В одиночестве смысла нет книга В одиночестве смысл

                В  одиночестве смысла нет
               
« Для счастья нужно устать».                Б. Шоу


Весна. Апрель месяц, но, похоже, тепло где - то заблудилось. На улице ветрено. Солнца нет. Оно периодически выглядывает из - за тучек и снова прячется . Лучи робкие и совсем не весенние. Снег уже почти стаял, а  почки на деревьях ещё не набухают. По ночам заморозки. Утром все лужи подернуты довольно крепким ледком. Климат меняется или возвращается не понятно. В Сибири всегда  так бывает, что год на  год не похож, даже погодой. Всё в природе, как и в  человеческой жизни – непредсказуемо!
        - Не сбылась «мечта идиота»! Всегда мечтал построить настоящий  просторный и светлый дом, но построил только летний из кирпича. Двухэтажный дом, но не отапливаемый. Временная постройка на летний период. Сижу сейчас на крылечке добротного деревянного дома, построенного лет пятьдесят тому назад. Дом уже с современными  благами цивилизации.  Но построил его, увы, не я! Пришелец… - мужчина смахнул набежавшую слезу. - Мечтал быть свободным? Стал! Только вот, наверное, не ко двору всё - таки пришёлся. Святая простота! Думаешь, что она действительно тебя ждала всю жизнь? - укорил он себя. - Может и ждала, но ждала молодого, сильного мужчину. Мужика, который и огород вскопать, и любить по – настоящему сможет. Замок амбарный на дверь повесила, хотя знала, что я приеду сегодня. Может, зря я набиваюсь в друзья? Баба она - одинокая. Зачем ей обуза такая? Старый знакомый и только! В паспорт надо чаще смотреть на дату рождения, старый козёл! - Владимир разозлился сам на себя.
Мужчина, сгорбившись, сидел на крыльце дома. Он правой рукой крепко держался за столбик перил, боясь посдкользнуться, если придётся встать. Неделю назад он приезжал сюда по приглашению женщины, с которой, как выяснилось позже, больше двадцати лет тому назад они  имели близкие отношения и скоротечный любовный роман. Встретились они случайно в поликлинике. Он прекрасно понимает, что сам вряд ли бы узнал, в располневшей и постаревшей женщине, свою « мимолётную радость». Так он называл всех женщин, с которыми имел краткосрочные, и ни к чему не обязывающие, игривые отношения. Яровой Владимир Акимович приехал в областную больницу на очередной медицинский консилиум. Полтора года назад ему поставили на сердце кардиостимулятор. Узнала она его. Столько было радости неподдельной, что он сразу поверил в её искренность. Она, выяснив, что он ещё к тому же сейчас одинокий мужчина, предложила ему поехать к ней в гости. Объяснила ему, что городскую квартиру  она  продала и живет уже пять лет в пригороде.  Сын, окончив танковое училище, уехал жить по месту службы и, через два месяца она собирается поехать к нему на свадьбу.
     - Неудобно как- то но, что я теряю? - подумал он тогда. - Овсяная каша до вечера подождёт, а у женщины спросил:
      - А ваш муж будет обрадован такому «сюрпризу», дорогая? Если бы  вы привели чужого мужчину, так сказать, в самой поре в свой дом, то я, как мужик,
 его бы не понял. А как мне надо будет представиться?
 - Не переживайте, Владимир Акимович. Скажу, что двоюродный дядя Вова из Перми приехал. - Пошутила она - Разберемся, когда до места доберёмся. Я на машине. Ехать минут двадцать. Что сказал  врач? Можно  вам на машине ехать? – перевела женщина разговор.
           - А он даже не сказал можно ли  ходить пешком. Ему это надо? Вы забыли, наверное, сколько мне лет. Теперь наша жизнь только в наших руках. А врачи? Они стараются все наши недомогания списать на возрастные изменения в организме
      -Я ничего не забыла! - рассердилась она, с силой распахнув дверцу  автомобиля. - Садитесь, пожалуйста. Я думаю, что на заднем сиденье вам будет удобнее.   Если не возражаете, то я включу музыку.               
      -Не имею права  возражать. Я - пассажир, а он должен знать своё место . –пошутил он.          
Всю дорогу они, молча, слушали песни давно минувших дней.  Владимир разглядывал её лицо в лобовое стекло, пытаясь вспомнить как её имя и, вообще; где и когда они пересеклись в жизни и что их связывает. Память с недавних пор стала его подводить.  Болезнь не отступила, хотя врач сказал, что она не прогрессирует.
       - Хоть бы сама проговорилась, кто она, а то неудобно. Молчит. Раз я узнаваем, значит не всё ещё потеряно. Как же её зовут? - размышлял он.  -Моложе меня лет на десять. Нина, Зина, Гюльчитай… .Да, как в кино - Гюльчитай, открой личико и заодно скажи своё имя. Жизнь мне врачи продлили, а это значит, что надо чувства, и  друзей обновлять. Прожитое, что пролитое – не воротишь. Дожился! Обрадовался живой душе, старый чёрт! Ладно, образуется.
 Приехали. За невысокой оградой из обыкновенного деревянного штакетника, перед домом посажен ряд сирени. Сам дом внутри двора с выходом на улицу. Женщина ловко открыла ворота и, высадив пассажира, довольно умело загнала автомобиль во двор. Владимир попытался помочь закрыть ворота, но она отстранила его, сказав, что он гость и должен пока отдыхать.Т
       - Списали совсем? Во всём полный отлуп. - Проворчал он.
       - Я вас сразу узнала Владимир Акимович, а вот  подошла не сразу! Вы почти не изменились. Вот только огонек в глазах потух. А походка и прочее… - она улыбнулась. - Столько лет прошло! А я как вас увидела, то обрадовалась несказанно! Думала не смогу подойти, но вот смогла! И, слава Богу. Проходите в дом, не стесняйтесь, а я мигом. -Торопливо объясняла она свой поступок
Сняв навесной замок, женщина гостеприимно распахнула перед ним дверь своего дома. Опустив голову,  он вошёл в дом.
      - Чисто и уютно. Всё на своих местах и не старомодно. - Отметил он, разглядываю просторную кухню.  – Но, кто, же она? Вот, Володенька, бабы для тебя стали загадкой! Дожился!
  Яровой  присел на  диванчик, стоящий возле стола. Выглянул в окно.
 Калитку открывала, не молодая женщина, с небольшим синим пластмассовым ведёрком в руках. Она уверенной походкой, и сильно размахивая ведром, направилась к  дому.
        - Вот сейчас и узнаю её имя, а может и фамилию хозяйки этого дома. -подумал он и взял в руки пустой  бокал со стола.
        - Лариса, а что это у тебя дверь нараспашку? 
Подняв глаза, она вздрогнула от неожиданности. За столом сидел пожилой мужчина и крепко держался за ручку бокала.
       - А вы кто, и что вы здесь делаете? – она машинально сдёрнула с  вешалки мухобойку.
 Владимиру ничего не оставалось, как поднять руки вверх.
