Без вести пропавшие дивизии

- О чём это? Снова о косточках солдат, командиров и даже генералов, разбросанных войной в степях, лесах и болотах? - Отчасти и об этом, но более о 149-й стрелковой дивизии (СД) 43-й армии, а в их 568-м стрелковом полку служил, воевал и "без вести пропал" тамбовчанин Николай Фёдорович Федотов.

В шеститомной «Истории Великой Отечественной войны» не нашлось места для 149-й СД, а она достойна памяти, равно как каждый её солдат и наш земляк-тамбовчанин. Я обозначил его выше полным именем, отчеством, а он погиб мальчишкой в 19 лет и 10 месяцев, хотя и комбатом. Трудно без самой краткой биографической справки объяснить, как "мальчики Красной Армии" противостояли в начальный период ВОВ лютым, вооружённым до зубов фашистам.

Коля Федотов в двенадцать с половиной лет остался без отца и... наследства в многодетной семье: ещё два младших брата и сестра. Школу сразу же бросил, чтобы помогать матери кормить и одевать младших, и длилось это три года. Благодаря мудрости матери и её трудовому напряжению он возобновил учёбу в 5-м классе уже с сестрой и летом 1938 года окончил Красносельскую НСШ отличником, уехал в Тамбов, стал работать и поступил в вечернюю школу взрослых в 8-й класс.

Летом 1939 года добровольно и досрочно поступил в Тамбовское Краснознамённое пехотное училище. В марте 1940 года весь второй курс ТКПУ был переведён в город Орёл для создания базиса нового пехотного училища - Орловского. 10 июня 1941 г. приказом НКО № 00264 (712 в списке приказа) моего брата досрочно выпустили из ОПУ с присвоением воинского звания "лейтенант". Тем же приказом Н.Федотов назначен командиром взвода 568 стрелкового полка 149-й СД и направлен для прохождения службы в г. Валуйки Курской области, куда он прибыл числа 15-16 июня, неделя оставалась до вероломного нападения фашистов, а ему - до вхождения в командование взводом. В первый же день войны он написал домой короткое письмо, проникнутое высшим патриотизмом, и сообщил нам, что выезжает на фронт, а также указал новый адрес: полевая почта. Одновременно в адресе значилось: командиру транспортной роты.

Теперь абсолютно ясно, что командных кадров не хватало, части по военному времени не были укомплектованы, Транспортные средства рот в основном были представлены гужевым хозяйством: двухколёсными фурами под управлением красноармейцев-возчиков. Когда и где он вступил в боевые действия? Вопрос остаётся без точного ответа, но с фронта от него мы получили только одно письмо и открытку (к сожалению, не сохранившиеся) к середине июня 1941 г., а дальше переписка оборвалась: от него писем не было, наши послания тоже не возвращались. Война полыхала, немцы были под Воронежем, бомбили Тамбов, Котовский пороховой завод. Маму 6 ноября 1941 года политруком Волчковского района Тамбовской области направили на Воронежский трудовой фронт, и оттуда она вернулась инвалидом по гипертонической болезни лишь в марте 1942 г.

Надежда, надежда на то, что Николай жив, согревала нашу семью. Но неожиданно в конце войны, в апреле 1945 года, пришло сообщение, что лейтенант Н.Ф.Федотов в октябре 1941 г. "пропал без вести", а спустя полторы недели незнакомая женщина З.Е.Васюченкова сообщила, что комбат Коля Федотов погиб и похоронен "за деревней у дороги". Это произошло у деревни Заболовка Заболовского сельсовета, Куйбышевского района, Калужской области 30 сентября 1941 года. Она подробно описала гибель и захоронение брата: жестоким военным ритуалом (положили в могилу без гроба, лицо закрыли полотенцем, зарыли). Документы Николая взял друг Миша (фамилия утрачена вместе с письмом, которое осталось у учительницы географии, совершавшей экскурсию на Смоленщину с московскими школьниками, а в их числе была племянница Светлана Дмитриевна Кузнецова - дочь сестры Николая, мечтавшая побывать на могиле дяди). Мать к тому времени была немощным инвалидом, сестра в мае 1948 года с мужем, офицером Советской Армии, уехали в оккупационную зону Германии, а я, окончив 10 классов Волчковской школы, уехал в Ленинград и поступил в Военно-морское училище. Младший 14-летний брат был школьник-несмышлёныш, да и в то время поездки на место гибели-похорон исключались.

