ЖСЛ. Жамбалдоржи Гомбоев

Лама Жамбалдоржи Гомбоев (1897-1983). Выдающийся религиозный деятель, глава Центрального духовного управления буддистов СССР (ныне Буддийская традиционная Сангха России). Пандито Хамбо Лама с 1963 по 1983 год.
Лама – религиозный учитель, соответствует понятию «гуру». Слово также может быть составной частью титула…

Какие мысли могут возникнуть у человека по время пребывания в маленькой комнате, которая посвящена деятельности великого ламы Жамбалдоржи Гомбоева в музее села Таптанай? Естественно, рождаются мысли об уровнях человеческой свободы, о его возможностях, жизненных целях, ежедневных задачах, о прошлом, настоящем, будущем, о семье, детях, близких... Появится ещё множество мыслей, которые обязательно возникнут перед человеком, который хоть в какой-то мере приблизится к тому, что мы называем буддизмом.
Тут важен масштаб личности, его дух и воля, наследие и мыслеобразы, которые незримо существуют в помещении, сконцентрированы или исходят от присутствующих здесь атрибутов. Попутно заметим, что это село дало монгольской и российской цивилизации несколько выдающихся деятелей ХХ века. Нет ли в этом явлении какой-нибудь закономерности или тайны? Почему именно Таптанай, где и находится музей?
Человек в таком месте непременно будет погружаться во внутреннюю эмиграцию, стараясь остаться наедине с самим собой и решить для себя насущные, а также не возникавшие прежде перед ним, задачи. И чем больше масштаб личности, с которым он связан в данный момент, тем крепче и сильнее мысли, которые способны разрешить его проблемы.
Вот о чём мне думалось в музее села Таптанай, где хранятся личные вещи, документы, награды Жамбалдоржи Гомбоева. Подумаем о нём вместе.

О явлениях, которые относятся к гуманитарным, тем более о религии писать и рассуждать трудно. Эта сфера человеческой жизни, несмотря на устоявшиеся веками каноны, более или менее свободна в трактовании человека, но находится в рамках незыблемых канонов той или иной конфессии. Одобренной будет та подача рассуждений, которую воспримут иерархи конфессии, оказывающие влияние на общество данной эпохи. Из этих устоявшихся во времени правил выпадает буддизм, трактовка канонов которой наиболее свободна в сравнении со всеми известными нам вероисповеданиями. Буддизм в чистом виде – это дверь в пространство и время свободы, которую определили учителя, разработавшие свою систему познания мироздания и развития человеческой личности.  Прежде всего, буддизм – это атеистическое учение, отрицающее существование живого бога или какого-либо абсолюта, создавшего всё сущее несколько тысячелетий тому назад, когда наша Вселенная насчитывает 14 миллиардов лет. Неплохо было бы побеседовать на эту тему с Жамбалдоржи Гомбоевым. А ещё можно размышлять на эту тему в музее Таптаная.

Жамбалдоржи Гомбоев - один из Учеников и продолжателей Учения Будды, вместе с тем сам Учитель. Так он, видимо, должен был понимать свою роль в этой человеческой юдоли, где всё находится в круге Сансары, а путь к освобождению начинается с Шаматхи – Укрощения ума от ментальных наркотиков, ведущих человека в паутины самых разных идеологий, преследующих укрепление товарно-денежных отношений, то есть эксплуатацию человека человеком.
Но, прежде чем, учить других, человек должен сам непрерывно учиться. Прежде чем, учить хотя бы относительной свободе от ярма товарно-денежных отношений, человек сам должен иметь такую свободу. Прежде чем, говорить о десяти добродетелях, человек уже должен их иметь.
Учитель обязан иметь нравственное право на учение, как и любой руководитель должен обладать моральным правом на то, чтобы руководить обществом. В любом другом случае Учение и Руководство теряют всякий смысл и становятся преступными. Это закон, императив, сохраняющий человечество, как вид. Что происходит без такой нравственной легитимности люди за свою историю убеждались много и много раз. Этой участи не избежал и Жамбалдоржи Гомбоев, вся его судьба – блистательное утверждение торжества нравственного права на развитие и распространение Учения Будды.

