Похоронен с воинскими почестями. За всю войну он совершил 101 боевой вылет.
Героическая судьба и долгая жизнь. Преклоняюсь.

Счастлив человек, о котором есть кому помнить. Он – не сирота. О Кочеткове написано много, а потому напоминание о нём только предисловие к повести о стране и её сыне, который осиротел дважды: в 1930 году, когда умерли его родители и после 5 марта 1945 года, когда он не вернулся из боевого задания.
Валентин Тихонович Поздеев. Мой земляк, уроженец станции Бурятская.

_________________________________________________________

Он –однополчанин Николая Павловича Кочеткова и других Героев Советского Союза своих сослуживцев, старший лётчик 686 штурмового авиационного полка. Валентину Тихоновичу Поздееву жизнь предоставила совсем другую возможность, чем его друзьям, прославленным лётчикам-штурмовикам, которых он много раз прикрывал и защищал в боях, пикируя на зенитки и уничтожая их, атакуя немецкие истребители. Он давал своим товарищам возможность работать с целями, подставляя под огонь себя. Ему не суждено было прожить долгую жизнь, он погиб 5 марта 1945 года. Могилы нет. Известно только, что в тот период полк воевал в Курляндии.
Николай Кочетков и Валентин Поздеев служили в одном полку и, конечно, были знакомы, может быть, дружили, знали подробности судьбы друг друга и своих сослуживцев.
Жизнь поставила перед ними одну цель, но предоставила разные возможности.

Вот выписка из приказа Главного управления кадров ВС СССР за №0434 от 28 февраля 1947 года, где в списке офицерского состава, погибшего и пропавшего без вести в боях против немецко-фашистских войск, а потому исключённых из списка ВС СССР (в списке 95 фамилий, все лётчики, штурманы, бортмеханики, техники) под №86 значится старший лейтенант Поздеев Валентин Тихонович – заместитель командира эскадрильи 289 штурмовой авиационной дивизии, который не вернулся с боевого задания 5 марта 1945 года, 1921 года рождения, член ВЛКСМ, в Красной Армии с 1940 года. Уроженец Карымского района, ст. Бурятская.
Список был отправлен в Читинский облвоенкомат.

Достоверная картина слагается из множества пазлов. Для восстановления событий нужно большое количество фактов. Исследование я начал с журнала боевых действий 686 штурмового авиационного полка. Вот выписка из приказа №014 по 686 штурмовому авиационному Севастопольскому полку от 31 марта 1945 года. Это отчёт за март 1945 года в штаб 289 штурмовой авиационной дивизии. На второй странице написано:
«Полк в течение марта месяца имел потерь: лётчиков – 2, воздушных стрелков – 2, самолётов – 2.
Потери произошли от ИА – 1, вследствие недостаточного прикрытия со стороны прикрывающих истребителей. От ЗА – 1, вследствие недостаточного применения противозенитного манёвра».
Значит 5 марта 1945 года самолёт Валентина Тихоновича Поздеева был сбит – либо истребительной авиацией (ИА), либо зенитной артиллерией (ЗА). Он погиб. Самолёт взорвался в воздухе или останки его рухнули на землю, упал или утонул в море? Возможностей выжить жизнь ему не предоставила. Чуда не случилось. Он шёл на смерть и знал о смерти...

Из автобиографии известно, что он родился 23 февраля 1921 года на станции Бурятская Читинской области, рано осиротел, беспризорничал, воспитали его пилоты конца 1930-х и начала 1940-х годов.
Был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени.
Есть наградной лист на награждение ещё одним орденом Отечественной войны I степени. И, наконец, есть наградной лист на присвоение Валентину Тихоновичу Поздееву звания Героя Советского Союза, подтверждённое командующим 7 штурмовым авиационным корпусом генерал-майором авиации Василием Михайловичем Филиным, а командующий 4-м Украинским фронтом генерал-лейтенант Феодосий Константинович Корженевич и член Военного Совета этого же фронта Никита Егорович Субботин заключили, что достоин ордена Ленина.