Суровая морская служба и впоследствии не позволила мне найти могилу брата, но попытка племянника Сергея Кузнецова (сына сестры) поехать в Заболовку тоже не увенчалась успехом: деревня обезлюдела и адрес "в поле у дороги" неопределёнен. Теперь я - инвалид с весьма ограниченными возможностями передвижения, но имею полную возможность работать с архивно-историческими материалами, касающимися судьбы брата, 568-ого стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии и 43-й армии, и эти поиски, мне кажется, представят интерес для читателей.

В архивной справке МО РФ № 11/93893 от 23 июля 1998 г. мне сообщили, "в картотеке учёта безвозвратных потерь офицерского состава значится: Федотов Николай Фёдорович, 1920 г.р. (фактически он с 1921 г.р., но год приписал себе сам, чтобы вступить в комсомол, билет № 2900945), на службе в Красной Армии с 1939 г., место рождения и призыва не указано, командир взвода 568-го стрелкового полка, пропал без вести в октябре 1941 г. Брат Федотов Алексей Фёдорович проживал, г. Ленинград, Каляева, 22".

Вероятно, такую же справку получила и мать в 1945 г., а меня занесли в "картотеку учёта" чекисты на всякий случай: "без вести" пропал-то, пропал лейтенант Н.Ф.Федотов, а за моряком-курсантом надо последить...

Чекисты официально не знали о гибели брата, а мы сразу поверили частному письму, и я, оформляя и переоформляя допуски к работам с грифом (включая СС, ОВ и ОП), в анкетах указывал сведения о брате. Странно: ни разу ни один чекист не задал мне вопрос о разительном противоречии моих анкет с официозом, и допуски я получал быстро, в том числе в Бериевском ведомстве с 1951 г.

Меня смущало, что в архивной справке Николай значился взводным, хотя уже на фронт он убыл командиром транспортной роты, а в письме о гибели сообщалось о комбате Н.Федотове. Естественно, я сделал запрос в ЦВА МО РФ о приказах прохождения службы братом, но ответ единственный - командир взвода 568-й СП, а это означает, что в начальный период ВОВ чаще всего назначения в должностях производились либо устными приказами, а бывало и согласно уставу – "батальоном командую я". Знать бы тайну: когда и как лейтенант Н.Ф.Федотов стал комбатом 568 стрелкового полка в период Смоленского сражения на Ельнинском выступе?

Из ЦВА МО РФ я получил самые скудные сведения, а вот в "Краткой истории ВОВ Советского Союза" (см. "Воениздат", М., 1970, стр. 76) зафиксировано, что "для укрепления положения на Западном направлении и создания более глубокой обороны Ставка приказом от 30 июля сформировала Резервный фронт", в состав которого вошли 34, 31, 24, 43, 32, и ЗЗ армии, занявшие ржевско-вяземскую линию обороны. 568 СП входил в 43 армию в составе 149-й СД и согласно архивной справке № 8/93893 от 5.08.1998 г. числился в боевых действиях с 15 июля 1941 г. по 27 декабря 1941 г. Однако в той же архивной справке сообщалось, что 568-й СП 149-й СД вёл боевые действия в Смоленской области с 30 августа по 30 сентября 1941 г., и перечислены крупные населённые пункты (где это было) Богданово и Шуя. Разительный разрыв от 30 июля до 30 августа в условиях кровопролитных тяжёлых боев. Но о действиях 43-й армии имеются сведения во втором томе "Истории ВОВ Советского Союза 1941-1945 гг." (см. стр. 72). Там сказано, что в районе Рославля была отрезана превосходящими силами немцев (9 дивизий) 28-я армия под командованием генерал лейтенанта В.Я.Качалова, но на этом направлении против группировки фашистов были выдвинуты войска 43-й армии, которые 8 августа остановили немцев на рубеже Десны. Естественно, 568-й стрелковый полк в составе 149-й СД внёс свой боевой вклад в остановку врага, рвущегося к Москве.

Более конкретные данные о действиях войск 43-й армии в историко-архивных источниках мне найти не удалось. А вот в историко-художественном романе И.Стаднюка "Москва, 41-й" (Воениздат, М., 1985 г,) приводятся достаточно подробные и исключительно интересные боевые действия не только 43-й армии, но и конкретно 149-й стрелковой дивизии, а следовательно, и 568 СП, и нашего земляка Н.Федотова. При этом боевыми действиями конкретно командовали генерал-лейтенант Владимир Яковлевич Качалов и генерал армии Георгий Константинович Жуков - легендарные личности. В самом кратком пересказе, выделяя действия 43-й армии и 149-й стрелковой дивизии, о сражении группы войск под командованием В.Я.Качалова отмечается, что 23 июля началось успешное наступление: атакующие полки смяли врага, захватили около 600 пленных, части 149-й СД устремились вперёд и продвинулись почти на 60 км. Группа войск В.Я.Качалова ещё три-четыре дня крушила порядки фашистов, тесня их на северо-запад. Однако вследствие превосходства в живой силе и технике, 1 августа немцы перешли в контрнаступление, а к вечеру 3 августа им удалось даже окружить армейскую группу В.Я.Качалова и его штаб. Создалась драматическая ситуация. Качалов, чтобы спасти штаб, приказал командиру 149-й стрелковой дивизии одним полком прорвать кольцо окружения.