Как я упомянул выше, село Таптанай знаменито многими людьми, которые оказали сильнейшее влияние на российское общество, не говоря о Сибири и Забайкалье. Именно в таком порядке и масштабе, который недооценён до нашего времени. Надо сказать, что эти люди появились на свет не в современном населённом пункте, который именуем Таптанаем, а вблизи него – в падях, распадках, долинах и склонах хребтов, которые окружают село. Жамбалдоржи Гомбоев – один из них.
Биографы пишут, что он родился 10 сентября 1897 года в местности Аса-Шибирь, что не очень далеко от Таптаная. Здесь издавна стояли животноводческие стойбища в окружении берёзовых рощ, за которыми возвышаются пологие сопки. Он принадлежит бурятском роду бодонгут, отец его Гомбо Дамдинов, как и многие его сородичи, был животноводом.

В памяти людей сохранились воспоминания его родственников, которые рассказывали, что в 1904 году Гомбо Дамдинов вместе со своей семьёй ездил в Монголию, где проходили торжества в честь приезда Далай Ламы XIII. Конечно, был там и Жамбалдоржи Гомбоев. Надо представить местность Аса Шибирь, Таптанай, Саханайские хребты и тележный путь в Монголию, по которой ехали паломники. Какими были люди того времени, во что были одеты, как и о чём думали, что представляли из себя основные прерогативы в жизни и обучении подрастающего поколения? Из ответов на эти и многие другие вопросы возникнет образ бурятского мальчика, едущего со многими другими людьми на телегах в Ургу для того, чтобы поклониться живому божеству Далай Ламе XIII, которому, кстати, мальчика представили. Наверное, мальчик и божество говорили о чём-то, один из них задавал вопросы, другой отвечал.
Когда Жамбалдоржи было 7 или 8 лет, родители отдали его на обучение в Агинский дацан. В одних источниках пишут, что он был в хувараках пятнадцать лет, а в других – почти двадцать лет. Во всяком случае, на настоящего ламу учатся довольно много лет. В начале 1920-х годов Жамбалдоржи Гомбоев получил степень Гэбши. Знатоки утверждают, что это звание соответствует светскому званию кандидата наук.
Жамбалдоржи Гомбоев изучал буддийскую философию. По сведениям этих же знатоков, образования в монастырях буддийской школы гелугпа включает разные предметы, курсы, изучение которых занимают от 10 и более лет. В первую очередь изучают теорию познания и логику, как правило, на это уходит не менее 3-4 лет; далее переходят к запредельному совершенству или парамите, то есть к совершенству мудрости, этот курс длится 5 лет; философия срединности – 2-3 года; на теорию элементов бытия, говоря светским языком, метафизику, ученик тратит не менее 2 лет: виная или монашеский кодекс поведения – не менее 1 года. Ученик должен изучить более десяти разных курсов для того, чтобы его допустили к экзаменам для получения других степеней богословия. Высших степеней пять: Рабжамба, Дорамба, Габжа, Цограмба, Лхарамба. Это уже доктора буддийской философии.
Все эти ступени и степени прошёл и получил в своё время Жамбалдоржи Гомбоев. Но вернёмся к хронологическому повествованию о его жизни.
Получив степень и право преподавания буддийской философии, Жамбалдоржи Гомбоев отправился (или его назначили) в Хандагатайский дацан, который находится в живописнейшем месте планеты – Тункинской долине. Хандагатайский – это историческое название, официально – Хойморский дацан «Бодхидхарма», а народное название – Аршанский дацан. Это большой монастырь, который находится в местности Аршан. Основан Агваном Доржиевым. Надеюсь, что исследователи, приводящие такие сведения, не ошибаются.
В этом дацане Жамбалдоржи Гомбоев два года обучал более тридцати учеников. Обучая других, он продолжал учиться сам. Вообще, буддизм — это непрерывное учение и познание. Вероятно, развитие должно быть основной прерогативой жизни любого человека.
В эти же годы Жамбалдоржи Гомбоев получал посвящения в монастырях и дацанах Бурятии, был в крупнейшем монгольском монастыре Гандантэгченлин. Это храм бодисатвы Авалокитешвары, который в наши дни посещают туристы со всего мира.
В Агинский дацан Жамбалдоржи Гомбоев вернулся в 1930 году. Ему шёл 34 год. Советская власть окончательно укрепилась и не собиралась исчезать. Жизнь и быт людей менялись на глазах, становились лучше, удобнее, несмотря на критикуемые нашими современниками изменения в том времени.
В связи с этим надо сказать, что у большинства наших предков не было другой жизни, которая при сравнении выглядела бы лучше, комфортнее и свободнее, чем та, которую предоставляла Советская Россия. Только малая часть населения, эксплуатирующая большинство, возможно, жила в сытости и благе. Нет сомнения в том, что Жамбалдоржи Гомбоев и многие его соратники, очень хорошо понимали обстановку того времени. Но, к сожалению, власть была атеистической, безбожной, а потому безжалостной и невежественной, проводя политику совсем другого просвещения, которое предполагается в буддизме.
Лама, конечно, не может остановить своё развитие из-за каких-то свойств власти. Известно, что в 1930 году Жамбалдоржи Гомбоев получил степень Габжа. Значит, до этого периода он уже защитил степени Рабжамба и Дорамба. Впрочем, исследователи и я вполне можем ошибаться…
Но не будет ошибкой, если скажу, что времена для буддизма наступали мрачные. Лам и служащих Агинского дацана начали проверять на благонадёжность Советской власти ещё с 1930 года, не замедлили и аресты. К 1937 году стало понятно, что дацан могут закрыть, а имущество конфисковать. К этому времени многие ламы уже были сосланы в Красноярский край. Махина репрессий раскручивалась быстро, неумолимо и беспощадно.
Жамбалдоржи Гомбоев принял вместе с родственниками, на их взгляд, правильное решение: они отправились в добровольную ссылку. Наверное, надо было опередить власти и облегчить свою участь. Более того, они до конца должны находиться в своей среде, ибо любая друга среда будет их отторгать.
И в этом моменте надо представлять расстояния от Агинского до Красноярского края, где сейчас находится село Агинское, центр Саянского района, до самого Красноярска и таёжных массивов, где работали тысячи ссыльных из Восточной Сибири.

