Как я маленьких дурила

     В середине прошлого, двадцатого, столетия, на Земле происходили всякие события.
     Начинались, а потом заканчивались, войны, в которых кто-нибудь кого-нибудь побеждал. Возникали и исчезали государства. Большие люди собирались за круглыми столами, улыбались друг другу - или, наоборот, друг на друга скалились, грозились друг другу кулаками и показывали кукиши - в зависимости от международного положения и собственных наклонностей.
     Строились и рушились города.Покорялись человеку разные вершины, пучины, пустыни. Делались великие научные открытия. Создавались произведения искусства, и кто-то получал за них премии и славу. Корабли бороздили моря-океаны, распахивались целинные земли, вырубались леса, дымили заводы, хлеборобы собирали урожай. Кто-то совершал преступления, а кто-то ничего не совершал. Кто-то сидел в тюрьме, а кто-то их туда сажал и охранял. Где-то случались землетрясения и наводнения, а где-то, наоборот, великие засухи и пожары. Кто-то ел, кто-то голодал, кто-то терял что-то, кто-то что-то приобретал...
    Словом, Земля жила, как умела, и на ней, как умели, жили разные люди. А у людей росли дети. Это были мы...
    Однажды в конце весны, когда мы даже ещё не доучились до конца учебного года, наши родители послали нас - Таню, Юрку и меня - на юг к бабушке, со знакомыми. Просто выпала удачная оказия - знакомый лётчик, попутный самолёт - вот и не стали дожидаться конца года, взяли и отправили. Чтобы мы там, на юге у бабушки, набрались сил и окрепли перед новой полярной ночью.
     Полярной ночью называется время, довольно продолжительное, когда солнце на севере перестаёт светить и уходит с неба, а светят только звёзды, луна и северное сияние. Считается, что такое время плохо влияет на детский организм, и его хорошо бы до начала полярной ночи как следует укрепить где-нибудь на юге; а у нас, по счастью,жила на юге собственная бабушка.
     Я не стану рассказывать, как мы к ней добирались и как мы там акклиматизировались - то есть, привыкали к югу. Хотя история эта довольно долгая, но произошла она достаточно быстро, и мы стали себе на юге жить-поживать и жизни радоваться - для чего, собственно, и существуют каникулы.
    На юге, разумеется, жили не мы одни. Там было много детей - и нашего возраста, и старше, и младше нас. У каждого была своя судьба - в том числе, и у каждого из нас. Таня, будучи старшей, скоро от нас отделилась и стала проводить время со старшими; мы же с Юрой обычно держались вместе. Но не всегда, потому что Юра тоже был немножко старше меня; и потом, он же был мальчик. Поэтому он временами меня бросал и уходил - ну, например с Сенькой на море рыбу ловить, или ещё куда. а на меня обычно "навешивали" каких-нибудь младших детей. Потому что, по маминым словам, у меня были педагогические способности. А мама знала, о чём говорит - она ведь работала директором школы и сама была, как утверждала молва, выдающимся педагогом. И вот поэтому я была обречена возиться с малышнёй, пока мой брат, немногим старше, чем я, ловил бычков с соседским Сенькой.
     Правду говоря, мне занимать детей было нетрудно. Во-первых, я знала много игр, в том числе таких, в которые здесь, на юге, не играли, а у нас на севере играли. Кроме того, я и сама могла придумать новую игру, потому что много читала. Даже те книги, которые мне считались не по возрасту. Я ведь была младшей в семье, и научилась от старших читать задолго до школы. У меня, пока я ждала из школы брата и сестру, даже и дел других было не так уж много, как только книги читать. Я их брала из папиного шкафа; там много! У нас ведь в семье вообще все читали.

                (продолжение следует)


Рецензии