       - Я  жду чай. А мне не наливают. Хозяйка куда то запропастилась !Я сдаюсь! Не бейте меня, пожалуйста! - Он улыбнулся.
         - Ты чего лыбишься? Я вот сейчас сама с тобой разберусь! - она  подскочила и занесла руку с мухобойкой над его головой.               
       - Куда Семёнову девал? Отвечай, а то без милиции сейчас тебя расколю напополам!               
Он растерялся, но сумел перехватить, занесенную над его головой руку.               
- А что у вас все такие смелые? Гость я вашей  соседки. – Он увидел за её спиной вбежавшую Ларису. – Лариса, спасайте! На меня напали!
          - Скажите, наконец, что я не насильник и не убийца. Бабоньки, милые, помогите! - Он закатил глаза и стал медленно оседать на диванчик, отпустив руку, напавшей на него женщины.
        - Настя, у него сердце больное! Тащи подушку и воду, а я валерьянку. С ума сошла! Наверняка у него свои таблетки в карманах. Не навредить бы.
Женщины бережно, поддерживая под руки, переместили его в комнату и аккуратно уложили на диван. Очнувшись, он не сразу вспомнил, где он. За дверными шторами тихо беседовали о чём – то его  спасительницы.
        - Дожился, что дальше некуда!  Как говорил мой дед: - « Век прожил, а  ума не нажил.» - невольно слезы навернулись на глаза.
 Он стал таким чувствительным за последние годы. В памяти прокрутилась  всё, что произошло с ним.
 Первый инсульт он перенёс без осложнений. Через три года его болезнь повторилась. Наверное, врачи тогда посчитали его почти безнадёжным. Уже полгода он живёт совсем один. Случилось так, что в полузабытье  он подписал все документы, которые ему принесли на подпись, после того, как он «вышел» из пятидневной комы. Они продали трёх комнатную квартиру, два гаража  и  поделили между собой всё, что могли!   Его же после больницы привезли в  небольшую комнату в гостинке с отдельным входом, сан узлом и душем.  Позаботились и определили, даже не спросив его ни о чём. Никаких обещаний, и ни каких слов утешения! Старшая дочь отстояла его права: жить на воле, а не в доме инвалидов.  Снабдили его старой бытовой техникой и мебелью. Купили сотовый телефон для связи. Он ещё раньше, после первого инсульта, слышал, как дети делили имущество, не давая жене даже слово вставить. Он хотел тогда возмутиться и крикнуть, но на его бессвязное мычание никто даже не обратил внимание. Хотел он тогда им крикнуть: - «Что же вы делаете? Ведь я ещё не помер! Живой я!» Обида засела в сердце, как заноза Хорошо, что может пока сам себя обслуживать. Никто  из детей его не пригласил к себе жить. Значит всем им важнее в жизни  их  материальное благополучие, а не  стареющие родители? Учат их безразличию теперь что ли? Любить себя и  никто никому ничем не обязан! Так, может, сами воспитали – всё лучшее детям! Обязаны были они с женой!  Жена  Валентина всю жизнь работала медицинской сестрой. С больными возилась каждый день, а за ним присматривать не согласилась, когда ему поставили кардиостимулятор на сердце. Он сам почувствовал, с какой брезгливостью она стала к нему относиться. Выйдя на пенсию, она изменилась до неузнаваемости. Перестала ухаживать за любимой дачей; редко стала готовить еду и всё чаще пропадать в компании своей сестры Нины.  Стала выпивать.  Домой всегда приходила от младшей сестры пьяная. Муж Нинки давно умер, вот они и стали хороводиться. Он уговаривал и объяснял Валентине и Нине, что женщины спиваются быстро, на что жена или громко и злобно скандалила, или замыкалась и молчала. Однажды сорвалась и высказала всё, что накопилось у неё в душе:
 - Разлюбила я тебя давно, Владимир. Жить мне осталось, как и тебе,  - сколько Бог даст. Хоть и жили сорок пять лет мы с тобой вместе, а  глядели врозь. Измен твоих и пьянок я простить до сих пор не могу. Да и какоё сердце нужно иметь, чтобы всё выдержать? Я до сих пор боюсь, что могу убить тебя по неосторожности или со зла. Ты ведь теперь не можешь сопротивляться! Сиделку ты себе быстро найдёшь. Я в этом уверена. -Говорила она ему с обидой в голосе и слезами на глазах.- Осуждения со стороны родни и людей я не боюсь. Я ненавижу тебя и, поэтому уезжаю к Наде в деревню. Пусть  люди говорят, что хотят. Детей мы с тобой воспитали и  с внуками помогли! Я, Володя, отдаю тебя в руки твоих любимых  дочерей. Ты всегда у них был в почёте. Сама возвращаюсь в свою деревню. Надежда там тоже одна. - Сказала она, заплакав.  - Завтра я уезжаю навсегда. Не нужен ты мне! Мы теперь оба свободны, дорогой!
Владимир  не стал возражать и уговаривать её, боясь, что всё как всегда перерастёт в скандал. Жена была опять пьяна.
Уезжала она вечером на следующий день. Дочки с внуками пришли её проводить, сестра и соседки. Что больше всего его поразило? Никто из детей не пытался отговорить мать остаться в городе.  Она бы могла присматривать за внуками. Никто не предложил ей «угол» Выходит, что они должны бы были жить вместе в однокомнатной квартире? Впрочем, своей квартиры то уже по документам, у них с женой не было. Маленький внук Стасик прижался к ней и спросил:
          - «Бабушка, а ты за ягодкой поехала? А я к тебе приеду, если скоро вырасту»
         - Расти быстрей малыш. Я постараюсь дожить. Приезжайте! Мы будем вас ждать. - Она поцеловала мальчика
Присели перед дорогой. Молчали. Валентина вдруг резко встала. Поклонилась всем присутствующим и дрожащим голосом сказала:
       - Спасибо  всем, что пришли проводить!  Здесь прошла  вся моя жизнь. Я сама виновата во многом, но… Пойдёмте, Николай уже подогнал машину. Пора. Несите вещи. Прощай, мой муж навсегда. - Обратилась она к нему. - Если нужен будет развод, я дам тебе добро и препятствовать не стану. На твою комнату  в общежитии для престарелых, претендовать тоже не буду. Прощай!
Он не вышел на улицу её провожать.