Как и на чём добирались до этих мест Жамбалдоржи Гомбоев и многие другие ламы, их родственники в конце 1930-х годов? Арестованных доставляют за счёт государства, а они отправлялись добровольно...
Известно, что в 1940 году на территории Агинского дацана разместилась воинская часть. О каких-то религиозных мероприятиях не могло быть и речи.
Примерно с 1930-х годов до середины 1950 годов в лагерях и ссылках России пребывало большинство лам старейших дацанов Забайкалья. Они были на разных работах, и в то же время помогали всем, кто находился рядом с ними в эти годы, лечили их, отправляли религиозные потребности, поддерживали духовно, по возможности, и материально.
Известно, что Жамбалдоржи Гомбоев работал на стекольном заводе с 1937 по 1941 год. Надо сказать, что недоверчивая Советская власть даже в тяжелейшие годы, случавшиеся, как и всегда, по вине руководства, не доверяла никому. Например, в 1941 году призывали на фронт не всех мужчин, особенно арестованных.
Мне довелось писать о судьбах многих священников, людях наиболее честных из контингента ГУЛАГа. Власть доверяла им в лагерях и местах поселений ключи от продовольственных складов, хлебопекарен, материальное имущество, но в 1941 году не призывала их на фронт. Но почему-то габжу, доктора буддийской философии, Жамбалдоржи Гомбоева призвали, вручили винтовку. И отправили на верную смерть – в штрафной батальон.
Это данные из биографий Жамбалдоржи Гомбоева, которые имеются в сети, Википедии. Некоторые люди утверждают, что он, действительно, был в штрафной роте, но воевал в другой части до 1945 года, хотя маловероятно, что кто-нибудь мог дожить в штрафном батальоне до конца войны. Надеюсь, что биография в Википедии выверена и проверена, хотя нельзя исключать досадных ошибок и отсебятин, которые случаются в информационном пространстве. Вместе с тем прошу прощения у людей, обладающих более точными и обоснованными сведениями, за возможные ошибки и упущения.
Читателю надо представить ламу с винтовкой, фронт, атаки штрафных батальонов. Жамбалдоржи Гомбоев был дважды ранен, но остался жив. Власть уже не могла бросать в атаки инвалида II группы. В 1943 году его демобилизовали по ранению. Естественно, он обязан был вернуться в Красноярск, где продолжали жить его друзья и родственники. Теперь он получал пенсию по инвалидности и продолжал практиковать буддизм.
За два года фронтовой жизни на переднем крае, в штрафном батальоне, Жамбалдоржи Гомбоев был награждён тремя медалями. Одна из них – «За Отвагу».