Полк вступил в бой с опозданием. Разгорелось ожесточённое сражение с участием и штабных командиров во главе с начальником штаба, и членом Военного Совета, но обстановка ухудшалась. Тогда Владимир Яковлевич Качалов сел в свой командный танк и ворвался в бой. Вражеский снаряд попал в машину, пронзил броню и взорвался внутри. Погиб весь экипаж и с ним В.Я.Качалов. В том бою тяжёлые потери понесли все дивизии группы наших войск, но ещё большие потери понесли немцы.

Поиски погибшего В.Я.Качалова не увенчались успехом, и чекисты причислили его к сдавшимся в плен, а, следовательно, к изменникам Родины, поэтому "без вести" оставались в официальной историографии героические дивизии, сражавшиеся в тяжелейших условиях с превосходящими силами врага, рвавшегося к Москве. Под непосредственным командованием В.Я.Качалова сражалась и 149-я СД, а в ней и наш земляк Н.Ф.Федотов в 568-м стрелковом полку комбатом.

Спустя долгие годы после ВОВ генерала В.Я.Качалова реабилитировали, установив условия его гибели, а наш земляк, лейтенант Н.Ф.Федотов, "навеки" в архивах МО РФ остаётся "без вести пропавшим", имея "безымянную могилу" с конкретным адресом...

А какой он? Может быть, читателям интересно взглянуть на него на фотографиях? Да их всего-то только три: одна школьная, в группе отличников по окончании 7-го класса, и две времён учёбы и окончания ОПУ (сержанта – командира отделения и лейтенанта ещё без "заветных" двух кубиков, но уже командира взвода в 568-м СП).

Мальчишки по возрасту, но мужи по духу патриотизма встали на защиту Родины с первых дней ВОВ. В книге И.Стаднюка кратко, но ярко описаны действия Резервного фронта под командованием Г.К.Жукова в "срезании ельнинского выступа" с участием 43-й армии. Заинтересованный читатель прочтёт это сам. Здесь лишь отметим, что к исходу 5 сентября 100-я и 19-я стрелковые дивизии ворвались в Ельню, а к утру 6 сентября освободили город и, преследуя врага, 24-я армия продвинулась на запад на 25 км, нанеся поражение двум танковым, одной моторизированной и семи пехотным дивизиям немцев. При этом успешному наступлению способствовала и 43-я армия, в которой 9 сентября 1941 г. Г.К.Жуков надолго задержался на наблюдательном пункте одной из её дивизий, успешно форсировавшей реку Стряна, захватившей там плацдарм, но оказавшейся в трудном положении. Жуков помог молодому комдиву исправить ошибку. Какая это была дивизия 43-й армии? Не исключено, что это 149-я СД (в книге И.Стаднюк номера дивизии не указал, фамилии её командира не назвал, мне фамилии командира 149-й СД выяснить не удалось), в это время наш земляк был жив, командовал батальоном в 568-ом СП... Эх, как мало мы знаем о той ВОВ, даже о самых близких и любимых людях!

По скудным данным архивной справки МО РФ № 102351 от 20 октября 1998 г. известно, что 43-я армия в октябре 1941 года вела боевые действия в Смоленской и Московской областях, в частности, в Наро-Фоминском и Подольском районах. При этом конкретно указано, что 149-я стрелковая дивизия с 17.10.1941 г. по 18.10.1941 г. входила в состав 33-й армии, но в это время нашего земляка уже не было в живых: он "без вести пропал"...

В Подольске есть улица имени 33-й армии, там свято хранят память о своих защитниках. Мне представляется, что частица этой памяти воздаётся и 149-й СД, и 568-му стрелковому полку, а это награда и моему брату Н.Ф.Федотову (и единственная), отдавшему свою жизнь за свободу и независимость Советской Родины,

Слава выжившим фронтовикам - ветеранам ВОВ, вечная память погибшим и... без вести пропавшим! Сколько их? - Дивизии!

         
          (Газета "Тамбовский курьер" 18.08.2003 г.)


Рецензии