Христианство и невротическая вина

Это несовместимые вещи.
Чувство вины - проявление невроза, оно возникает, когда у человека инфантильная картина мира, иллюзия собственного всемогущества. Что такое чувство вины? "Я допустил это", "Я не защитил", "Я не предотвратил", "Я не сделал", "Это все из-за меня" (умерла бабушка, родился ребенок-инвалид, мама чувствует себя несчастной и т.д.). Взрослый, зрелый, душевно здоровый человек понимает, что: а) бабушке было 80 лет, и умерла она от старости и болезни, - вообще-то все там будем; б) больные дети рождаются по целому ряду причин, от плохой экологии до генов какого-то неизвестного вам прапрадедушки; г) мама несчастна оттого, что вам не 5 лет и она больше не может вас полностью контролировать, и вообще - вы не несете ответственности за чувства другого человека. Бывает также чувство вины из-за того, например, что вы развелись с мужем-алкоголиком, а он спился и умер. По какой причине он умер? - По причине алкоголизма. - Это вы насильно вливали ему водку? - Нет! - Он ваш малолетний ребенок, неспособный автономно существовать? - Нет, он крупный агрессивный гоблин вполне зрелого возраста. - Или еще бывет чувство вины, что я кого-то не люблю (мерзкого родственника, скажем, сестру-психопатку). Я ее бью, истязаю? Нет? Тогда я практически святой человек со всеми удобствами, а не любить неприятного токсичного человека (не испытывать к нему нежности, не радоваться общению с ним) - мое законное право. Т.е. чувство вины ВСЕГДА исходит из представления о собственном всесилии и совершенстве: есть чудаки, умудряющиеся виноватить себя даже за то, что обижаются (т.е. чувствуют боль, когда их ранят). Еще бы стыдились того, что их тело не обладает механической прочностью титанового сплава!
Христианин вообще-то обязан понимать, что он не всемогущ, не всеведущ, и что не надо лезть в самозваные заместители Бога. "Тоже мне Брюс всемогущий", - хочется сказать чудаку, который "не спас", "не предотвратил" и еще чего-нибудь "не".
Когда же человек объективно сделал что-то плохое, причинил зло, он меньше всего склонен виноватиться. Убийцы и грабители чувством вины не страдают, а числят себя жертвами жестокого мира (отсюда такой жанр блатной песни, как "жальнАя" - про "беееедного мальчонку, - Ю.М.Лотман в своих лекциях об этом хорошо говорит). Кстати, чувство вины=чувство собственной плохости неуместно и в этом случае: Господь специально сотворил плохого человека, что ли?..
Раскаяние в причинении реального (а не воображаемого) вреда кому бы то ни было НЕ ЕСТЬ ЧУВСТВО ВИНЫ! Это набор конструктивных действий: а) признать это; б) попросить прощения (заранее будучи готовым, что тебя не простят - имеют полное право); в) постараться возместить ущерб/исправить последствия, если и насколько это возможно; г) жить дальше с осознанием того, что я, хороший человек, однажды совершил плохой поступок - и могу оступиться снова, если не буду внимателен к себе. Внимание к себе - это... помните, как пал Давид? Он был праведником! А потом влюбился в Вирсавию и погубил ее мужа, своего верного военачальника Урию. Потому что, когда с крыши подглядывал за купающейся незнакомкой, - не сказал себе: "Стоп, я веду себя как свинья", а разрешил себе это. Потом разрешил себе узнать, кто эта дама, потом - пригласить ее на свидание, потом она оказалась беременной и т.д. - в результате интрижка зашла так далеко, что для спасения любовницы Давиду пришлось устранить Урию.
Едва ли не самое тяжелое последствие невротической вины - то. что человек закукливается, отвергает поддержку, заботу, отталкивает от себя доброту, дружеское участие, становится полностью герметичным для любви. Ну, логично же: раз я такое говно неприятное, значит, любить меня нельзя, хотеть общаться со мной - невозможно, мое присутствие мучительно и невыносимо, а если вдруг нет - это какая-то ошибка, недоразумение, скоро оно разъяснится, и у меня все отберут и прогонят в тычки. Так что лучше не брать, даже если сами все дают. Прекрасный итог христианской жизни, ящитаю.
Чувство вины самоподкрепляет, человек качается-качается, стоя на одном месте, как конь-качалка, и уже не хочет никуда "ехать". В переживании вины он герметичен, ему не нужен другой. В раскаянии - нужен (чтобы, собственно, покаяться и возместить ущерб).
Причем раскаяние всегда реально ("Я, свинота, нажрался и дал в бубен лучшему другу Васе"), а чувство вины фантастично: "Я допустил, чтобы бабушка умерла" (конечно! бабушки ведь бессмертны, дооо!)
Итак, что мы имеем с птицы гусь? - Образцового "человека в футляре", неспособного к дружбе, эмпатии, диалогу, непроницаемого для любви. Надо ли говорить, что это состояние чувств и воли, полностью противоположное христианскому?


Рецензии