Непрерывное совершенствование и пожелание блага всему живому - было его образом жизни. Власть может унижать, топтать, мучить, власть может быть безжалостной и беспощадной, но буддист обязан быть выше всех качеств, присущих существам, находящимся в круге Сансары, а потому он не может позволить себе даже презрение и брезгливость.
Конечно, он имел связь со многими деятелями буддизма, живущими в стране и за рубежом. Надо полагать, что вместе с ламами и наиболее активными жителями Агинской степи, он много хлопотал о возвращении и открытии буддийских храмов и монастырей ещё находясь в Красноярске.
В 1946 году Агинский дацан снова был открыт. В 1947 году у Жамбалдоржи Гомбоева появилась возможность вернуться в родные края. Куда он мог приехать? Наверное, в Агинское, в Таптанай, в Дульдургу, в Аса Шибирь, где должно было находиться их родовое стойбище.
Снова служить в дацане он приступил в 1949 году. Начал с должности гэсхэ – держателя дисциплины. Никакая организация, религиозная особенно, не может существовать и развиваться без дисциплины. Институт держателя или блюстителя дисциплины в буддизме наиболее значимый из всех других, ибо на нём держится структура Учения и устав монастырской жизни. Дисциплина и порядок поддерживают режим и непрерывное образование, из которых следуют конкретные результаты.
В 1956 году Жамбалдоржи Гомбоева избрали Дид Хамбо Ламой, то есть заместителем Пандито Хамбо Ламы, одновременно с этим он избран ширээтэ, то есть настоятелем, Агинского дацана. Организаторские способности Жамбалдоржи Гомбоева проявились за годы работы в должности блюстителя порядка, теперь они получали более широкие возможности и полномочия.
Вместе с Пандито Хамбо Ламой Еши-Доржи Шараповым Жамбалдоржи Гомбоев ходатайствовал перед властями о возвращении Тамчинского, Цугольского, Петербурского дацанов. В 1957 году они подготовили и написали убедительное и, главное, обоснованное письмо в правительство страны о необходимости открытия и работы дацанов Республики Бурятия и Читинской области. Смею думать, что они показывали властям серьёзные уроки дипломатии и возможного взаимодействия на благо общества и страны.
В 1958 году Жамбалдоржи Гомбоев и Пандито Хамбо Лама Еши-Доржи Шарапов приняли активное участие в международной конференции в Катманду, а также – в мероприятиях, посвящённых 2500-летию Будды Шакьямуни в Индии. Чествования проходили в Дели.

Россию в мире буддизма представляли ламы, освобождённые из лагерей и ссылок ГУЛАГа. Должен отметить, что Еши-Доржи Шарапов, бывший Пандито Хамбо Ламой с 1956 по 1963 годы, уроженец деревни Колочное Забайкальской области, 1892 года рождения, провёл в ссылке 30 лет...
Это были опытные и закалённые люди, досконально знающие общество и систему российской действительности, а потому оказывавшие сильнейшее влияние на умы людей. Это влияние имеет свои последствия и в наши дни. В ухоженности населённых пунктов Агинского Бурятского округа и Республики Бурятия, в местах компактного проживания бурятского населения, а также в их стереотипе поведения, которое не может быть иметь ничего общего с проявлениями агрессивности к чему бы то ни было, есть особое влияние лам, прошедших через лагеря и ссылки ГУЛАга, один из которых Жамбалдоржи Гомбоев.
Всё, что сегодня имеется в буддизме России – заслуга этих людей.

В 1963 году Жамбалдоржи Гомбоева избрали XIX Пандито Хамбо Ламой, а также – председателем Центрального духовного управления буддистов СССР, которое сегодня называется Буддийская традиционная Сангха России.
С тех пор прошло более чем полувека. Жамбалдоржи Гомбоев покинул земную жизнь в 1983 году... Все эти годы буддизм на территории СССР, а потом и России, непрерывно развивался, укреплялись связи с другими странами. За эти годы в регионах с преобладающим населением, исповедующим буддизм, не было, так называемых, «горячих точек», проявлений агрессий и террористических актов. Если посмотреть на карту СССР с точки зрения анализа взаимоотношений населения друг к другу вообще, то наиболее мирные и дружественные из них – территории с населением, где преобладает буддизм. Вместе с тем, именно это население живёт не за счёт бюджета или природных ресурсов, а только за счёт своего труда, в большинстве случаев, – животноводства и предпринимательской деятельности.
Долго и внимательно я рассматривал атрибуты и вещи в комнате Жамбалдоржи Гомбоева. Всё чрезвычайно скромно и человечно. Никаких излишеств в одежде, никаких украшений. Вместе с тем, сама атмосфера наводит на мысли о величии и бренности одного из живых существ планеты, именуемого Человеком. Какое у него должно быть сознание для того, чтобы жить спокойно? Не счастливо, а спокойно, в трудах и мыслях, что и отличает его от всех остальных существ. Что для этого делает буддизм и что такое буддизм? Я занимался этими вопросами много лет...