Но Валентин Поздеев, погиб, наград и звания не получил. О нём забыли… Документы сохранились. Видно, что над ними размышляли, их мусолили, чертили, на них писали, они переходили из штаба в штаб (6 фронтов. 1 раз в резерве ГК, 1 раз в военном округе). Фотографий нет или пока не найдены. В полку его звали истребителем зениток. Так написали его командиры. Это означает, что он сознательно шёл на смерть. Два года! С 27 марта 1943 года по 11 сентября 1944 года имел 110 боевых вылетов, до 5 марта 1945 боевые вылеты не подсчитаны. При ужасающих потерях штурмовиков, такие показатели имеют только самые опытные лётчики.
Есть конкретные описания его подвигов. Это уже хроника.

Валентин Поздеев мой земляк, он – наш земляк, наш родственник. 24 апреля 1944 года при представлении его к званию Героя Советского Союза в автобиографии написал, что осиротел в девять лет. Теперь мы знаем, что он осиротел и после смерти, а могилы его нет. Мы обязаны найти все факты, касающиеся его судьбы, а потому – эта повесть, долгая работа, о нём. Это хроника пикирующего на смерть штурмовика. Это судьба человека, судьба сироты, которого должна вспомнить и назвать своим Героем страна, его страна.

.....................................................

Повесть о стране и её сыне. Глава первая

Итак, мы узнали о Валентине Тихоновиче Поздееве, которого весной 1944 года представили на звание Героя Советского Союза, но он так и не получил ни звания, ни ордена Ленина. Что помешало этому? Факты биографии, прошлое родителей, поведение, смерть, после которой, зачастую, забывают о человеке? Какие бы события не помешали присвоению звания или награждению, они уже не в силах отменить совершённых подвигов. Тем более, что представляют на звание Героя очевидцы, фиксирующие подвиги, которым не нужны подтверждения подвигов. Сегодня их нет в живых, но остались написанные и подписанные ими документы...

Занимаясь поисками, я неожиданно обнаружил, что даже в наши дни ещё могут жить люди, которые знали и разговаривали с Валентином Поздеевым в годы войны. Например, участники войны 1927 года рождения, служившие в 686 штурмовом авиационном полку. Одного такого человека я нашёл. Это ветеран войны, житель Харькова Павел Петрович Щусь стрелок-радист 686 ШАП, который летал вместе с однополчанами Валентина Поздеева, в частности, с тем самым Героем Советского Союза Николаем Павловичем Кочетковым, с рассказа о котором и начата эта книга. Павел Петрович Щусь летал также с Петром Александровичем Комлевым, сбитым в небе Курляндии 20 февраля 1945 года, то есть за полмесяца до гибели Валентина Поздеева. Напомню, что он не вернулся с боевого задания 5 марта 1945 года. Представление на звание Героя Советского Союза П. А. Комлеву было написано сразу же после его смерти, Валентина Поздеева представили к этому званию за год до его гибели.
9 мая 2019 года Павел Петрович Щусь рассказывал в Харькове о свой службе в 686 ШАП и полётах над Курляндией. Нет сомнения, что он знал и был знаком с Валентином Поздеевым. В штурмовом авиационном полку, как правило, до 40 самолётов, примерно столько же лётчиков и стрелков-радистов. Коллектив небольшой, знать друг друга должны все.

В связи с наградами и званием лётчиков-штурмовиков заметим, что в первый период войны к первому ордену представляли за 10 боевых вылетов, ко второму – за 20 боевых вылетов, за 30 боевых вылетов можно было получить звание Героя Советского Союза. Так оценивалась правительством смертельно опасная боевая работа лётчиков-штурмовиков. Очевидно, что при неполной подготовке «Взлёт-посадка», неопытные лётчики гибли при первых же вылетах. Множество таких случаев зафиксировано и задокументировано за годы войны. Сегодняшние поисковики обнаруживают обломки ИЛ-2, экипажи которых были сбиты во время выполнения первого боевого задания. Опытных лётчиков всегда было очень и очень мало. В строю оставались только самые закалённые, отважные и, главное, опытные лётчики.

