Лопари

Военная форма преображает человека. Построения, парады, смотры всегда сопровождаются проверкой опрятности тех, кто стоит в строю, наличия всех пуговиц, подтянутости ремня, отсутствия складок и морщин в обмундировании.
И не важно, какой это род войск - летчики, артиллеристы, пехотинцы или моряки – все военачальники требуют соблюдения в строю чистоты формы и выправки, как наипервейшего условия соблюдения дисциплины.
«Честь мундира» - понятие из армии, не допускающее навлечения позора на человека, носящего военную форму. Мундир, шинель, тельняшка имеют положенный срок жизни. На смотры, парады и в увольнения полагается надевать форму «первого срока», а рабочая одежда, в которой выполняют все хозяйственные дела от приборки до покраски, конечно же, представляет более скромный вид.
В северном авиационном полку, где служил мой друг Алексей, парадов и смотров не проводили уже давно,  а замена формы «первого срока» затянулась на три года. Поэтому вид «техников», обслуживающих самолёты, представлялся очень «затрапезным». Работа с металлом, керосином и маслом сразу была видна на  их  внешнем облике, поэтому приезд генерала из штаба поставил командира части в тупик, но, поскольку тому предстоял скорый вылет, то командир ограничился предупреждением, чтобы технический состав спрятался где-нибудь и не показывался на глаза начальству.
После построения лётного состава полка и обеда генерал попросил показать аэродромное хозяйство. Апрельское солнце разрыхлило снег на взлётной полосе, где медленным шагом они проходили, беседуя о текущих делах, затем дошли до конца полосы и повернули обратно, поскольку приближалось время отлета. Генерал, жмурясь на ярком солнце, оглядывал окрестности аэродрома с редкими деревьями на горизонте. Его внимание привлекла какая-то фигура, выглянувшая из-за капонира – земляного укрытия для самолета. Замызганный тулуп нараспашку, валенки, чумазое загорелое лицо с сощуренными глазами выглядели колоритно на фоне самолета-истребителя, сверкающего в полуденных лучах.
- Кто это? – удивленно спросил генерал – почему такой чумазый?
- Да это местные оленеводы-лопари – соврал командир полка, чтобы «честь мундира» осталась незапятнанной – прутся со своими стадами на аэродром. Гоняю, как могу, но они вновь приходят, шатаются, где попало.
- Лопари, говоришь? – оживился генерал – никогда не видел, позови его!
- Да, зачем, с ними и говорить-то трудно, русского языка не понимают!
- Всё равно, позови!
У командира части язык прилип к гортани, он стоял, не шевелясь.
Генерал повернулся в сторону «лопаря» и призывно замахал рукой:
- Эй! Иди сюда! Иди, не бойся!
Нескладная фигура отделилась от капонира. Сначала шагом, а затем, подчиняясь нетерпеливым взмахам руки генерала, человек побежал по рыхлому снегу, но за десять шагов остановился, выпрямился и, чеканя строевой шаг на мокрой бетонной полосе, подошёл к генералу, и, лихо козырнув, доложил:
- Товарищ генерал-майор! Авиамеханик полка, старший лейтенант Синицын по Вашему приказанию прибыл!
- Лопарь, говоришь! Оленевод! – повернулся генерал к поникшему командиру полка, но увидев выражение его лица, в голос, раскатисто захохотал...


Рецензии
Добрый попался генерал.
Наверное потому, что из летчиков.

Реймен   22.04.2023 20:50     Заявить о нарушении
Конечно! Летчики, как никто, ближе к Богу. Ну, разве что ещё космонавты.

Ник Худяков   23.04.2023 22:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.