Да, если проанализировать их совместную супружескую жизнь, то страшно представить, как его маленькая и с виду хрупкая жена Валентина смогла сберечь семью и  столько с ним вытерпела. Такой «героический поступок» ей нужно было совершить лет двадцать тому назад! Что удерживало её столько лет? Любовь, дети или моральный кодекс? Он всегда придерживался в своё оправдание поговорки: « Не пойман - не вор, не уличена – не гулёна, а кто  оправдывается - виноват дважды». И он врал, придумывая самые изощрённые оправдания своим поздним приходам с работы, задержкам после смены и  воскресным отлучкам из дому. Про семью он не забывал никогда.Всегда в семье был материальный  достаток, а воспитанием дочек ему практически заниматься было некогда, но влияние он на них имел и совета они у него спрашивали всегда. У Валентины не хватало знаний, а может и времени что -то им объяснять. Про его «выкрутасы любовные» дети не знали, пока он свою среднюю дочь не устроил работать в заводскую лабораторию
 За прошедшие полгода, жена ни  разу не напомнила ему о себе и приветов ему тоже не передавала. Дочь Ирина, когда его навещает, приносит новости села. Никто до сих пор не спрашивает у него, почему так случилось? Что произошло?  Его версия им не нужна. Наверное, мать им всё объяснила. Поначалу одиночество его угнетало. Он очень тосковал. А потом понял, познакомившись со всеми обитателями, что малосемейка ( гостинка) – это современное жильё для пожилых людей, в  которое дети пристроили родителей доживать свой век, забрав чаще всего у них квартиры для себя. Владимир, несмотря ни на что, быстро адаптировался  и завёл приятелей. « Кружок по интересам» - так он называет вечерние посиделки с такими же, как он. Жизнь продолжается. Взаимопомощь, взаимопонимание и взаимовыручка всегда «стоят» у его дверей, только позвони.  А женщины, такие же пожилые «подружки по несчастью», четко следят за состоянием здоровья одиноких мужчин и даже балуют их  иногда пирожками и булочками собственного производства.  Так сложилось! Раньше все семейные проблемы он решал сам, а здесь всё решили за него! Новый его приятель Константин Матвеевич, как - то сказал мудрую фразу, которую Владимир запомнил:  « Одного не знаю, другого не замечаю, а третьего я  не помню. То есть,
 когда смерть придёт, мы не знаем; возраста, мы не замечаем, а своего рождения не помним.  Смирись, дорогой. В обиде люде чаще гибнут, чем в  тесноте».
 Он окончательно проснулся. Кашлянул из деликатности. Тотчас в дверном проёме появились две женщины.
      - Владимир Акимович, слава Богу, проснулись, а то мы слушали ваше дыхание каждые полчаса и руку на кнопках телефона держали.- Смущаясь, заговорила Лариса. - Как вы себя чувствуете?
     - Извините меня Бога ради! - перебила её соседка.- Это - я виновата. У нас здесь почти в каждом доме женщины одни живут, так вот мы и проявляем бдительность. А шалопаев, да пьянец полно. Бомжи тоже стороной не обходят. Вот и держим оборону.
       - А что делать? - Улыбнулся он. - Только я теперь не насильник, точно, и не пылкий любовник. Это вы меня извините, что напугал вас?
       - За что? - вместе спросили женщины.
         - Гость я вроде бы званный, а хлопот доставил, как незваный татарин. Да ещё и проблемный. Сколько времени, дорогие дамы? Пора и честь знать. Вот устроил вам « девичий переполох». Извините.
       - Ну, раз всё в порядке, то я побежала!  - засуетилась соседка.
         - До свидания.-  Спасибо за урок. Правда я так и не знаю вашего имени. Не секрет, надеюсь? – спросил он соседку.   
         -  Нет, какие там секреты уже! Я - Сотникова Анастасия. Дом  напротив. Соседка. - Представилась женщина, смутившись.
         - Всего доброго! - прервала их диалог Лариса. - До завтра. Ведро не забудь. На крылечке стоит.
Они оба смотрели вслед уходящей женщине, стоя у окна. Сотникова, обернувшись, помахала им рукой на прощанье.
         - Ну, скажите мне вы, может тайна у вас у мужиков по поводу нас - женщин, есть какая - то? Как приличная, да пригожая, так живёт чаще всего  одна и не любима, а как стерва - так безумно любима? От заботливых, честных и терпеливых жён мужья гуляют, а строптивым и гулящим всё прощают! Всю жизнь меня мучает этот вопрос, а выводы делаю всё время разные! Вы такой «специалист по женской психологии», наверняка знаете? - грустно произнесла Лариса.
          -Иронизируете? Нет никакого секрета. Я вряд ли обрадую вас своими выводами. -Ответил он. - Мне стыдно признаться, но теперь можно. Наверное, Бог создал женщину из кривого ребра, оттого и кривда пошла. Мои измены жене начались с её вранья. Я уже успел  её  полюбить, и двое детей у нас было, а она мне изменила. Гулянка у нас была, по какому поводу не помню. Жили мы тогда в заводском общежитие. Гуляли часто и выпивали часто. Я из всей нашей компании был самым мало пьющим.  Пока я дочку спать укладывал, Валентина моя и сосед Федька  мне в пиво водки подмешали. Я заметил, как они переглянулись, когда я поднял стакан, но значения этому не придал. Вскоре спать лёг. Голова разболелась. Мы с детьми тогда жили в одной комнате. Проснулся я внезапно  от  приглушённого стона. Я видел своими глазами, как она с соседом Федькой Валитовым … Я подождал, когда закончится процесс, а потом, пожелав им любви и счастья,  оделся и ушёл. Она клялась, что между ними ничего не было, робко оправдываясь. Я знал, что и до меня у неё были мужчины, парни рассказывали. Познакомились мы с ней на чьей – то свадьбе. Девственницей она замуж не выходила. Женился я  на ней, потому что она сказала, что беременна. Рано мне было семью заводить, но я ей поверил. Назначили день, чтобы подать заявление в ЗАГС. Купил два беляша, потому что голоден был. Иду по аллеи и думаю: - «Если доем пирожок, то женюсь, а нет…». Только промасленную бумажку в урну бросил, а она бежит мне навстречу и улыбается. Подали заявление  и закрутилось!   После её измены меня в семью вернули дети и ответственность, как сейчас говоря, за тех кого приручили. Я  сильно пережевал, но смирился и сумел простить её физически, но вранья  Валентине, так и не простил. Теперь я старый и больной! А тогда я, молодой и энергичный - мстил,  изменяя жене с другими женщинами, и редко получая от весёлых и доступных отказ. Им я тоже лгал. Мне было всё равно - есть муж у моей очередной «подружки» или нет. Я, выходит, мстил и им? Сейчас я понимаю, что сволочь я - редкая.  И знаю, что  самые тяжкие грехи перед Богом – самолюбие и гордыня. Он, Господь, и наказал меня  теперь болезнью и одиночеством. Я сейчас с вами слишком откровенен и как бы каюсь, Лариса, простите меня. Пора вас покинуть. На ваш вопрос я не знаю ответа. Свои грехи за собой, а чужие перед собой. Знаю, что женщины, даже самые честные и любящие, уходят, когда переполняется или лопается чаша терпения. А по какой причине изменяют? Не знаю, честно! Иначе, может быть,  в вас бы не было загадки? Многое помнится. Что – то можно бы было исправить, но ничего не вернёшь. Вот как -то так !
       - А  меня – то,  Владимир ,вы вспомнили?
      - Сколько  лет прошло с тех пор?
      -Двадцать три года, почти двадцать четыре!
       - Почему ты (он не заметил, как перешёл на «ты») это помнишь, Лариса?