К середине войны звание Героя Советского Союза можно было получить уже за 80 боевых вылетов. Валентин Поздеев при представлении его к высокому званию имел 92 боевых вылета, то есть всего за год войны он превзошёл все установленные нормативы для представлениям к наградам и званию Героя Советского Союза. К марту 1945 году число боевых вылетов Валентина Поздеева перевалило за 100. Такие показатели не удивительны. Дело в том, что он стал опытным лётчиком ещё до вступления в схватку с расчётами зенитных батарей и лучшими лётчиками Германии.

Он должен был стать пилотом и стал им. Начиная с 13 лет Валентин Поздеев работал в аэропортах гражданской авиации, учился в аэроклубе. Вся страна грезила полётами и парашютами. Но Валентин Поздеев был сиротой, беспризорничал. И стремился учиться и познавать лётное дело. Это видно из исследования жизни нашего земляка, которая началась 23 февраля 1921 года на станции Бурятская и оборвалась 5 марта 1945 года в небе над Курляндией. Было ему отпущено 24 года жизни, в которые вместилась насыщенная событиями судьба.

Примерно за такой же срок состоялось становление его страны - СССР, который, поднявшись из руин гражданской войны, всего за три пятилетки стал могучей державой, победившей фашизм. Отсчитайте назад три пятилетки из своей судьбы. Что за это время произошло с вами и страной?

* * *

Отправные точки исследования – автобиография Валентина Поздеева, его характеристика, наградные листы, а также журналы боевых действий, приказы, все имеющиеся документы, касающиеся деятельности 686 штурмового авиационного полка 289 штурмовой авиационной дивизии, 7 авиационного корпуса. А также – воспоминания лётчиков, воздушных стрелков, солдат и офицеров наземной службы, которые также имеют отношение к 686 ШАП. Кроме этого, имеются книги разных авторов о героизме лётчиков и воздушных стрелков, воевавших на ИЛ-2. Сюда же относится история легендарного самолёта ИЛ-2, которого называли «летающим танком». Одним словом, документов и вариантов накопления сведений о судьбе нашего земляка много. Их надо изучать, минуту за минутой, предложение за предложением. Некоторые из них могут быть совершенно неожиданными, как, например, рассказ Павла Петровича Щусь, где выяснились некоторые подробности и география деятельности 686 ШАП из уст очевидца. Имеется также подробный рассказ воздушного стрелка, имя и фамилия которого не указаны, о боях в небе над Курляндией, где указываются те же населённые пункты, названные в наградных листах с описаниями подвигов Валентина Поздеева. Не секрет, что некоторые останки лётчиков и воздушных стрелков вместе с корпусами и обломками ИЛ-2 находятся на дне Балтийского моря…

Рассказы очевидцев сужают поиски до определённых мест и фамилий, показывая героизм лётчиков-штурмовиков и конкретно Валентина Поздеева не голословно, а вживую, почти зримо, что подтверждается имеющимися на сегодняшний день материалами. Вполне вероятно, что со временем будут найдены фотографии Валентина Поздеева, его сестры, родителей.

Эти документы, донесения, журналы, наградные листы, свидетельствующие о героизме Валентина Поздеева и представления его к званию Героя Советского Союза, уже никогда не денутся, они зафиксированы и хранятся в архивах, сегодня доступны любому человеку. Наша задача изучить их, более глубже исследовать жизнь нашего земляка и скрупулёзно, шаг за шагом, дойти от места его рождения, то есть станции Бурятская, до места в Курляндии, где оборвалась его жизнь.

Только после таких исследований можно написать и представить книгу и документы читателям и Правительству страны, для восстановления имени, наград и звания Валентина Тихоновича Поздеева. Процедура сложная и ответственная, в ней должны принять участие исполнительная и представительная власти Могойтуйского района, Агинского Бурятского округа, Забайкальского края, сенаторы края. (С некоторыми из них начаты предварительные разговоры по поводу предстоящей работы).
Думается, что участие активистов ст. Бурятская и села Ушарбай, не говоря уже об администрации, обязательно.


К тому же наше исследование не только о человеке, но и стране, времени, условиях, которые формировали характер, способный на героические поступки, что естественным образом опускает всякую идеологию, уступая место личным качествам человека, готового на подвиги ради людей, то есть – во имя ближнего. В связи с этим оговоримся, что наша книга – это материал не только для современников, но, более всего, для потомков.

