О большой дружбе

     Баба Нюра – дачница со стажем. А стаж у неё такой большой, что бабушка и сама не помнит, сколькими годами он исчисляется. Поэтому в огороде у бабы Нюры росло всё распрекрасно: помидоры были самые крупные и сладкие, морковка вырастала до таких размеров, что ни один пришлый заяц её из земли вытащить не мог, а огурцы… Да что там перечислять все овощи, ведь и фрукты у бабы Нюры были наивкуснейшие! А всё почему? Потому что семена Анна Петровна, то есть баба Нюра, заготавливала сама. Отбирала лучшие плоды, разрезала их и высушивала, а потом в маленькие коробочки собирала семена, а коробочки обязательно подписывала, чтобы не перепутать, что там лежит. Эти коробочки с яркими надписями стояли в кладовой на полках ровными рядами.
     И был у бабы Нюры внучок любимый, шести лет отроду, по имени Васенька. Васеньку любила не только бабушка, но и все соседи, потому что мальчик был вежливый и умный. Он, несмотря на свой юный возраст, иногда соседкам-бабушкам даже газету почитать мог, когда у тех от усталости глаза совсем плохо видели. И никто из соседей, да и сама Анна Петровна, не догадывались, что грамотеем мальчик стал благодаря надписям на коробках с семенами. Бывало, скажет бабушка внучку:
     – Васенька, принеси, пожалуйста, из кладовой семена помидор. На них красные буквы написаны. И семена огурцов, так на них буковки зелёные. И ту коробочку, где надпись красно-жёлто-зелёная, там семена разных болгарских перцев лежат
Мальчик сначала только цвета запоминал, а потом и буквы разные узнавать начал. Так потихоньку и читать научился. А сегодня он вошёл в кладовую, хотел свет включить, но вдруг услышал, как кто-то ругается. Мальчик замер, прислушиваясь.
     – Ну и что, что ты большой! Может быть, ты в земле растёшь, а я, например, на огромном дереве, – раздавался чей-то громкий высокий голосок.
     – Например, например… Сам ничего не знаешь, а кричишь так, что всех разбудил, – ответил низкий, с хрипотцой, голос.
     И, действительно, со стороны полок с семенами слышался недовольный гул:
     – Вот раскричался!
     – Такой крошечный, а голос-то какой громкий!
     – Ты имя сначала своё узнай, потом в спор вступай…
     Удивлённый и даже испуганный Васенька быстро щёлкнул выключателем. Свет разлился по всей кладовой, и странные голоса сразу же затихли.
     – Кто тут? Я сейчас бабулю позову, она полицию вызовет. Вы кто, выходите, – громко, чтобы самому не было страшно, закричал Васенька.
     Несколько секунд в помещении висела тишина, а потом ответил уже знакомый хрипловатый голос:
     – Да это вон, мой сосед расшумелся. Самого захочешь, не увидишь, а гонору, как у арбуза.
     – Вы где? Выходите! Вас как зовут? – мальчик с опаской начал пятиться к двери.
     – Эх, если бы я знал, как меня зовут, а бы с такой малышнёй, как мои соседи, даже не разговаривал. А так я здесь, на самой нижней полке лежу.
     Вася не успел удивиться и чего-либо понять, как громкий высокий голосок снова возмутился:
     – Так я маленький да удаленький! Слышали такую поговорку? Так всегда баба Нюра говорит.
     – Это она обычно про меня так говорит, – непонятно кому ответил Васенька, а сам двинулся опять вперёд, в сторону полок с семенами.
     – Василий, ты не бойся, подойди к полкам с семенами, – хрипловатый голос звучал ласково, и мальчик храбро подошёл, – видишь на нижней полке самую крупную семечку?
     – А рядом, рядом несколько мелких-мелких чёрных зёрнышек? – затарахтел высокий голосок. – Так это мы с тобой разговариваем.
     – Кто? Семена со мной разговаривают? – поразился Васенька.
     – Конечно!
     – А ты как думал?
     – Считаешь, что мы лежим и ничего не понимаем? – вдруг посыпались опять вопросы на разные голоса.
     – Вот это да! – мальчик от восхищения взмахнул руками.
     Он присел на корточки и на нижней полке, где не было коробочек, разглядел одну большущую косточку от какого-то растения, а рядом с ней, на листочке белой бумаги, лежала горстка мелких зёрнышек, похожих на зерно мака, но более продолговатых. Васенька бережно положил крупную косточку себе на ладошку.