        -Честно? Потому что любила и люблю только вас.- Она произнесла эти слова шепотом и покраснела. - У меня есть ещё одна, но очень уважительная причина всё помнить..Я потом расскажу, а сейчас будем ужинать. -Вы согласны? Цианистого калия в еде нет. Написать расписку? - спросила она. - Не бойтесь. Может это не самая удачная шутка по поводу отравы. Без ужина я вас точно не отпущу. Я, как вы сказали, я  в ответе за того, кого привезла к себе домой.
           - Я, дорогая Лариса, сижу на пище святого Антония. Считаю, что привередничать мне не резон. Даже яд из твоих рук приму как лекарство. - Он улыбнулся ей своей, до сих пор сохранившейся, очаровательной улыбкой. = Я, если честно, так давно не ел домашней еды, приготовленной женщиной. Нас с Матвеевчем наши соседки иногда балуют, угощая пирожками или блинами, но не более того.
         -  А что ваши три дочери и жена вас едой не балуют? – Удивилась она
         -Нет. Я теперь живу один в доме « одиноких сердец» - гостинке. Может, расскажу, но тоже потом. Давай ужинать Князева Лариса. Нашими жизненными тайнами сыт не будешь.  А то мне ещё
добраться до дому надо. Загостился я у тебя.
       - Хорошо! Потом, так потом. У нас много времени впереди. Сегодня вы для меня самый долгожданный гость. Я сегодня - самая счастливая на земле! Хочу предложить вам шампанского за  встречу, но боюсь навредить.
      - А ты не бойся. Мой врач даже рекомендует пить по пятьдесят грамм красного вина ежедневно, чтобы кровь журчала.
Она сбросила салфетку с приготовленной еды, стоящей на столе, а он открыл шампанское и разлил его по фужерам.
      - Согласна ли хозяйка этого уютного дома выпить со мной за любовь?
        - Я согласна! За любовь, так за любовь!
 Звон хрусталя и тост навеяли на них грусть. Они долго ели молча. По телевизору, который весел на стенке напротив стола показывали концерт, посвящённый юбилею Пахмутовой. Прекрасные мелодии из прошлого и настоящего.
      - В нашу жизнь всегда вмешивается музыка, которая нередко возвращает в прошлое, навевая и весёлые и грустные воспоминания. А я думала, что забыла тебя. Вычеркнула из своей жизни. - Начала разговор Лариса. - Но, многое поняла и сделала выводы. - Она налила ещё вина. -Ты жив, Володя! Я очень рада! (она тоже незаметно перешла на «ты») нашей встрече. Столько раз рисовала в своём воображении, что ты идёшь такой импозантный и веселый с букетом  Простых ромашек в руках на свидание со мной! А через столько лет ты меня даже не узнал! Понимаю, что шанс у меня и тогда был нулевой. Среди твоих многочисленных красивых и тайных подруг я была серой мышкой, но я решилась,  я пришла к тебе сама. Ты для меня был кумир! Самый умный и самый красивый! Вот ведь дура! Вылепила из тебя идеал! Никого вокруг не замечала. Я любила тебя издалека, но мне должно было исполниться тридцать три года. Я опасалась стать вековухой. Наступал возраст старой девы. Вспоминай! Я пришла просить тебя, чтобы ты мне, извини за пошлость, помог зачать ребёнка. Тогда у меня были предложения о замужестве, но я любила тебя и думала, что без любви могу родить только дурака или  урода! Сама не красавица, да ещё рожу ребёнка с вечной обидой на мать. Я была уверена, что, рожденный  ребёнок, независимо от пола, будет обязательно красивым и умным в отца! Может моё чувство к тебе переросло в фобию? Вспоминай! Неужели ещё были  такие же дурочки, которые просили у  тебя ребёнка? – она замолчала.
Владимир очень внимательно слушал её исповедь и с большим трудом восстанавливал в памяти, давно прошедшие эпизоды из его многочисленных любовных похождений.  Влюбился он один только раз Безумствовал три года. Когда узнал, что и его  любимая ему изменила, то просто дико и надолго запил. Чуть дело не закончилось клиникой неврозов! Как всё это вытерпела его жена, он не знает. Он из собственной квартиры при Валентине звонил по телефону и, отгоняя её, кричал, что любит другую женщину! Материл жену и плакал, умоляя любовницу вернуться. И всё это при жене и матери его детей! Она нашла в себе силы и даже вылечила его от запоя. Сейчас ему это кажется бредом сумасшедшего, а тогда? А тогда он решил уйти из семьи, но Людмила его не приняла, даже не объяснив причину своего решения. Любовь его безумная наградила его болезнью сердца и глубокой ненавистью ко всем бабам. Ему в ту пору было всего сорок шесть лет!
       - А у тебя есть семейный альбом или твоя фотографии того времени? Прости, но у меня сейчас бывают провалы в памяти.  В моих в карманах, как почти  у всех одиноких стариков, лежат «поминалки» - с Ф.И.О. и адресом и таблетки.  Помоги мне вспомнить, и не обижайся, пожалуйста.
      - Конечно, есть. Сейчас принесу.  А ты пока налей себе горячего чаю. А таблетку тебе пить не надо?  На улице темнеет, а увезти тебя в город я не смогу, а одного отпустить тоже. Могу предложить ночлег. Думай, что  делать.               
Она вернулась через несколько минут с двумя альбомами в руках.   
     - Лариса, а я тебя не стесню, если останусь? Ты права. Засиделся я и не заметил за разговорами, что начало темнеть. Можно одинокому путнику  остаться, хотя бы до утра?
      - Оставайся. Своим ночлегом ты никак меня не скомпрометируешь, а только повысишь рейтинг среди невест моей возрастной категории. - рассмеялась женщина. – Я рада, тебе. Раз нам торопиться теперь некуда, то снова будем пить чай?
      - Спасибо, может, позже. Я позвоню, а то  «общество моё» меня потеряет. Ещё начнут по больницам искать или или того хуже… - Он набрал номер телефона.               
     - Алло! Костя, я жив и  здоров, но приеду  только завтра. Меня на поруки взяла  молодая  очень добрая, и приятная женщина. Спокойной ночи! Всё в порядке. Я рад бы в рай, да грехи не пускают! Пока, старый богохульник. – Он, отключив связь, положил телефон в карман. - Теперь, дорогая хозяйка, я себе место ночлега забронировал! – пошутил он. -  Оплата у вас по какому тарифу? Раньше бы я об этом не задумывался, а сейчас прости меня за глупые шутки, Лариса.
      - Вопрос серьёзный! Какие здесь шуточки при наших пенсионных доходах – ответила она ему, улыбаясь. - Мстительница из меня тоже никакая. Ты сам поймёшь, почему я о тебе столько лет помню. Приступим? Сейчас свет ярче сделаю. У большинства пожилых людей нет компьютеров, а научиться во время сохранить или отключить от сети, нужна не только смекалка. А альбомчик открыл, посмотрел, вспомнил, что было с тобой много лет тому назад, но это - моё личное мнение. Я всю зиму  сортировала свой архив, вспоминая, связанные с фотографиями события своей жизни.