Начнём с автобиографии, написанной Валентином Поздеевым 24 апреля 1944 года во его представления на звание Героя Советского Союза.

«Отец до революции работал машинистом водокачки на ст. Бурятская, мать домохозяйка. В 1930 году родные умерли.
С 1930 по 1934 год беспризорничал…»


Что увидит современный читатель за этими двумя абзацами? Предполагаю, что – ничего. Но мы, люди, которым хоть в какой-то мере известна и небезразлична реальность, проступающая из этих строк, должны рассказать о ней, иначе прошлое исчезнет для наших потомков. Душа человека, как известно, в прошлом. Вдумайтесь в эти слова.

Как видите, получается так, что Валентин Тихонович Поздеев заставляет нас рассказывать не столько о нём, сколько о стране, в которой он жил и которую защищал. Они всегда вместе – человек и страна. Образы их в отрыве друг от друга становятся далёкими и нереальными.

Станция Бурятская

Мы ничего не знаем о родителях Валентина Поздеева, об отце, работавшем машинистом водокачки на станции. Эти искусные строения конца XIX и начала XX века сохранились по всей магистрали, веткам Транссиба и КВЖД до наших дней. Есть ли у нас представления о титаническом труде людей, построивших такую уникальную дорогу? Чувствуем ли мы величие этого создания? Что представляют из себя сегодня и дорога, и станции, и люди маленьких поселений у железнодорожных перегонов и веток?


Одними из этих людей были родители Валентина Поздеева. Отца его, как мы можем предположить, звали Тихоном, имя его матери для нас всё ещё неизвестно? Может быть, оно есть в каких-нибудь архивах, церковных книгах? Сын написал о ней – домохозяйка. Первая четверть ХХ века, маленькая железнодорожная станция на окраине стране.

Какие фамилии сегодня доминируют на станции? Являются сегодняшние жители станции, например (взяты из периодики), Москвичовы Якимовы, Демковы, Лысаковы, Першиковы, Игнатьевы и другие, потомками первостроителей, а некоторые из них – родственниками Поздеевых?

Судьба человека – это судьба места, где он родился, жил, живёт, вместе с тем – это история страны. Без такого ощущения жизнь становится бессмысленной, как и политика правящего режима.

В одном из документов написано, что Валентин Тихонович Поздеев родился на станции Бурятская Карымского района Читинской области. На тот период станция входила в территорию Карымского района, что, может быть, было правильным для административно-территориального деления, но неудобным для жителей, для которых близлежащие сёла и станция Могойтуй ближе, чем другие населённые пункты Читинской области.

Сегодня без труда можно узнать, что станция Бурятская или посёлок при этой станции находится в Могойтуйском районе Агинского Бурятского округа Забайкальского края. Посёлок входит в СП «Ушарбай».

В 1901 году недалеко от этих мест началось строительство железнодорожной ветки Тарская – Забайкальск. Это был западный подход на КВЖД, который находится в 6348 километрах от Москвы. В этот период и возникла станция. Первоначальное название – станция Мира, так называется ближний перевал. Есть сведения о том, что станция была переименована в Бурятскую по просьбе жителей.

Можно только предположить, что родители Валентина Поздеева были ненамного старше станции. Сколько у них было детей тоже неизвестно. Знаем, что у него была сестра, но не знаем её имени. В автобиографии Валентин Поздеев пишет, что в 1938 году в Свердловске разыскал свою сестру и жил у ней. В 1938 году Поздееву было 17 лет. Если предположить, что сестра была замужем, то она была старше брата. На сколько лет старше? Почему она жили в Свердловске? Вышла замуж, работала?

Из-за чего умерли родители Валентина Поздеева в 1930 году? Где они жили в это время? Машинист водокачки – это постоянное место работы, постоянный заработок. Трудно предположить, что Тихон Поздеев оставил работу и переехал со своей семьёй в какое-то другое месте, да ещё в такое беспокойное время. По причине каких событий мог осиротеть Валентин Поздеев? Какая произошла трагедия, болезнь, несчастный случай? Заметим, что родители его умерли не в разное время, а в один год. Где и у кого жил Валентин Поздеев, став беспризорником?

