Реклама - советы для поэтов

Чуть ли не каждый день нам приходится слышать: - Как достала уже эта  реклама!
Хлынула она на нас в 90-х. Скорее всего создатели первых „шедевров“ бездумно перенесли на наш рынок отработанную на западе  схему долбежки на мозги. Но наш-то совковый менталитет воспитывался иначе: послушать, кивнуть, и сделать все наоборот.
К тому же реклама не считается произведениям искусства, и потому за ее создание берутся люди отнюдь не творческие, а просто наглые.
А где же творцы? Ведь сегодня реклама – это реальный способ сшибить поэтическую деньгу - пробовал.
 Такса на двустишие или четверостишие у меня была небольшая – пол литра отечественного алкоголя в переводе в денежный эквивалент. А чего их писать-то? За вечер десяток можно настрогать:

Идешь ты в лес, на озеро иль в поле –
Возьми с собой котлеты „Равиолли“!

Поедешь в Турцию, Египет иль Бахрейн –
Учти, что там спасет лишь „Орифлэйм“!

Можно даже более боевито о немецких стиральных машинах и пылесосах:

Лучше в мире не найдешь –
Только „Бош“! – Ядрена вошь!

Хотя иногда встречаются  названия зарубежных товаров и фирм,  которые у них подогнаны только под свой язык
„Спрайт“ – all right,
„Шелл“ – very well).
И потому часто у рекламщиков-недоучек возникают трудности. Правда, нельзя не позавидовать упорству и изощренности молодых авторов из наших рекламных агентств. Вы попробуйте найти рифму к продукции „Сникерс“ – вряд ли вам это удастся. А они вывернулись:

Свою подругу обними,
Ну а потом и сникерсни!

Тем, кто не сразу усек или врубился (других слов здесь не подобрать), поясню, что в представленном клипе сникерснуть – это значит съесть шоколадный батончик. А то, о чем многие подумали. Возможно, тоже имеет место, но уже за кадром после пережевывания.
Такое наплевательское и непрофессиональное, отношение к рекламе у меня вызывает обратную реакцию. Как-то даже родилось несколько анти реклам:

Упса“ – хороший аспирин,
Вот только после пучит, блин!

Хоть памперсов значенье велико,
Зато без них ходить легко!

Жаль, поздновато завезли к нам „Бленд а Мед“,
Когда уже зубов здоровых нет.

Когда на каплю заподозришь, что ты трус, –
Купи для подстраховки „Олвейс-Плюс“.

Все выше озвученное это именно то, без чего жизнь нормального человека, по утверждению рекламодателей, просто невозможна, и всяческий смысл.
Отнюдь не собираясь поучать создателей рекламы, все же позволю себе привести парочку жизненных примеров.
Один из первых рекламных призывов я услышал в далеком-далеком детстве. Поучительно-рекомендательный, ненавязчивый и мягкий, он просто потряс меня своей выразительностью:

Пей, сынок, томатный сок –
Будешь крепок и высок!
Если умным хочешь быть,
Виноградный надо пить.

Лишь позже я понял в чем состоит привлекательность такого совета: в нем есть, пусть небольшое, но право выбора. Да и мозгами все же надо шевельнуть, чтобы определиться, что же для тебя важнее.

Конечно, заказчики рекламы тоже мозгами не блещут, и убедить их бывает довольно сложно. Как-то предложил приятелю в его магазине рядом с табличкой „Выход“ сделать небольшую приписку: „Выходя без покупки, подумайте, ведь думать никогда не вредно“. Но он сразу забраковал, заподозрив политическую трактовку второй части изречения. Вот еще один пример, тоже из забракованных:

Будь без понта вы иль с понтом,
Всегда вас ждет „Торговый дом“!

Объясняю заказчику: главное – человека озадачить. Сначала он определит, к какой категории себя отнести, а потом обязательно заглянет в ваш магазин. Бесполезно…
Можно, конечно, обойтись и без радикальных приемов. Например, вложить в рекламу чуть-чуть душевности. Ну, и мягкий юмор никогда не помешает:

У нас подарки есть молодоженам,
Родным, и сослуживцам, и друзьям,
Что позарез необходимо женам,
А если женам – значит, и мужьям!

Естественно, можно задействовать и твердый юморок – все зависит от продукции. Когда я уже слегка набил руку на рекламных стишках, мне подвернулся выгодный заказ от ликероводочного завода. И хотя я пишу быстро, но в правительстве тогда меня опередили, запретив рекламу этого архи насущного продукта. А жаль, там у меня в подборке  жестковатый юморок проскальзывал на все сто:

Сидим вдвоем и „Сибирскую“ мы пьем, –
Ну, до чего же водка хороша!
С ней точно мы в дурдом не попадем,
Хоть нас там уже ждут два кореша.

Забывают рекламодатели и еще об одной детали – подготовке к ее восприятию. Ведь даже при уходе на рекламу на радио или телевидении необходимо настроить телезрителя или радиослушателя, слегка приободрить, что ли. Например:

Полезней, чем принять сто грамм,
Прослушать парочку реклам!

Лет десять эта отбивка нет-нет и прозвучит на местном радио. И хотя мне за нее не заплатили, но все равно приятно, да и людям нравится.

Вот такой маленький экскурс в рекламный поэтический бизнес. Думаю, он будет полезен для молодых поэтов.
Осваивайте его, ребята, не стесняйтесь и убирайте оттуда нынешних бездарей. Уберете – и все деньги будут ваши!


Рецензии