     - Моя мечта не сбылась, а я очень хотел свой дом, а до недавнего времени  и  компьютер. В детстве меня было не оторвать от исторических книг. Династию  наших царей и их соратников я знал наизусть. Нет, специально не учил, просто память была феноменальной. А сейчас стыдно признаться….  В шахматы играем  с соседом, чуть отвлекусь и забыл предыдущий ход!
      - Про твои знания по заводу легенды ходили. Не может наша Гордеева найти твои заключения по объекту. Роется в бумагах часами, а потом тебе позвонит, а ты не только месяц и число скажешь, но даже в каком году  было. Летопись, когда к двадцатипятилетию завода писали, так  она всех достала. Я к тебе чуть ли не каждый день бегала, Смотрим сначала летопись моей семьи и моего рождения. А второй альбом – летопись, продолжения моего рода. Всё про сына. Моих фотографий очень мало,  потому что я не люблю  сниматься. Не красива и не фотогенична!
 Он промолчал.
К дивану они пододвинули небольшой журнальный столик и Лариса начала подробное повествование о своей семье, неторопливо листая страницы фото альбома. Почувствовав, что он устал, она предложила отложить второй альбом для просмотра на потом.               
  Он всё –таки отважился и решился спросить её о том, была ли она замужем?
         -Была одна попытка замужества! – ответила она. - Володе тогда пятнадцать лет было. Время трудное было. Зарплата через раз, а парнишка мой подрос. Его одевать и обувать надо, а я уже живу, как ворона на помойке.  На улицу мой мальчик  вышел, дворовых друзей завёл. Двор наш городской славился отчаянными и смелыми мальчишками. Соседка про наркоманов, да мелких воришек все уши прожужжала. Я стала за сына сильно переживать. Зинаида, соседка моя, давно меня за своего брата вдовца сватала. Не люб он мне был. С виду мужик, как мужик. Спокойный, опрятный, бездетный. В милиции работал. Все его уважали. Часто с  соседями в одной  компании праздники справляли. После смерти жены Андрей долго жил один, но женщин не водил к себе. Так соседка говорила, а я ей  верила. Ухаживать он стал за мной. Был шокирован, что я не была замужем, а от кого я сына родила рассказывать ему не считала нужным. Он и не настаивал. С Володей я посоветовалась, на что он сказал, что видит как мне трудно одной и против дяди Андрея ничего не имеет. В конце концов, я приняла его ухаживания.               
        - Только, учти, если будем жить все вместе,  а папой я его называть, не буду.  - Сказал  сын  и выскочил из квартиры.  Пришёл он поздно и заплаканный.
Спустя два месяца  Андрей появился в нашей квартире. Прожили мы вместе до поступления сына в военное училище, а после того, как сын уехал из дому, рядом со мной оказался совсем другой Андрей! Стал заносчивый, ревнивый, а порою просто бешеный. Его как подменили!  Цеплялся к каждому пустяку и всё время стал меня сравнивать с умершей женой. Не так варю, как она; не так, оказывается, даже окна мою. Стал обзывать больно и обидно. Володя приехал на побывку, а я ему всё рассказала. Был скандал, были разборки и в итоге,Андрей ушёл. Не надо, говорят менять кукушку на ястреба. Вот и кукую одна, зато не клятая и не мятая, как говорят!  Продала квартиру и приехала жить в этот дом. Выучилась и сдала на водительские права.  Накопила денег и купила машину.  Поняла, что за любовь тоже платить нужно!  Владимир, ты веришь в любовь и  судьбу? - спросила она  у притихшего собеседника.
       - Я теперь во многое верю! В судьбу тоже. Чувство вины перед всеми теперь просто преследует меня. Но виниться не перед кем! Разве только у тебя прощения попросить? Жена бросила, а дети игнорируют и избегают  даже обычного общения.
       - Да ситуация неприятная. «Закат жизни» становится спокойным, когда её (жизнь) уважают, а горем её делают забвение и одиночество. Я это ощутила и поняла лишь после того как сын уехал по месту службы. Днём – куда не  шло, как говорят, а вечером .. Можно жить в семье дочери или сына, а при этом испытывать, пронизывающий сердце, холод и даже разучиться разговаривать. Им жалко времени на стариков, особенно когда они больны. Молодые должны общаться с молодыми! Старость - удел избранных, а то, что она незаметно подбирается к каждому – неизбежно. Понимаем сами это очень поздно и не можем примириться. Прости. Я никогда не чувствовала себя ущербной или гулящей женщиной. У меня есть сын от любимого мужчины.
       - Скажи - ка, мне, пожалуйста, как в такой маленькой головке умещаются такие мудрые мысли? - пошутил Владимир Акимович и подумал: - Как с ней легко общаться!
 Она довольная его  комплименту, рассмеялась.
        - После декрета я не вернулась на завод. Уже был полный развал и хаос начался. Шло массовое сокращение. Цеха уже закрывались. Нас, конторских служащих, трясли каждый день. Да что я тебе об этом рассказываю, сам знаешь. Я сама попросила начальницу добиться моего сокращения. Кстати, они сделали это с нескрываемым удовольствием. Я встала на биржу труда и решила получить второе высшее образование заочно. Вторая профессия - психолог.Работала в школе. Мне очень помогли знания психологии в жизни. Отчаянья и разочарований в жизни было столько, что на пятерых человек бы с лихвой хватило. Подрабатывала, где придётся. Жизнь всегда даёт шанс. А у меня девиз: - Не надо плакать о том, что  это закончилось, а надо радоваться тому, что это было. Вот, я и радуюсь! В данный момент тому,  что меня внимательно слушает человек, который сделал мою жизнь не одинокой!               
       - Сколько лет мы с тобой тогда встречались?
      - Не лет, а месяцев. Почти три месяца. Стандартный срок для короткого романа без обоюдной любви.- Почти 24 года прошло с тех пор. У меня к тебе никаких претензий. Ты подарил мне счастье материнства! Ты до сих пор не понял и не догадался, что мой сын Володя и твой сын тоже?
      - А ваш муж будет обрадован такому «сюрпризу», дорогая? Если бы  вы привели чужого мужчину, так сказать - в самой поре, в свой дом, то я, как мужик,      - Что? У меня есть сын? – мужчина схватился за сердце, которое начало волноваться. – Не знаю. - Он не договорил, торопливо доставая таблетки из кармана ветровки. - Вот возьми желтенькие и принеси, пожалуйста, воды.

Лариса растерялась. То, что для неё было радостью, могло сейчас лишить жизни Владимира. Она стала поить его лекарством, и горячим  чаем, подложив ему под спину подушку.
       - Володя, может скорую помощь? Второй раз за день! Ну, глупее бабы не бывает! Прости, я не подумала о том, что ты разволнуешься.
 Он отрицательно помотал головой. Она присела возле мужчины, с намоченным в холодной воде полотенцем. Осторожно положила его ему на голову.  Заплакала.
