Моя любимая Волга!

МОЯ ЛЮБИМАЯ ВОЛГА !

20 мая - во всех волжских городах отмечают День Волги !

Волга-матушка, Волга-кормилица и Волга, объект моего изучения и моих научных исследований !

На Волжских берегах, в её верховьях, я родился в середине прошлого века в городе Калинине (сейчас вновь г.Тверь), но большую часть жизни (более 50 лет) прожил на других её берегах, здесь в Саратове и Саратовской области, уже значительно ближе к её устью...

Волга и её берега !
Сколько мною всего ими пройдено и сколько я проплыл и вдоль них и поперёк самой реки.. Сколько сотен километров дорог я проехал рядом с тем и иным берегом и прошагал вдоль Волжской воды и излазил по отвесным кручам правого берега и многочисленным заливам левобережья.

Сколько дней и ночей провёл в разных научных экспедициях, плавая по её широким просторам на разных судах и судёнышках, моторках и гулянках и резиновых лодчонках...

Я видел и изучал Волгу совсем разной и в разных местах от её верховья, на нашей с ней родине в Тверской области и до её низовья в Астрахани, при впадении в Каспий...

Не буду перечислять всех мест (а их несколько сотен по всей реке), где мне пришлось побывать на Волге и столкнуться с ней "лицом к лицу". Это займёт слишком много времени, да и не это самое главное.

Главное, что у меня есть архив моих наблюдений и записей, мыслей и идей, а также фотографий (и не только моих), который я собрал за эти годы и который также позволил мне делать некоторые выводы и использовать всё это в своих или уже написанных или будущих публикациях.

Безусловно, есть люди, которые исходили и проплавали на Волге и чаще и больше меня. И их очень много ! Есть те, кто просто-напросто родился и живёт на её водах. Есть и такие, кого река навеки забрала в свои пучины.

Среди них и мой дед - Пётр, мамин - папа, который, к огромному моему сожалению, утонул на её просторах перед той нашей Великой войной и в память о котором, я также провожу свои исследования и изучения.

Сколько сотен килограммов научной литературы за эти годы я "перелопатил", изучая её загадки и проблемы, сколько сделал оттуда интересных и любопытных выписок и сколько написал и опубликовал своих научных статей и тезисов докладов, сколько было моих выступлений на научных конференциях...

И это также мой серьёзный актив !

В последние годы, уже в этом 21 веке, с появлением новых информационных технологий и широким распространением интернета стали появляться и новые возможности ! И об этом только надо знать и этим надо уметь пользоваться !

И среди них такая возможность, которой я могу пользоваться не где-то, а у себя дома, сидя у компьютера, "не отходя от кассы", попивая чай или кофе, и с помощью совершенно разных спутниковых снимков, которые есть в свободном доступе в интернете, изучать и исследовать свою матушку-Волгу, её берега, её водохранилища, пойму и пойменные острова, её притоки и впадающие в неё реки, в различных местах и в разных проявлениях, свободно и незатейливо меняя масштаб своего рассмотрения, то отдаляя, то приближая объект изучения и передвигаясь - то вниз по течению, а то вверх по просторам Волги и всего Волжского речного бассейна !

Не это ли чудо-чудное и диво-дивное, о котором я только мог мечтать в прошлом веке !

Кто-то изучает саму волжскую воду, её растительный и животный мир, её обитателей. Кто-то выбирает предметом изучения влияние реки и её водохранилищ на погоду.

Некоторые исследователи изучают её глубины и их изменение со временем, так как они очень важны и для судоходства и для рыбного хозяйства и для другой деятельности человека.

Короче, вопросов и проблем, по которым надо изучать и исследовать нашу матушку, нашу кормилицу очень много.

Я же для себя, как геоморфолога, т.е специалиста изучающего рельеф какой-либо территории, для своего научного интереса выбрал происхождение р.Волги, время её заложения, как единой речной системы, историю и этапы её формирования и развития, взаимодействие с другими - соседними речными и приёмными бассейнами.

Кому-то это покажется не очень серьёзно и не так важно. Кто-то скажет, ну и что ? А действительно - что ?

Почему меня, ещё в 70-х годах прошлого века заинтересовала всё это и во-многом не отпускает до сих пор, вот уже без малого 50 лет ?

А всё потому, что для большинства россиян и жителей нашей страны издревле Волга считалась нашей матушкой, а знать откуда наша "мама" происходит, как и когда она родилась и какова её история и дальнейшая судьба - не в этом ли должен быть "жизненный крест" одного из её "сыновей" ?

Я выбрал для себя этот "крест" и с разной степени ответственности несу его все эти годы...

К сожалению, многое из того, что я достиг было мною получено ещё в конце 20 века и я предполагал тогда это собрать в единую монографию и представить всё это на суд нашей научной общественности.

Однако, некоторые события 1999 года и последующие мой жизненный период, не позволил мне этого сделать. Поэтому, остались лишь мои опубликованные научные статьи, тезисы конференций, разбросанные по разным сборникам и в той или иной мере отражённые мною в интернете ( http://ogis.sgu.ru/ogis/gis_otd/public.htm ).

Остались и неопубликованные вещи, а также мысли и идеи. И самое главное - остался сам я, со своими знаниями и умением, со своим подходом и огромным опытом...

А с появлением и новых возможностей - появляются и новые результаты, которыми надо обязательно делиться...

Что же, буду навёрстывать и исправлять все свои ошибки, не использованные возможности и недочёты сейчас. Тем более, что у меня для этого есть силы и огромное желание!

Поэтому, в путь !

А тебя, наша матушка, наша кормилица, с твоим днём - Днём Волги !


Игорь Пролеткин


Рецензии