Говорите с детьми, говорите

На родительское собрание нашего шестого «Б» шла с непреодолимым волнением. Вчера класс писал ВПР по математике. Работы уже проверены, и «по секрету» нам в СМС-ках сообщили: учительница прямо-таки огорчена-огорошена результатами, ждёт встречи с нами. Что она расскажет о наших детках?

Но говорили мы не столько о детях, сколько о нас, родителях! На нас обрушился шквал вопросов, которые требовали ответов – искренних, самокритичных, предложений – как исправить создавшуюся ситуацию, не только в математике, а вообще в успеваемости шестиклассников, во взаимоотношениях «отцов и детей».
– Вы дома разговариваете с детьми? Этот вопрос вовсе не риторический. Я недавно по дороге на работу наблюдала такую картину: по тротуару шли мама с дочкой на расстоянии метра два друг от друга. Шли, уткнувшись в экраны своих смартфонов! Подумала: вот сейчас дочь зайдёт в школу, мать отправится по своим делам, и они не увидятся полдня, неужели им нечего сказать друг другу? Ведь они самые близкие люди! С детьми надо говорить – о чём угодно, на самые разные темы.

Светлана Васильевна рассказала, что именно разговор с детьми развивает у них фантазию и, конечно, чтение книг, особенно вслух. Вот с фантазией у ребят большие проблемы. И это в их возрасте! Развитая фантазия – составляющая успеха в освоении математики. То, что дети в двенадцать лет не могут решить простой задачи для второклассника, вызывает тревогу. Недавно одна девочка пыталась решить у доски задачу: «У Лены было 50 рублей. Она купила 2 пирожка по 16 рублей. Сколько денег у неё осталось?». Дело дошло до слёз! Задача не поддавалась!

Дети разучились играть в ролевые игры, разучились воображать, фантазировать. Недавно в одном журнале прочитала: нужны ли детям игрушки? Оказывается, психологи провели эксперимент. В группах детского сада убрали все игрушки. И что же? Дети стали больше общаться друг с другом! Они сами придумывали игры с героями, распределяли роли. В своих фантазиях они строили целые улицы – с домами, магазинами, больницами.

Вспомнилось детство. В деревне у нас игрушек было немного. Зато как работала фантазия! Кусок доски на кирпиче – вот и весы в магазине, камешки разного размера – гири для взвешивания. Речной песок – соль и сахар: кому что нужнее. Фантики – денежки. Нас в шесть лет мамы смело отправляли в ближайший ларёк за хлебом, знали: сдачу пересчитаем, всё принесём – до копеечки. Но наши мамы с нами говорили, сказки на ночь рассказывали, колыбельные пели. И мы быстро учились говорить, и – правильно!
Сейчас мамы могут посетовать: да его (её) от компьютера (телефона, смартфона, ноутбука) не оторвёшь. Да, время сегодня такое. Порой телевизор заменяет в семье маму, бабушку, няню. Дети впитывают всё, что льётся с экрана, как губки. Но всё же надо находить время для живого общения. Чтобы знать не только гастрономические пристрастия ребёнка, не только о больном зубе и просящих каши кроссовках. Ребят волнует не только это. А главное – у них впереди целое будущее! Каким оно будет? Надо научить детей мечтать, чтобы потом появилась цель – осуществить мечту.

Учительница на своих уроках просит учеников написать дату и «Классная работа» левой рукой. Не очень красиво? Ну и что же? Если правша пишет левой рукой, у него развивается левое полушарие мозга, отвечающее за творчество.

Приёмов развития человека разумного люди придумали немало. Но самое главное – надо сделать первый шаг навстречу самым близким людям – родителям и детям.


Рецензии