     - Только не умирай! Я так долго тебя ждала, я буду за тобой ухаживать, если ты согласишься.  В одиночестве смысла нет! Понимаешь меня? –
? -Спросила женщина, держа его руку в своей.
 Ему стала легче. Он осторожно погладил её руку и прикрыл глаза.               
     - А ведь я, старый гуляка, так до сих пор не вспомнил до конца её лица.-   Подумал он,  боясь, что сейчас скажет ей это вслух.  – Вспоминай! – приказал он своему мозгу. -И молчи, пока не вспомнишь! Пусть отдохнёт от меня. Притащила в свой дом проблему. Притворюсь, что уснул. Значит, работала она в отделе по технике безопасности. Надо же было быть таким не разборчивым в любовных связях. Но не мог, же я с ней просто так переспать. Значит, был повод, место для встречи.  Да, получается как в старом анекдоте: - Есть с кем, есть чем, есть где, а зачем? – философия.  Дофилософствовался, что баба одна сына моего вырастила!   Ещё, если ей верит и любит  до  сих  пор такую скотину! - Размышлял он, закрыв глаза. - Думай, Акимович! Вспоминай!
Он притворился спящим.
 Она встала, накрыла его пледом и ушла на кухню. Он уснул и мозг, которому он приказал всё вспомнить, похоже, тоже уснул. Владимир проспал до утра. А утром, после завтрака, он попросил женщину показать фотографии его сына, надеясь, что вспомнит его мать, увидев рядом с мальчиком .
 Альбом был оформлен с большим старанием и дотошностью. Аккуратно подписанные даты и связанные с ними события. Ему было неинтересно смотреть малыша. Он всю жизнь был убеждён, что маленькие дети все похожи друг на друга! Но когда появились школьные фото, он заволновался. Что  - то неуловимое  появилось в облике юноши, напоминающее ему его юность. Взгляд его, такой же дерзкий и осанка…
         -А это любимая моя фотка. -сказала Лариса, показывая на  школьную  фотографию 10 класса. -Володя окончил школу с золотой медалью, а я чуть не лопнула от гордости за него. Посмотри внимательно.
 На мужчину смотрел юноша – копия его самого в восемнадцать лет. От волнения у Владимира вспотели руки.               
        - Извини, Лариса, я сейчас. Минуточку.
Он вышел в прихожую. Трясущимися руками вытащил из кармана куртки свои документы. Достал паспорт. Снял обложку. Под обложкой паспорта лежала маленькая черно – белая пожелтевшая фотография. Владимир вернулся в комнату.
        - Вот, смотри! - Он приложил свой снимок к Володиному. – Никакого ДНК!  Это мой сын! У меня взрослый сын! Почему ты столько лет молчала? Я бы.– Он развёл руками – Ну, не знаю, я бы помогал тебе его растить.
       - О чём ты? Я сына нагуляла, а у тебя дети, жена. И потом было бы нужно не менее восемнадцати лет, чтобы ваше сходство доказать. Ты же, рассматривая его детские фото, никогда бы не поверил мне. И - это правда! ДНК раньше не практиковали. Я боялась твоей жены; боялась сослуживцев, пересудов и сглаза. Я уволилась с завода, потому что он был - только мой ребенок!  Я родила его для себя и была уверена на сто процентов, что не ошиблась в выборе отца. Талантливые дети рождаются от любви, если даже она односторонняя! Я не хотела терзать себя ревностью и воспоминаниями тех вечеров. Я сходила с ума, а когда узнала, что беременна, то приняла решение и координально  поменяла всё в своей жизни.  А видеть тебя каждый день и ревновать?  Это было сродни тихому помешательству. Прошло не вернуть! Мне помогали мама и брат. Царство им обоим небесное! Всё, хватит воспоминаний! Будем жить сегодняшними проблемами. Я предлагаю общение, если оно не повредит твоим дальнейшим планам на жизнь и здоровью.
 Яровой сидел, обхватив голову руками, но его волнение постепенно утихало.
 - Спасибо, тебе Лариса. Я теперь, как мимоза, которая от каждого прикосновения и ветерка сворачивается. Я давно пересмотрел свою прежнюю жизнь.  Гордыня, самолюбие оскорблённое! Как я поступил бы, вернув всё назад, не знаю! Выпивали  мы часто, поэтому жили весело, но и работали честно. Я просто срывал цветы удовольствия. Чувство вины перед кем – то, то оно меня никогда не преследовало. Я не хочу, чтобы ты меня жалела теперь, как сироту казанскую! К своему окружению я привык. Старики, с которыми я сейчас общаюсь, они же все вниманием обделены, а там у нас забота и  взаимопонимание полное. Я рад, что тебя встретил и теперь я тебя  вспомнил, но не до конца. Я вспомнил худенькую большеглазую девушку, сидящую в отделе техники безопасности у окна. Да. её звали Лариса. Ты всегда старалась выйти из кабинета, когда я к вам заходил. Почему -то всегда была одета в синей рабочий  халат. А как всё было потом, я не помню. Где, что и когда мы стали « друзьями». Прости, но я не думал  тогда, наверное, что у меня всерьёз просят ребенка. Не будем разводить антимонию. Я рад, что ты рада! Я, пожалуй, поеду восвояси.
       - Хорошо. - Согласилась женщина. - Конечно, я свалилась на тебя, как снег на голову.
       - Клянусь тебе, что всё обдумаю. Прости,  и мне, слишком тяжело.
       - Да, конечно, поезжай, но через неделю я жду тебя, а если нужно будет, то встречу. Будем праздновать день рождения нашего сына. 28  апреля жду к трём часам. Вот тебе мой адрес. Номер телефона и маршрутного такси. Буду ждать. Может, сейчас пообедаем?
     - Извини, но я поеду. И так задержался. Запиши себе мои координаты на всякий случай. Как сейчас говорят - обратная связь. - он протянул ей «походную записку» - Спасибо за всё!
 - Я покажу тебе дорогу до автобуса. Автобус приезжает три раза за день, а газельки, чаще бегают по нашему маршруту.
 Только в автобусе он понял всю радость и нелепость этой встречи.
            - Теперь живу, не тужу и  на девок не гляжу. - Подумал он с горечью в душе. - Через столько лет хватил греха на душу. Думай Володя, думай! Парень вырос без тебя.  А здесь папочка инвалид, как чёрт из табакерки! А Лариса? Кто поймёт этих женщин? Просто для общения пригласила? Только это общение всегда будет связано с её и моим прошлым. Буду чувствовать себя негодяем! Неужели за три месяца и любовь на всю жизнь? Не верю! А  я никогда об этом не задумывался… - рассуждал он, разглядывая за окном серый пейзаж весны.
 Грязные сугробы, серое небо, захлюпанные  грязью автомобили и серые и облезлые стены старых городских домов.
     - Она сейчас намного привлекательней, чем на фото её молодости.  Как там у Пушкина: - «Вы прелестью лица и прелестью души к несчастью, бесподобны» Мучайся, старый богохульник! Пушкина помнишь, а бабу нет! Загляни в паспорт и успокойся. Какие теперь печки - лавочки? До 28 числа, еще неделя.Приехал наконец – то..