     – Ты, получается, не знаешь, из какого растения появилась? – спросил он у косточки.
     И ему показалось, что косточка тяжело вздохнула, а потом ответила:
     – Не знаю. А остальные семена, которые лежат в коробочках, всё про себя знают. Ведь вы с бабой Нюрой, когда брали те или иные семена, всё время читала, что на коробках написано. А нас вот с этими малышами никто не берёт и никак не называет.
     – Может быть, ты сам малыш, только вымахал, а мы уже взрослые семена, – встряли в разговор шумливые, с высокими голосами зёрнышки, похожие на мак.
     – Вот что ты будешь с ними делать?! – хмыкнуло большая косточка. – Хочется им очень быть самыми необыкновенными, или выросшими на большущим дереве, или найденными в каких-то древних растениях.
     – Подождите тогда, – сказал Васенька, положил косточку на место и побежал в комнату.
     – Бабуля, почему у тебя там косточки неподписанные лежат? – закричал мальчик ещё с порога.
     – Ты про какие косточки говоришь? – Анна Петровна удивлённо приподняла брови.
     – В кладовке все семена у тебя в коробочках лежат и подписаны, а на нижней полке…
     – А! – бабушка махнула рукой. – Так то ж я не знаю, что это за семена. Соседка как-то принесла, а что это такое, сама не знает.
     – Ба, давай у мамы с папой спросим, они всё должны знать, – предложил Васенька.
     – Спросим, – улыбнулась баба Нюра.
     Вечером мальчик показал маме большую косточку и маленькие зёрнышки.
     – Смотрю, растёт у нас дома будущий ботаник, – улыбнулась она, – это семечка авокадо, а маленькие зёрнышки – семена растения чиа.
Бабушка тут же достала две пустые коробочки, куда семена были торжественно уложены, а корочки подписаны чёрным карандашом для чиа, а слово «Авокадо» мама посоветовала написать сначала коричневым, а потом зелёным цветом обвести.
Вася отнёс коробки в кладовую, где поинтересовался:
     – А почему вы не говорили ничего маме с бабушкой?
     Авокадо вздохнул:
     – Взрослые, они такие. Своими делами только занимаются, нас и не слышат.
     – Васенька, ты бы узнал, что это за растения такое «чиа», и нам рассказал, – как-то неожиданно стеснительно пискнул высокий голосок из коробки, – можешь, конечно, и про авокадо спросить.
     На следующий день, замучив вопросами сначала маму, а потом и папу, Вася с утра помчался в кладовую. Его встретил гул приветствий. Мальчик тоже со всеми поздоровался и стал рассказывать, что плоды авокадо растут на высоких ветвистых деревьях, а семечки чиа – на травянистых растениях до одного метра высотой. И тут все услышала тихий плач. В кладовой наступила тишина, только плач всё нарастал, превратившись в громкие высокие вопли:
     – Ой-ой-ой-ой-ой!
     Васенька растерялся, и сразу замолчал. Но потом раздался успокаивающий хрипловатый голос:
     – Чиа, ну и что вы там так вопите?
     – Мы думали, что…ой-ой-ой…
     – Что вы лучше всех и растёте на самом высоком дереве? – усмехнулось Авокадо.
     – Да-а-а-а!!! – уже рыдали зёрнышки чиа.
     Мальчику стало жаль задиристых и вчера ещё весёлых зёрнышек чиа, и он начал рассказывать, что семена чиа и плоды авокадо очень ценные, что в них содержатся витамины и полезные вещества. Зёрнышки чиа постепенно перестали реветь, а под конец рассказа громкий голос из коробочки с чёрной надписью радостно пропищал:
     – Вот и хорошо, что мы все такие полезные! Авокадо, хотя ты и растёшь на высоком дереве, я считаю, что мы с тобой большие друзья, раз лежим на полке рядышком. Согласен со мной дружить?
     Авокадо усмехнулся и ласково пробасил:
     – Вот глупыш, да я тебя всегда своим самым близким другом считаю.
     А из коробочки с надписью «Помидоры» раздался приятный женский голос:
     – Вот и правильно! Друзья не должны считаться, кто из них выше или полезнее, они просто должны уважать друг друга и помогать своему товарищу.
     – Значит, и Васенька теперь наш друг, раз он помог наши имена найти, – пропищали семена чиа.
     – Конечно, я ваш самый настоящий друг, ведь вы мне тоже помогли. Благодаря вам я читать научился, – радостно рассмеялся мальчик.


Рецензии