Может быть, быть у него были родственники, не исключено что он жил в бурятских улусах по обеим сторонам Могойтуйского хребта, или на стойбищах, вблизи сегодняшней Зымки, может быть, у бурят Амитхаши, Нижнего Ушарбая, Сэлхээма? Там ещё в 1926 году коммунисты станции Бурятская и активные жители близлежащих улусов создали коммуну «Ажалчин», то есть Труженик. В 1930 году осиротевшему Валентину Поздееву было 9 лет. Мальчика вполне могли приютить в коммуне.

5 января 1930 года вышло Постановление ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», где было указано о начале «добровольной» коллективизации. Надо полагать, что в то время жизнь вокруг станции Бурятская менялась разительно. Коммуна «Ажалчин» развивалась и крепла. Это отдельная, большая, история советских колхозов. Материалов на эту тему достаточно.


Вот только малая часть событий, происходивших в стране в 1930 году.

Согласно Постановлению ЦК, ЦИК, СНК от 30 января 1930 года в стране начиналась борьба с кулаками, зажиточным было запрещено вступать в колхозы. Только за период с 1929 по 1933 год из родных мест, по официальным данным, режим выслал 240 тысяч семей, а по не официальным – несколько миллионов человек.

1 марта 1930 года утверждён Устав сельхозартелей, согласно которому в коллективных хозяйствах начали обобществлять землю, скот, инвентарь. Естественно, крестьяне стали сопротивляться власти, начали массово забивать скот, уничтожать хлеб, наиболее обиженные – вредить колхозам. Общество ещё больше расслоилось на своих и чужих. Во многих местах люди стали голодать, вместе с этим усилились эпидемии и болезни.

2 марта 1930 года появились статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов», 14 марта 1930 года – Постановление ЦК партии о борьбе с искривлениями генеральной линии, 7 апреля 1930 года – Указ о расширении системы трудовых лагерей.

Все эти мероприятия – цепь событий, имеющих одну цель, а потому связаны друг с другом. Каждое Постановление или Указ проистекают из предыдущих.

14 августа 1930 апреля вышло Постановление ЦИК и Совета Народных Комиссаров о всеобщем начальном образовании, которое становилось обязательным для всех граждан страны. Если в 1927 году в общеобразовательных школах страны училось 1 миллион 600 тысяч учащихся, то в 1933 году их стало уже 21 миллион 400 тысяч.

Так противоречиво и неумолимо преобразовывалась страна. Вдумчивый читатель понимает, что каждый факт истории страны, оказав влияние на современников, далее, в нужное время и в нужном месте, непременно отразится на его мировоззрении, личной биографии, повлияет на судьбу его самого и потомков. Следовательно, человек сам должен развивать своё мировоззрение всеми средствами и способами, выработанными до него.

Чем больше мы будем изучать судьбу отдельного человека, тем больше будут открываться, дополняться и оживать образы наших предков и нашей страны, вместе с местами, где мы сегодня живём, являя нам самые разные факты и примеры для осмысления собственной жизни. Следовательно, герой нашей книги Валентин Поздеев наталкивает автора и читателей на достижение именно такой цели.

Валентин Поздеев пишет, что беспризорничал до 1934 года. Из его автобиографии можно сделать вывод, что в это время, он, 10-12-летний мальчишка из ст. Бурятская, двигался на запад. На чём и как? Скорее всего, по железной дороге. Может быть, он искал лучшую долю или же свою сестру, которая, по его мнению, должна была жить недалеко от какого-нибудь аэропорта. Откуда такое предположение?

Из той же биографии Валентина Поздеева, где он пишет, что «В 1934 г. был взят на воспитание Омским Аэропортом ГВФ (гражданского воздушного флота), где и окончил семилетку в 1938 году».
Почему в 1934 году он оказался в Омске, да ещё в аэропорту? Была ли у него определённая цель? Была...
Об этом и других событиях в следующей главе.

Продолжение следует.

На снимке: Наградной лист на звание Героя Советского Союза Поздеева Валентина Тихоновича.

..............................................


Рецензии