 Не успел он принять душ, как в дверь постучали. Константин Матвеевич робко вошёл в комнату.
        - Заходи, Матвеевич, смелее.
         - А ты – один?
         - Один, но честно скажу, на душе хреново.
         - Так, может быть по маленькой. У меня винцо есть, и закусить найду.         
 Через минут пятнадцать они чинно  сидели напротив друг друга и пили за «возвращение».
            -Ну, а теперь рассказывай бедолага, если не секрет, что  всё – таки произошло?
 Владимир, долго и подробно, стал рассказывать, обрисовывая свою прежнюю жизнь с семьёй и вне семьи. Константин Матвеевич не  перебивал.
           - Да, накуролесил ты по жизни, дружище! Знал я не мало таких ходоков, и всегда удивлялся и не понимал их. Особенно женатых и имеющих детей. Зачем менять Люську на Маруську? Честнее уйти во – время, чем мучить себя и жену. Молодость – не оправдание!  Я думаю, что здесь что – то из детства или генетика виновата. Отец у тебя тоже гулял?
  -Я его смутно помню. А мать моя, троих сыновей от троих законных мужей родила. Умная была по тем временам женщина, учительницей работала, но вот как - то своё счастье всё искала. Я старший был. Отец мой, Аким Егорович  – рьяный коммунист и юрист по образованию. Когда они расстались, мне всего пять лет было. Потом Кирилл Степанович, затем Ерофей Игнатьевич, оба – законные мужья со штампом в паспорте. И от всех ей оставляли по сыну в подарок за любовь! Последний отчим мой, почему - то меня откровенно ненавидел. По тем временам все её мужики были умные образованные, но жестокие!! Я из дому уехал сразу после школы и ни куда – нибудь, а в Москву сразу. Учился в Москве. Они мне только на дорогу денег дали, и то, в один конец. Свой дом родной я посетил только через пятнадцать лет. Отчим  Ерофей помер к тому времени. А мать опять приняла мужика. Только уже на жительство без штампа в паспорте. Оправдывалась передо мной, заметив моё недовольство. Ссылалась на то, что жить женщине одной и поднимать детей тяжело. Братья  были подростками.
- Да, представляю, как тебе досталось. Я здесь учился, но из нехватки денег мы с парнями и вагоны разгружали, и дворы мели, сторожами ночными работали. Вот мне  теперь понятна твоя причина любвеобильности и мщения. Мстил  своей матери за детство, и мстил жене за измену! Я тоже лет в сорок влюбился до умопомрачения в нашу заводскую дивчину. Но только собрался с духом ей свои чувства раскрыть, а она? Она мастером цеха была. Смелая, волевая, образованная и красивая. Я случайно к ним в цех пришёл под конец рабочей смены и услышал как она отборным матом какого – то мужика отчитывала. Моя жена никогда слова грубого не позволяла. А здесь, представь, весь коллектив, а она кроет…. И на этом закончилась моя любовь. Мучился долго. Посмотрел другими глазами на ту, которая за меня замуж пошла. Вот такая произошла переоценка ценностей. И это притом, что с Екатериной - мастерицей той, мы никогда не были близки. Она, говорят, спилась потом. А мужиков перетаскала в постель, не сосчитать. Вот и пойми других, если своим  чувствам и поступкам объяснения до сих пор не нашёл! Говоришь, что в гости зовёт? Съезди. Судя по твоему рассказу, она женщина порядочная и не баловень судьбы, а что в любви призналась и до сих пор любит тебя, так в народе говорят, что и так бывает. Ты же не только математические задачи на щелчок пальца решал и здесь всё решится. Сам рассказывал, что с Ландау в спор вступил. В семнадцать лет именитого профессора не испугался!  Два института окончил, доказывая самому себе и всем, что ты всё решить, можешь, если захочешь! А теперь - пожилая и одинокая женщина! - Он осторожно похлопал Володю по плечу.  – Отдыхай. Всё прошло, пройдёт и это. И опять наступит лето!  - пошутил мужчина. Дожить надо, друг мой сначала до 28 числа. Шучу! - Сердце – то  твоё как? Я - рядом, за стенкой. Телефон на зарядку поставь. Уберёшь сам  это маленькое свинство?
 Помыв посуду, и выпив лекарство, ночью он спал, как убитый. Успокоился и решил, что  надо остыть от шокирующих новостей. Фотографию юноши, которую ему подарила Лариса, он поставил на прикроватную тумбочку.            
       - Ну, вылитый я в молодости! Хотел сына - получи! -подумал он, проснувшись рано утром
Князева позвонила накануне 26 числа. Он пообещал приехать. И вот сидит перед закрытой дверью уже более полчаса.
       - Вот приехал! И что? Зачем приглашала? - он с досадой посмотрел на часы. - Ладно, рандеву не состоялось. Надо возвращаться. А может, что – то случилось? А что могло случиться? Она моложе, вот и пожалела, что «мнимую любовь» в гости позвала.
Яровой с усилием встал с низких ступенек крылечка, отряхнулся. Не оглядываясь на дом, побрёл к выходу. Постоял немного в раздумье за калиткой. Пошёл в сторону остановки.
        -Володя! Владимир Акимович! Яровой! Подожди, не уходи! – услышал он крик за спиной.
Он остановился и оглянулся. По улице бежала с двумя сумками в руках Лариса .
      - Извини. Всё было рассчитано, но пьяный мужик дебошь устроил в магазине, а я как раз на кассе рассчитывалась. Продавщица перепалку словесную устроила с ним. Хорошо, что два мужика в магазин случайно зашли. Прости и не уходи. Мне судьба тебя прислала второй раз. – она заплакала. – Бросив сумки на дорогу, она прильнула к его груди. –Я может не умею любить, но я умею быть верным другом.  Я боюсь быть одна.
 Он растерялся и что – то забормотал, осторожно отстраняя женщину от себя:
      - Ну, что ты, вот так то убиваешься? Не ты, а я  виноват перед тобой. Конечно, я возвращаюсь. Давай, помогу. А я гляжу замок такой мощный! -перевёл он разговор.
     -Замок? Так муляж это! Ключи давно потеряны. - Произнесла она, утирая слёзы. - Как хорошо, что я успела. Знаешь, я теперь, оставшись одна, боюсь всего.  Мышей, темноты, воров, шорохов ночных! 
       -Муляж, говоришь? Так я теперь тоже типа муляжа.Не надо строить воздушных замков. Болезнь моя очень серьёзная и непредсказуема. Лариса, ты хочешь быть сиделкой и убирать горшок за чужим мужиком? Как - то всё странно.
       - Просто пришло время отдыхать. – Возразила она. – Я тоже бегаю  по врачам не просто так, но пойми ты, что болезни и старость отступают, если человек считает себя кому - то нужным.  - Хватит хандрить! Сегодня у меня праздник, а виновник торжества отсутствует. Ой, а шарфик где?  - она  схватилась за грудь
Оглянулась назад. В огромной луже раздуваясь и пузырясь от ветра, плавал разноцветный шифоновый шарф.
