Александр Луцкий

Без звезды пленительного счастья. Александр Николаевич Луцкий

Не имею привычки спускаться с исторических олимпов и заниматься разоблачениями. То, что богатого декабриста могли обслуживать до 30 человек в Забайкалье, а в крепостной России работали на него (у родителей, братьев, сестёр) 300 несчастных душ, должен предполагать любой читающий человек. Кто останется паразитом, а кто будет работать до смерти, известно всем. У генералов свои дети, у кухарки – свои. Власть денег никто не отменял, но каждый несёт свой крест, а лёгких крестов не бывает. Перед вечностью равны все.
Наверное, эта простая философия была хорошо известна декабристу Александру Николаевичу Луцкому, который на самом деле не был декабристом. Но он был самым храбрым человеком из нескольких тысяч солдат и офицеров, которые мялись в нерешительности в этот злополучный день на Сенатской площади. Полк его был в стороне от мятежников. Но, когда жандарм на коне, стал разгонять толпу любопытных обывателей, унтер-офицер Александр Луцкий выставил ружье со штыком и не то ранил, не то задел коня жандарма. Дело было к вечеру. На следующее утро он был уже в Петропавловской крепости.

Больше года разбирались с конём, жандармом и штыком Луцкого. В январский день 1827-го военный судья объявил, что его лишают звания унтер-офицера, преимущества сына обер-офицера, после чего должны повесить.
Смерти он ждал три месяца. Неожиданно ему объявили, что вешать не будут, но сошлют на вечные каторжные работы. Чести стать декабристом его не удостоили. Мне кажется, что он был сильным (физически и духовно) человеком, и посмеивался над такой честью… В Сибирь он отправился с уголовниками «по канату», это когда осужденные закованы в наручники и пристёгнуты к железной арматуре. Это и есть «канат». За день такая толпа проходит от 20 до 25 вёрст. В любую погоду. В деревнях что-то подают добрые люди. Известно, что Луцкий в пути болел: два месяца провёл в лазарете Казани, пять – в Перми.

Сибирь старались заселить кем угодно. Просвещёнными мятежниками, нарушителями законов и порядка. Гнали туда и поселенцев.
Одного такого поселенца звали Агафоном Непомнящим. Видимо, Луцкий был незаурядным импровизатором, если он купил Агафона, то есть документы, за 60 рублей: они поменялись именами. И Луцкий, став Непомнящим, поселился в одной из сибирских деревень. Это были его последние деньги. Нищий на поселении.
Выдало его письмо с просьбой о деньгах, которое он отправил родственникам. История эта тянет на авантюрный роман. Если коротко: полиция вскрыла письмо, о нём не без удивления узнал царь, по резолюции которого импровизатор получил 100 страшных ударов розгами и зимой 1830 года был отправлен на Нерчинскую каторгу, прямо на Зерентуйский рудник.
Но он сбежал и из этого рудника. Мне кажется, что господа благородных кровей не могли бы решиться бежать из Забайкалья, ибо для этого надо обладать невероятным здоровьем, мощью духа и воли. Потомок древней шляхетской семьи Александр Луцкий сумел дойти до Енисейска. Но был задержан. Конфуз в том, что задержал его тот самый исправник, который раз-облачил его в первый раз. В бредущем оборванце он узнал старого знакомого! Чем не фильм?
На этот раз его били плетьми, привели обратно на каторгу, где приковали к тачке. (Тут я вынужден сделать оговорку: все исследователи путают город Нерчинск с Нерчинским Заводом – настоящим центром каторги, где находилось управление Нерчинского горного округа. Округ принадлежал кабинету императора, Нерчинский Завод чиновничьему Нерчинску не подчинялся).

Он вступился за простых, любопытствующих, людей и за это 20 лет провёл на каторге. Самый большой срок в истории декабризма. Его всё время забывали. Случалось, что другие беглые каторжники назывались его именем, а он был прикован к тачке. В народе о нём шла молва, но его забывали во время амнистий. И вот апрельским днём 1850 года он вышел на поселение. Жил в Култуминском руднике, где в наши дни разрабатывают богатейшее месторождение железа и меди, серебра и золота предприятия ГКМ «Норильский никель».

Наверное, он был неунывающим человеком. Женой его была дочь цирюльника Култумы Марфа Портнова. По одним сведениям она родила от Луцкого 6 детей, по другим – 8, в одном из документов он указал семью в 10 человек, а где-то есть сведения о 4 детях. Луцкий на слуху, но не изучен, как другие первенцы свободы…
В августе 1856 года были амнистированы все декабристы. Но свободу он получил только в 1857 году. О нём снова забыли.
Образованный и предприимчивый человек, после амнистии он нашёл работу, получал в год серебром 300 рублей. Потом умер Николай I, стал править Александр II и восстановил Луцкого во всех правах и привилегиях.
Он пытался добраться до своей Родины, но остановился в Иркутске: болели дети. Прогонные, 264 рубля, были истрачены на лекарства и жизнь. Пришлось вернуться в Забайкалье. Теперь он поселился в Нерчинске. Есть документ, свидетельствующий о том, что он работал учителем.
Он прожил 78 лет. В разных источниках говорится, что в год своей смерти, в феврале 1882 года, он был довольно крепким, пожилым, человеком. По неточным данным 22 февраля он отправился на охоту в тайгу, где потерялся в сильнейший буран. В Нерчинске есть его могила. В Забайкалье помнят о нём.

Отец его не имел крепостных, дворянство получил за службу. Люди они были бедные и жили на жалованье. При любом исходе Александр Луцкий должен был зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Ему было предопределено – не быть паразитом, не эксплуатировать других, а потому он обязан был бороться за справедливость, не забывая о предприимчивости и возможности свободы.
Каторга его не была толпой просвещённых и культурных людей, собранных в одном месте. Он не был ни в Читинском остроге, ни в Петровском Заводе, обитатели которых воспеты и возведены на Олимп. Он был среди уголовников и простого народа. Прикованным к тачке. Портрета его никто не рисовал. (Есть только сомнительная реставрация, видимо, уже нашего времени).
У него не было звезды пленительного счастья, у него были дух и воля…
Удивительная судьба удивительного человека. Одно не понятно: почему до сих пор не поставили удивительный фильм?

.........................................................


Рецензии