Одной из форм общественного сознания является религия, где концентрируется совокупность представлений о вере в сверхъестественные явления, включая живого бога, вопреки науке. На мой взгляд в буддизме не может быть ничего религиозного, ибо буддизм — это особое, специфическое, ответвление атеизма со своим Учением, наукой и пантеоном, предназначенным для развития личностных качеств любого человека в целях обретения им спокойствия, то есть свободы от товарно-денежных отношений. Человек должен освободиться от тяжкого круга быта и обрести Бытие. Это не одна из форм общественного сознания, а сознание вообще, сознание, как таковое. Остальное – предрассудки. Думаю, что Жамбалдоржи Гомбоев согласился бы со мной или, по крайней мере, не стал бы моё мнение отрицать…

В 1970 году Жамбалдоржи Гомбоев стал одним из основателей неправительственной организации – Азиатской буддийской конференции за мир, в которую сегодня входят 12 стран Азии, множество буддийских лидеров, общественных и политических деятелей из разных стран и сообществ. Вместе со своими соратниками он заложил основные цели и задачи АБКМ – всемерное способствование распространению и претворению в жизнь буддийского Учения, проповедование высоких идеалов мира, гармонии и социальной справедливости, непрерывная борьба за полное запрещение ядерного и любых других видов оружия, поддержка неотъемлемых требований народов за свободное и независимое развитие, защита прав и достоинств человека. Штаб-квартира АБКМ находится в монастыре Гандантэгченлин в Монголии.
Жамбалдоржи Гомбоев вместе со своими соратниками был инициатором создания в этом монастыре Буддийского университета, где восстановили традиции буддийского образования. Кстати, большинство лам российских дацанов и монастырей учились в этом университете.
Также Жамбалдоржи Гомбоев стал организатором возведения большого комплекса Иволгинского дацана. Много лет он обращался в правительство СССР с документами, в которых обосновывал возвращение и восстановление разрушенных дацанов и монастырей. Вообще, за двадцать лет своей неутомимой деятельности он провёл колоссальную работу по возвращению и восстановлению буддийских объектов не только в СССР, но и за рубежом.
Разве можно представить, что в 1960-1970-х годах СССР могли посетить буддийские учителя из-за рубежа? Тем не менее это сделал возможным Жамбалдоржи Гомбоев. Он пригласил Учителя Кушок Бакула Римпоче, который побывал в наших краях. Далее такие визиты стали обыденными. Буддисты Монголии и Бурятии помнят о таких заслугах Жамбалдоржи Гомбоева.
В 1979 году Бурятию посетил Его Святейшество Далай Лама XIV. Жамбалдоржи Гомбоев обратился к нему с просьбой о возможности учёбы хувараков из дацанов России в монастырях Индии. Была разрешена и эта проблема, а сегодня учёба наших лам за рубежом стала обычным делом.
Жамбалдоржи Гомбоев добивался таких возможностей в годы сильнейшего развития, то есть окостенения мысли, античеловеческого режима.
Были у Жамбалдоржи Гомбоева и правительственные награды, которые также отражали его многогранную деятельность: орден Дружбы народов и орден «Знак Почёта», из неправительственных, международных, наград – Золотая медаль Мира и медаль Азиатской Буддийской Конференции мира.
В 1981 году в научно-исследовательском институте Наланда, что в знаменитом центре буддийского Учения Древней Индии, Жамбалдоржи Гомбоеву присуждали Почётную степень «Доктор буддийской теологии – Пандито». Вспоминал ли он в эти минуты о кровавых атаках своей штрафной роты «в валенках, валенках, не подшитых стареньких…»?
Ему было суждено прожить 86 лет...
Побывайте в музее села Таптанай и у вас возникнут мыслеобразы о великом ламе Жамбалдоржи Гомбоеве. Может быть, они помогут решить проблемы, возникающие у всех, кто находится в круге Сансары?
В с этими мыслями я вышел из музея…

……………………………………………………………………………

Через четверть века после ухода в иной мир Жамбалдоржи Гомбоева земляки и буддисты Забайкальского края поставили в местности Аса Шибирь субурган в честь XIX Пандито Хамбо Ламы буддистов СССР.
Сегодня ветер с Алханайских или Саханайских гор развевает разноцветные хадаки, звенит молитвенными колокольчиками, шумит берёзовой листвой в Аса-Шибири, где родился лама, прошедший через суровые испытания XX века и возродивший в России вместе со своими соратниками буддизм.
Ом ма ни бад ме хум!

На снимке: Жамбалдоржи Гомбоев.

..............................................


Рецензии