        - Вот и я, как шарфик, пузырюсь и  сопротивляюсь, а потом выплываю.  – печально сказала она, глядя на тонущий шарф. – Может это тонет моё одиночество?
      - Не подбирай, не мочи ноги. Я подарю тебе другой на твой день рождения. Когда он у тебя?
       - Скоро. На свой день рождения я еду к сыну на свадьбу. Вот и пришли. Ты  устал?
        - О себе подумай, заботушка! - проворчал мужчина. Муляж, говоришь? Надо же такое придумать!
Яровой стал приезжать к ней по  выходным дням. Он боялся обременять её своим длительным присутствием и недомоганием.  Однажды с  её разрешения он привёз с собой Константина Матвеевича. Он приглянулся  её одинокой подруге - Сотниковой Анастасии. Сложился новый «кружок по интересам»!  Уезжая к  сыну, Лариса предложила старикам пожить у неё на период её отсутствия, ссылаясь на то, что дом без присмотра - наводка для воров.
  Нужно было видеть их счастливые лица.
       - Я буду спокойна за мои посадки на огороде и дом, и вы омолодитесь на свежем воздухе.  Только не работать, а отдыхать! Печь топить не нужно, вода и душ есть и еды я припасла. Анастасия  Кондратьевна вас научит и поможет. Вы справитесь?
      - Нас учить, только портить! – возразил Матвеевич. -У нас лет по тридцать дачные участки были. Поливать огород  мы умеем.. Справимся, хозяюшка, ты не беспокойся. Ты только звони нам сама, а отчёт мы тебе по приезду предоставим!
 И справились! Да ещё как! Вернувшись, она подумала, что ошиблась адресом. Её дом был обнесён новым невысоким забором из металлического сайдинга зелёного цвета. Двор убран,  тротуар восстановлен, огород ухожен! Под растянутым пологом, типа кафе, накрыт стол. Из дому навстречу ей выбежала вся компания во главе с Сотниковой.
 - Слава Богу, приехала, жива и невредима. Переживали. - Сотникова обняла приятельницу, - Опять передали, что самолёт упал на Алтае.
  - Здравствуйте, дорогие, мои! А я чуть мимо своего дома не прошла Не узнать. Спасибо, родные мои, но забор --это же так дорого стоит? Зачем тратились?
 - Это всё наши добровольные помощники! – засмеялась Анастасия. – Стали заборчик твой ремонтировать, а он весь упал. Старый, да гнилой оказался. Вот они и купили новый забор. Эти два « молодых человека» копошились « как муравьи в своём муравейнике! Трудоголики! Значит на пользу им наши огородные участки с травой и  наши старые  дома развалюхи тоже. Всё умеют! Почему же нам не попались по жизни такие мужики? Где  скажите, Божья справедливость? Заметила я Лариса, что  они ни разу не пожаловались и не заболели. Всё умеют!
 Мужчины стояли рядышком довольные и смущённые изобилием похвал, отпущенных женщиной,  в их адрес.
      - Лариса, соловья баснями не кормят. Мы очень рады твоему приезду. - Соседка опять обняла подругу. – Может, вещи потом распакуешь? Еда стынет.
      - Конечно, я только умоюсь и переоденусь.
Солнце прекратило «жарить» своими лучами всех и вся, и легкий ветерок принес приятную прохладу.
            - Забор - это тебе подарок от нас на день твоего рождения. -Сказал Владимир, когда они уселись за стол. - А деньги – навоз, сегодня их нет, а завтра - воз! И ещё вот!  -  Он протянул ей новый навесной замок с тремя ключами и оранжевый с яркими голубыми разводами щарф. Дополнительно.
      - Спасибо, ещё раз друзья. Я  тронута вашим вниманием! - Она смахнула набежавшую слезу. - Вы - молодцы! Какое счастье приобрести друзей, которые тебя понимают.
- А меня ты почему не хвалишь? Я, как  никак, руководитель этой
активной группы и кормилица по совместительству. Подай – принеси! – обратилась соседка к Ларисе.
        - Без тебя они бы точно не справились и зачахли! – сказала  Лариса. Мне кажется, что ты их немного облагородила. Поправились, смотри, животики то округлились. Весёлые1
        - Почему бы зачахли? – Удивился Владимир.
         - Потому что меры во всём не знаете. - Возразила хозяйка.
        - Вот ведь как интересна жизнь своей непредсказуемостью! – Перебил Владимира Матвеевич. – Лариса, дорогая, хватит комплиментами обмениваться! Садимся все за стол. Слюной изойдёшь. - Проворчал он. - Произношу тост за хороших и добрых женщин. Всё в нашей жизни не случайно! И тому пример  наше новое « содружество», которое нас объединило и подняло с постели, к которой мы стали привыкать!  Да, мы не молодые, но душа - зараза, не верит этому! Потому что да самой смерти человек люби и надеется. Я сейчас прочту вам нечто! – он достал из кармана рубашки небольшой листочек. Надел очки. - Скорее всего, я думаю  это притча. К нам она имеет непосредственное отношение. Слушайте, друзья мои: У мудреца спросили: »Если человек любит, он вернётся? Мудрец ответил: »Если человек любит, он не уйдёт!»  За вас, женщины! За движущую силу в нашей земной жизни!
        - Что - то я от тебя никогда не слышал таких любезностей! А я, дорогие мои, ночью  тоже немножко помудрил, и послушайте, пожалуйста, что я вам прочту. - Яровой достал записную книжку. – Жить, чёрт побери, ещё больше хочется! Вам, и только вам, доверяю свои мысли.
                Уходит жизнь за годом год.
                Спешу за ней, как за красоткой!
                Ведь всё равно  - она уйдёт,
                Но главное – какой походкой!
        -Да, ты прав. – многозначительно произнес Матвеевич.  – Молодец!
Несколько минут они осмысливали слова четверостишья,  сочинённого и прочитанного Владимиром.
 - Хватит думать  о грустном и о смерти в том числе. Пока у нас есть ещё дома дела.  Здесь и сейчас. – Задумчиво сказала Анастасия. -А вы мужики, не падайте духом! Продолжительность жизни увеличилась, а мы ещё до статистики не дожили. Вот сколько твоей душе лет, Матвеевич, признайся!
   -Моей душе? – растерялся мужчина. -Она у меня, Тося, стала такая лукавая, что боюсь всяких признаний! На сегодняшний день я счастлив, а дальше, как он, Бог, даст мне и  вам, друзья мои.
 - На Бога надейся, да сам не плошай! - весело возразила Лариса. – Анастасия, давай споём нашу любимую.
 - На их фоне, мы с тобой бледно выглядим. - Шепнул на ухо другу Владимир. – Как поют!
 Настроение поднялось. Они сидели за столом до полуночи. Вспоминали забавные и печальные случаи из своей жизни. Смеялись и  плакали, даже пытались танцевать. Прожитая жизнь не лишила их всех оптимизма, желания любить и просто  быть счастливыми каждый день, а это очень важно!


Рецензии